€ 98.17
$ 91.72
Кластер лжи: отдельные признаки не всегда говорят об обмане

Кластер лжи: отдельные признаки не всегда говорят об обмане

Ванесса ван Эдвардс делится приемами, которые помогут понять, что вас водят за нос, а не просто нервничают или чего-то боятся

Саморазвитие
Иллюстрация Роберто Инноченти к сказке "Приключения Пиноккио"

Хотите стать профессионалом в распознавании лжецов? Обратите пристальное внимание на язык их тела.

В личной или профессиональной жизни успех зависит от умения защищать себя от обмана. Способность отличать правду от лжи помогает заключать выгодные сделки, находить нужных партнеров и нанимать правильных сотрудников.

Как специалист по поведению и языку тела я изучаю и учу людей читать вербальные и физические сигналы. Вот как понять, имеете ли вы дело с нечестным человеком:

Шаг 1: Определите базовый уровень

Базовый уровень человека — это то, как он ведет себя в нормальных, не представляющих угрозу условиях.

Чтобы обозначить базовые ориентиры, нужно сесть рядом с человеком, которого вы хотите лучше узнать — своим ребенком, супругом, другом, коллегой, начальником. Поговорите непринужденно на нейтральные темы, о которых у него нет причин лгать, например, о погоде или об ужине.

Обратите внимание на его поведение, как он держит тело, какие звуки издает, какая у него мимика. Как только вы поймете основные сигналы, присмотритесь, когда и в каких эмоциональных состояниях используются эти жесты.

Если вы внезапно увидите поведение, которое отличается от базового, скорее всего это признак того, что от вас что-то скрывают.

Шаг 2: Ищите настораживающие сигналы

Не существует универсального признака, который гарантированно говорит об обмане, и любое, даже значительное отклонение от базового уровня не обязательно указывает на нечестное поведение.

Однако существуют специальные сигналы, используемыми лжецами. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Поджимание губ: люди иногда сжимают губы, когда пытаются скрыть информацию. Это тревожный сигнал — вам следует взять паузу и копнуть глубже, спросив: «Все хорошо?» или «Есть что-то еще, о чем мне следует знать?»
  • Вопросительные интонации: когда человек заканчивает предложения на высокой ноте, как будто задает вопрос, это показывает, что он не полностью уверен в своих словах. Это повод усомниться в нем. Лжецы часто делают это ненамеренно, потому что подсознательно спрашивают: «Вы мне верите?»
  • Отсутствие сокращений: когда кого-то обвиняют во лжи, он старается быстро опровергнуть обвинения, используя сокращенные варианты слов. Например, «Я этого не делал!» или «Я ничего не знаю!»
  • Отсутствие личных местоимений: лжецы знают, что, будучи пойманными, они попадут в беду, и отказываются от личных местоимений. Особенно это заметно в письменной форме. Они пишут по электронной почте: «Не укладываюсь в срок. Много проблем с поставщиками». Обратите внимание, они явно избегают местоимения «я». Сравним с таким ответом: «Я не сделаю этого до завтра. У меня проблемы с поставщиками».
  • Внезапное дистанцирование: если человек внезапно отклоняется или физически делает шаг назад, это может означать желание отдалиться, так как ему неудобно лгать.
  • Микровыражения страха: микровыражения — это краткие, непроизвольные выражения лица, выдающие истинные эмоции человека. Лжецы часто боятся быть пойманными, и показывают свой страх в мелких движениях, например, поднимая брови или морща лоб.

Помните, что эти признаки считаются настораживающими только в случае отличия от базового уровня человека. Например, если начальник обычно использует вопросительные интонации в предложениях, это не должно служить поводом подозревать его в обмане.

Шаг 3: Найдите кластер из трех признаков

Никогда не воспринимайте один-единственный тревожный сигнал как верный признак лжи. Большинство обманщиков выдают более одного признака за считанные минуты или даже секунды. Это называется кластером.

Чтобы с большим основанием подозревать кого-то в обмане, нужен кластер из трех настораживающих признаков.

Например, коллегу спрашивают о статусе нового клиента. Она реагирует микровыражением страха и отвечает с вопросительной интонацией.

Или менеджер спрашивает сотрудника о выполнении нормы на текущий месяц. Сотрудник поджимает губы, делает шаг назад и отвечает без личных местоимений: «Порядок! На пути к цели».

На мой взгляд, лучше всегда предполагать, что люди говорят правду. Способ защитить себя от лжецов — просто обращать внимание на базовые характеристики важных людей, с которыми вы общаетесь: что они делают, как ведут себя, когда говорят правду?

Любые настораживающие сигналы или отклонения от обычного поведения — это первый признак того, что стоит приглядеться внимательнее.

Источник

Свежие материалы