Со всей строгостью: как дети оценивают моральные качества окружающих
От тех, кто поступил дурно, они уже не ждут ничего хорошего
Образ жизниВ последние десять лет психологи, занимающиеся вопросами возрастного развития, были поражены юным возрастом, в котором дети осознают моральные качества чужих поступков. Уже в четыре месяца младенцы способны реагировать на неравномерное распределение угощений и ресурсов. К 24 месяцам они с пренебрежением относятся к несправедливым людям при социальных взаимодействиях и ждут, что другие будут вести себя так же. Иные формы морального суждения появляются еще раньше: уже в 3-месячном возрасте младенцы явно отдают предпочтение тем людям, кто помогает, а не мешает другим.
Размышляя об этих зарождающихся моральных суждениях, исследователи заинтересовались лежащей в их основе ментальной «структурой». Работают ли детские нравственные правила как свободная «антология», в которой суждения, вынесенные на основе одного принципа, мало влияют на суждения, основанные на другом? Или же существует более глубокая ментальная структура, которая порождает множество взаимосвязанных моральных ожиданий?
Недавнее исследование, опубликованное в PNAS, открывает новые горизонты в этом увлекательном вопросе. По его результатам, дети руководствуются базовым мысленным представлением о том, что значит быть нравственным человеком (хотя и с некоторыми оговорками, которые вызывают беспокойство). В этих моральных рамках один неправильный поступок может полностью вычеркнуть человека из добрых детских книг.
В ряде экспериментов исследователи изучили, как 25-месячные дети реагируют на серию социальных взаимодействий с моральной нагрузкой, устроенных во время кукольного представления. Сначала малышей познакомили с двумя игрушечными собаками, а затем одна из собачек стала вредить другой — то сминала рисунок, то ломала игрушечную башню, которую они построили.
Ключевым был вопрос, удивятся ли дети, если проказник совершит иной с нравственной точки зрения проступок в другой обстановке? Чтобы проверить это, исследователи разыграли сценарий, в котором собачка обнаружила две игрушки и раздумывала, как разделить эту удачную находку между двумя куклами. Детей случайным образом разделили на две группы: одна из них увидела, что каждая кукла получила по игрушке, а другая — что собачка по необъяснимым причинам пренебрегла одной из марионеток и отдала обе игрушки другой.
Исследователи обнаружили, что дети, которым продемонстрировали справедливый сценарий, значительно больше времени наблюдали за взаимодействием. Это наблюдение — которое психологи принимают за свидетельство удивления — предполагает, что дети не ожидали, что хулиган поступит справедливо в другом контексте. То есть у детей есть целостное представление о том, что значит быть нравственным. И, по их мнению, единичный поступок, который противоречит одному аспекту «хорошего» поведения, подразумевает, что от человека следует ожидать нарушения других моральных принципов.
Но есть одна загвоздка: оказывается, дети не всегда ожидают аморального поведения от того, кто плохо обращается с другими. Исследователи увидели это, повторив эксперимент, только на этот раз малышам сначала показали, как собачка плохо обращалась с кроликом (а не с другой собачкой).
В этом сценарии дети дольше наблюдали за собачкой, которая не поровну поделила игрушки — будто бы ждали, что она все-таки поступит справедливо. И только когда собачка трижды обидела кролика, дети перестали ожидать от нее положительных поступков.
Хотя этот результат не совсем удивителен (другие исследования документально подтвердили, что дети ожидают от людей особого отношения к членам своей группы), этот эксперимент — первый, открывающий нечто глубокое о том, как дети выносят свои моральные суждения, какими бы ошибочными они ни были. То есть моральные принципы, которые используют дети, не произвольны. Они проистекают из базового ментального представления о том, что делает человека нравственным. А вот «запрограммировано» ли это представление или оно изменяется в силу развития, опыта и возраста — это захватывающий вопрос, который предстоит решить в будущих исследованиях.