Улыбка Джокера: зачем злодеям чувство юмора

Улыбка Джокера: зачем злодеям чувство юмора

Профессор психологии Трэвис Лэнгли на примере легендарного безумного шута раскрывает темные грани смеха

История Образ жизни
Кадр из фильма «Джокер»

Что мог бы рассказать Джокер, оказавшись на кушетке у психиатра? Профессор психологии и поклонник вселенной DC Трэвис Лэнгли посвятил неоднозначному образу шута книгу «Джокер — безумный король преступного мира», в которой рассматривает его поступки и особенности с точки зрения психиатрии. «Идеономика» публикует отрывок из книги, где Лэнгли рассуждает о том, какую роль играет в образе Джокера юмор.

Юмор: кому здесь смешно?

Джокер смеется сам и заставляет смеяться других. Его примечательной особенностью является улыбка, кажущаяся нарисованной или застывшей на лице, например в комиксах Бронзового века и в фильме «Бэтмен» 1989 года. Джокер приобретает эту уродливую гримасу после падения в чан с кислотой. Поскольку улыбка кажется неизменной и застывшей, складывается впечатление, что Джокер зациклился на своем чувстве юмора и вынужден подшучивать над другими: он не может поступать иначе.

А действительно ли Джокер понимает, что такое шутка? Что значит иметь хорошее чувство юмора? Означает ли это, что вы с легкостью смеетесь (реагируете) или заставляете других смеяться (играете роль)? Можете ли вы понять шутку и то, что другие находят смешным (осмыслять), или находить что-то смешным, независимо от того, смеется ли над этим кто-то другой (быть не похожим на других)? Окрыляет ли ваш юмор людей (конструктивный юмор) или разрушает (деструктивный юмор)? Это лишь некоторые из вопросов, которыми задаются исследователи юмора. Они всерьез думают о том, как следует изучать интересующую их сферу.

Хотя юмор часто не рассматривается как серьезный, достойный объект для научных исследований, в жизни человека он встречается повсеместно. Шутки вдохновляли людей на великие свершения, а также провоцировали массовые беспорядки и убийства. Изучая злоумышленника, определяющего свою личность с помощью шуток и совершающего целые серии преступлений на забавляющие его темы, или, если уж на то пошло, пытаясь понять любого нарушителя закона, движимого погоней за развлечениями и острыми ощущениями, кажется разумным определить паттерны использования ими юмора.

Хорошее, плохое и смешное

Независимо от деления юмора на позитивный или негативный, здоровый или нездоровый, адаптивный или дезадаптивный, исследователи определенным образом изучают, хорошо или плохо он влияет на людей. Юмор субъективен, нереален, его трудно выявить точно. Он может быть бесстрастным или абсурдным, добродушным или черным. То, что смешно сейчас, будет несмешным потом. То, что так забавно для одних, может утомлять других. Если создать формулу юмора, комики будут злоупотреблять ею — и она перестанет действовать. Юмор строится на тех же элементах несоответствия и неожиданности, что и ужас.

Возможно, именно поэтому Джокер смешивает их. Среди множества теорий, пытающихся объяснить юмор, можно выделить несколько особенно выдающихся. Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых специалистов, изучавших психологию юмора. С его точки зрения, люди шутят, когда активное сознание позволяет выражать мысли, обычно замалчиваемые в обществе, преодолевая их вытеснение в подсознание и социальные запреты для достижения эмоциональной разрядки. Фрейд считал юмор очень важным для психического здоровья. Основываясь на наблюдениях Фрейда и собственных заметках, в дальнейшем психоаналитики рассматривали юмор как один из защитных механизмов против тревоги. Хотя они признавали, что юмор может быть неуместным, а любая защита — чрезмерной, они, как правило, считали юмор одним из наиболее здоровых и зрелых защитных механизмов.

Перед лицом трудностей юмор помогает людям выражать свои мысли, чувства и проблемы, пропускать через себя ситуации, не позволяя переживаниям сбить их с толку. Те, чья профессия заставляет сталкиваться с травмирующими ситуациями (первичный травматический стресс) или чувствовать себя травмированными в результате контакта с другими, подвергшимися травме людьми (вторичный травматический стресс), могут попытаться справиться с этим посредством черного юмора — мрачных шуток на серьезные темы, — потому что он дает им чувство контроля в неконтролируемых обстоятельствах, социальную поддержку и помогает дистанцироваться от эмоций, мешающих им выполнять свою работу. Человек с нигилистическим мировоззрением вроде Джокера может довести черный юмор до крайности, если все в жизни кажется ему жестоким и безрадостным.

Многие современные психологи либо полностью отвергают теории Фрейда, либо принимают лишь некоторые из его идей, оспаривая его сосредоточенность на бессознательном или сексуальных мотивах. Они интерпретируют юмор как защитный механизм, рассматривая его с точки зрения того, является ли он адаптивным (помогающим человеку функционировать, то есть адаптироваться к жизни) или дезадаптивным (мешающим здоровому функционированию). Адаптивные виды юмора придают сил либо через аффилиативный юмор, который акцентируется на образе других, либо через самостимулирующий юмор, поощряющий того, кто шутит. И наоборот, дезадаптивные виды юмора принижают людей, оскорбляя других (агрессивный юмор) или самого шутника (самоуничижительный юмор). Когда Брюс Уэйн говорит о Бэтмене: «У парня, который одевается как летучая мышь, явно есть проблемы» — его юмор может показаться самоуничижительным, но на самом деле он себя не оскорбляет. Его юмор самостимулирующий, так как демонстрирует, что он может спокойно шутить о себе, хотя только он и Рэйчел Доуз понимают смысл этой шутки.

Юмор обычно делится на интеллигентный и низкопробный. Интеллигентный юмор обладает большей утонченностью и нарочитой усложненностью. В нем используются продуманные диалоги и минималистичные образы для привлечения большего внимания к мысли, чем к эмоциям. Критикующий противоречивость человеческой натуры с помощью сатиры, логики и игры слов «высокий» юмор — серьезная вещь. В ответ на него можно услышать фразу: «Да, весьма забавно», — выражающую интеллектуальную оценку при отсутствии громкого смеха. Низкопробный юмор, напротив, глуп. Больше ориентированный на визуализацию, он использует элементы балагана и буффонады, такие как фарс, матерные анекдоты, выкрики, потасовки, браваду и пошлые шутки. Его словесному выражению не хватает изящества. Цель — вызвать смех, не обязательно имеющий интеллектуальную составляющую. Людям не надо задумываться. Они просто смеются.

Джокера интересует как интеллигентный, так и низкопробный юмор. Его «высокий» юмор имеет тенденцию к развитию, Джокер демонстрирует интеллектуальное превосходство и сообразительность с помощью игры слов или подсказок, требующих от его преследователей «понять шутку» для того, чтобы его найти. Его низкопробный юмор разносит в пух и прах, иногда в буквальном смысле. Он может превратить забавный сюрприз в разрушительный или смертельный: распрыскивающий кислоту цветок в петлице, взрывающаяся подушка-пердушка или сигара, пироги в лицо, насмерть отравляющие одних и оставляющие кислотные шрамы другим, — вот его «остроумное» оружие.

Безумное чувство юмора и темная тетрада

Джокер в некотором роде комедиант. Его называют Клоуном-маньяком и Трикстером. Есть ли у Джокера чувство юмора и как оно влияет на его личность или личностные расстройства? Шутки Джокера дурные, но безумен ли он? Часто говорят, что верно и то и другое. Его безумие невозможно оценить напрямую, потому что он вымышленный персонаж. Можно описать Джокера с помощью ряда личностных характеристик и их связи с чувством юмора, в частности с используемыми им видами юмора.

[…] Архетип Трикстера с его безразличием к табу и последствиям собственных шалостей демонстрирует некоторые признаки психопатии. «Представление о Трикстере как о персонаже, выходящем за рамки закона и морали, руководствующемся инстинктами, удивительно схоже с современным понятием о психопате, — отмечают исследователи психопатии. — Возможно, что это известное всем представление о фигуре Трикстера является общим пониманием частного синдрома, пересекающегося с тем, что в настоящее время известно нам как психопатия». Трикстер является подклассом более широкого архетипа Шута, девиз которого «Живем один раз». Шут живет лишь настоящим моментом, что также распространено среди психопатов. Главное его желание — жить и наслаждаться здесь и сейчас. Такая чрезмерная концентрация внимания на настоящем может быть детской, незрелой, несознательной или психопатической. Последнее напоминает Джокера, хотя он наслаждается страданиями и смертью больше многих других Трикстеров или Шутов. Цель этого архетипа — прекрасно проводить время и веселить мир. Главный страх персонажей-Шутов состоит в том, что им станет скучно, и Джокер, как кажется, также вполне подходит под это описание.

Существует очень мало эмпирических доказательств того, что эти архетипы и подклассы существуют в том виде, в каком их представлял себе Юнг, то есть как унаследованные человечеством через коллективное бессознательное мотивы. Но независимо от того, откуда они берутся, люди склонны воспринимать паттерны и попадать под их влияние. Мотивы руководят многими нашими поступками и жизнью, зачастую находясь на подсознательном уровне.

Джокер точно соответствует критериям как диссоциального расстройства личности согласно «Руководству по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации, так и психопатии в соответствии с «Перечнем черт психопатической личности». Такой человек не способен критиковать себя или подшучивать над собой. Джокер критикует и шутит о других, но редко о себе, и многие рассказы заканчиваются изображением хмурящегося Джокера, когда Бэтмен и Робин остроумничают на его счет. Поскольку насилие и страдания его забавляют, можно сказать, что его юмор агрессивный. Люди с таким типом юмора используют его «как средство возвеличивания себя за счет других путем их критики или манипулирования. Они дразнят и высмеивают остальных людей для демонстрации собственного превосходства, не заботясь об их благополучии». Похоже, что поведение Джокера соответствует этому виду юмора, и действительно, эмпирические исследования показали, что психопатия и макиавеллизм (две составляющие так называемой темной триады) умеренно коррелируют с агрессивным юмором. Прирожденным убийцам свойственна язвительность, основанная на едком остроумии и сарказме.Агрессивный юмор улучшает состояние шутника независимо от того, нравятся ли такие шутки кому-нибудь еще. По сути, такие люди стремятся причинить боль другим, чтобы усилить ощущение собственной власти.

Похоже, и Джокер, и Бэтмен редко используют (пусть и по разны причинам) самоуничижительный юмор. Этот юмор, оскорбительный и ограниченный личностью шутящего, характеризуется «подшучиванием над собственными слабостями и смехом над собой вместе с другими для получения их расположения». В случае с темной триадой Джокера это, вероятно, связано с его завышенным чувством собственной важности. Такое восприятие может служить компенсаторным механизмом для маскировки ощущения своей никчемности. Бэтмен же слишком беспокоится о своих предполагаемых недостатках, чтобы над ними смеяться, так как боится потерпеть неудачу.

Поглощенность собой и завышенное чувство собственной важности Джокера указывают на то, что ему свойственна и третья черта темной триады — нарциссизм или даже нарциссическое расстройство личности. Нарцисс обладает чрезмерным чувством собственной важности и лишен эмпатии, что характерно для психопатии. Тем не менее существуют эгоистичные люди, которые соответствуют нравственным нормам, несмотря на недостаток эмпатии. Даже если такая зацикленность на себе приводит к агрессивному поведению по отношению к другим людям, они так или иначе нужны нарциссу для поддержания самовлюбленности и мании величия. Нарцисс может чувствовать себя великолепным только в присутствии других. Многие из них демонстрируют позитивный юмор, особенно аффилиативный. Такой юмор становится частью их поверхностного обаяния. Он используется для получения вознаграждения в виде внимания и для улучшения социальных отношений. Джокер не только не заботится о своей команде —он не позволяет себе укреплять связь с ней через юмор. Он даже мимоходом убивает своих сообщников, когда такая идея приходит ему в голову, — а это крайне асоциально. Так что кажется маловероятным частое использование Джокером аффилиативного юмора.

Когда оригинальная темная триада оказалась недостаточной для отражения всех человеческих пороков, исследователи расширили ее, включив уже в темную тетраду садизм. Юмор садиста агрессивен. Он по определению получает удовольствие от страданий других. Джокер убивает ради шутки. Часто он предупреждает о своих жестоких шутках, чтобы получить удовольствие от страданий и тревоги жертв и почувствовать свое могущество, выставляя представителей власти в негативном свете. Порой крушение надежд причиняет еще большую боль, и эта мысль вызывает у него смех. Моральное насилие интересует его больше физического.

Соль шутки: мудрые глупцы

Фигура Шута, из которой возник Джокер, основана на древней как мир мысли о том, что не сдерживаемый никакими рамками дурак может безнаказанно говорить и бросать вызов устоявшимся положениям — это так называемая «мудрость дурака». По общему мнению, карта Шута в колоде Таро представляет собой невинность и начало поисков мудрости. Шут беспечен, он не думает о последствиях и о том, куда может завести его путь. Шут полностью поглощен процессом, и иногда это приводит к необдуманным поступкам: нанесению травм или оскорблений. В современных карточных колодах Шут становится непредсказуемым джокером — картой, способной превращаться в любую, необходимую для игры. И действительно, персонаж Джокера прошел множество трансформаций в соответствии с требованиями каждого века. Как и в случае с классическим Шутом, люди на свою беду недооценивают Джокера, когда тот пытается раскрыть им глаза на то, кто тут на самом деле дурак.

Джокер со своим агрессивным юмором хочет поставить мир на место. Любая шутка, какой бы жестокой она ни была, человеку, который не испытывает мук совести и сочувствия, кажется лишь безобидной насмешкой. Он не знает смеха от общей радости и слез страданий, поэтому его потребность смеяться проявляется шутками над жестокостью и абсурдностью человеческой природы.

Свежие материалы