€ 98.75
$ 92.23
Цифровая память: как соцсети подливают масла в огонь при расставании

Цифровая память: как соцсети подливают масла в огонь при расставании

Новые технологии изменили жизнь людей во многих отношениях — даже в том, как мы переживаем разрыв с любимыми

Образ жизни
Кадр из фильма «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус»

Независимо от того, были ли вы вместе долгие годы или это была короткая интрижка, разрыв отношений — это всегда тяжело, особенно если бросили вас. Во время отношений жизни двоих людей тесно переплетаются, появляются общие друзья и общие занятия, а в длительных отношениях самоощущение одного партнера связано с самоощущением другого. Расставание предполагает, что вам нужно отделиться от другого человека — практически и эмоционально, а значит и потерять какую-то часть себя.

В прошлом этот процесс касался только вас двоих, и, возможно, близких родственников и друзей. Однако в эпоху социальных сетей и смартфонов все изменилось. Когда у пары все хорошо, соцсети обоих пестрят совместными фото, создавая цифровое отражение совместной жизни. Но при расставании вы оба оказываетесь в цифровой ловушке.

Я и мои коллеги Дэниел Херрон и Венди Монкур решили разобраться, как технологии усложняют разрыв и влияют на участников процесса. Мы опросили 26 человек в возрасте от 18 до 52 лет, продолжительность взаимоотношений которых варьировалась от шести месяцев до 29 лет. Мы задавали вопросы о разрыве и о том, как они справились (или не справились) с цифровым аспектом отношений впоследствии. Важно было оценить их опыт и понять, как можно улучшить ситуацию в будущем.

Одна из наиболее распространенных проблем была связана с фотографиями — как онлайн, так и офлайн. В счастливые времена люди ценят эти «цифровые штуки», потому что они помогают создать чувство близости, вызывают положительные воспоминания и служат осязаемыми символами отношений. Но именно это делает фотографии такими болезненными, когда люди расходятся: мы больше не хотим постоянно вспоминать или быть символически привязанными. Поэтому при разрыве отношений люди часто думают, сохранить или удалить все это, и те, кто решается удалить, как правило, лучше приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Например, через пару месяцев после разрыва отношений со своей второй половинкой участник нашего исследования Райан решил, что ему нужно очистить свой аккаунт в Facebook от присутствия этого человека. Он снял все отметки и удалил фотографии партнера, но обнаружил, что этого недостаточно:

«Я обнаружил, что он присутствует на тех фотографиях, где нет ни его, ни меня. Например, он комментировал некоторые мои фотографии с мамой… И все эти мелочи все равно вызывают воспоминания».

Иногда кажется, будто технологии вообще не хотят, чтобы вы что-то забывали. Исследования показывают, что избавление от цифровых воспоминаний — достаточно трудоемкий и эмоциональный процесс, поэтому некоторые люди просто сдаются, не выполнив задачу. А тем, кто упорствует, приходится бороться с технологиями, которые хотят помнить.

После разрыва со своей девушкой участник нашего исследования Итан удалил большое количество фотографий со своего ноутбука, а потом обнаружил, что компьютер самостоятельно восстановил все удаленные файлы. Все из-за Time Machine — встроенной функции Mac, которая автоматически создает резервные копии файлов, чтобы обеспечить их безопасность и возможность восстановления. Удобно для других файлов, но Итан был разочарован, обнаружив, что программа хранит в безопасности удаленные фотографии его бывшей подруги, без его ведома поддерживая связь между ними:
«Я просто не знаю, что делать. Как будто Mac хочет помочь, говоря: «Может, ты захочешь все вернуть», а я говорю: «Я в порядке, я правда не хочу. Просто избавься от этого».

И тут у вас хотя бы есть доступ к фотографиям. А лучшее, что вы можете сделать со снимками, которые загрузил ваш бывший, — просто снять с себя отметку, но они все равно останутся в сети, и любой сможет их увидеть. Только после разрыва Натали осознала, что вся их цифровая жизнь осталась в руках ее бывшего жениха. У него была качественная камера, поэтому именно он делал снимки и загружал их в социальные сети. «В итоге это его фотографии, — говорит она. — И он управляет моими воспоминаниями».

Беспокойство об этих напоминаниях часто связано с будущим, особенно когда речь идет о новых партнерах. К примеру Райан стер своего бывшего из аккаунтов в социальных сетях именно из-за того, что могли подумать будущие партнеры:

«Если бы я встречался с кем-то, я бы не хотел, чтобы они заходили в мой профиль и видели все предыдущие отношения. Они бы подумали: «Боже, это слишком!»

Что еще хуже: социальные сети позволяют следить за жизнью бывшего партнера. Например, Белла и ее бывший парень решили остаться друзьями после разрыва и не удалять друг друга из социальных сетей. Сначала это помогало им поддерживать общение, но затем, когда у бывшего Беллы появилась новая девушка, это стало проблемой:

«Хуже всего, когда ты видишь его фотографии с новыми людьми. Это было ужасно… Было бы лучше, если бы Facebook не считал себя обязанным рассказывать мне об этом».

Возможность видеть бывшего в сети лишь усугубила боль Беллы, но для кого-то это превращается в нечто более зловещее. Иногда Facebook и другие платформы становятся способом следить за бывшими партнерами. Люди, которые часто заходят на страницы своих бывших, как правило, больше расстраиваются из-за разрыва.

В самом крайнем случае это перерастает в киберпреследование: использование интернета или технологий для слежки или запугивания. Одна из наших участниц, Эмма, пыталась игнорировать повторяющиеся сообщения бывшего с просьбой о встрече. Затем он отправил ей сообщения с угрозами на разных платформах, и она его заблокировала, но этого было недостаточно.

Он начал писать ей, демонстрируя, что знает, где она находится в данный момент. Эмма призналась:

«У меня сотни сообщений… Например: «Я вижу, что сегодня вечером ты у [друга]?» Или «Тебе лучше припарковаться где-нибудь в другом месте».

Сначала она думала, что он следит за ней лично, но потом общий друг объяснил ей, что происходит. Пока они были вместе, Эмма и ее бойфренд показывали друг другу данные о своем местонахождении на Google Maps, чтобы не забрасывать друг друга сообщениями вроде «Ты уже рядом с домом?». Эмма забыла об этом, но ее бывший нет. Поняв, что происходит, она отключила ему доступ и взяла ситуацию под контроль, разорвав, наконец, последнее звено их цифровой связи. Проблема в том, что все эти цифровые сети приходится распутывать вручную: снимать отметки, чистить память, отзывать доступ и просить бывшего партнера сделать то же самое.

Но и задаваться во время отношений вопросом «Что, если мы расстанемся?», когда партнер делится совместными фотографиями, тоже как-то неправильно. Лучше всего, если технологические компании задумаются над тем, как поддержать людей после разрыва отношений. Платформы социальных сетей, такие как Facebook и Instagram, могли бы предложить более детализированный набор элементов управления для удаления следов бывшего партнера из профиля. Например, возможность выбирать, какие метки остаются, а какие удаляются, при изменении статуса отношений. А Карты Google могли бы напоминать пользователям каждые несколько недель или месяцев о необходимости проверить, у кого есть доступ к их данным.

Таким образом, проблема заключается не в сиюминутном использовании — естественно, что людям хочется делиться важными моментами отношений. Проблема в последствиях, и технологические компании должны предоставить пользователям более совершенные инструменты для контроля и управления их идентичностью в сети после разрыва отношений. Это не решит проблему болезненных расставаний, но хотя бы поможет легче двигаться дальше.

Источник

Свежие материалы