Это не моя работа: как не стать «офисной домохозяйкой»

Это не моя работа: как не стать «офисной домохозяйкой»

Специалист по инклюзии, основатель компании Candour Ручика Тулшьян дает советы тем, на кого пытаются взвалить большой объем бытовой работы в офисе

Лидерство
Фото: soosee/Flickr

Работая в корпоративной среде, я быстро поняла, что от меня ожидают выполнения непропорционально большого объема бытовой рутины в офисе.

Заказать обед, раздать заметки с совещаний, составить расписание — я фактически была секретарем, как будто мы были в эпизоде сериала «Безумцы». Не хочу обидеть ни одного человека, который выполняет эту важную административную работу. В чем же тогда проблема? В том, что это не входило в мои обязанности.

Офисная рутина — важная, но неблагодарная (и бесперспективная) работа, в которой нуждается каждая организация. Кто-то должен делать заметки на совещаниях, планировать встречи обеспечивать сотрудников перекусами. Противоположность такой занятости — более престижная работа с самыми «вкусными» заданиями, которые могут продвинуть вас по карьерной лестнице. Исследования показали, что женщины чаще всего получают работу первого типа и с меньшей вероятностью — шанс добиться второго. Сейчас ситуация стала еще хуже. Выводы исследования организации Lean In и McKinsey в 2021 году таковы: во время пандемии объем работы, не способствующий продвижению женщин по службе, значительно увеличился.

Вы никогда не исправите системные проблемы. И сексизм — не ваша вина. Правильное решение — изменить культуру организаций. Так, чтобы офисная рутинная работа распределялась между всеми сотрудниками и была справедливо вознаграждена. Но на это нужно время.

Несправедливое распределение рутинной работы тормозит карьерный рост и оставляет человеку только два нежелательных варианта: взвалить на себя эти обязанности и смириться или отказаться и рискнуть быть наказанным. И хотя я отказывают возлагать на женщин ответственность за системное решение этой проблемы, мне хочется помочь тем, кто оказался в подобной ситуации, научить говорить уверенное «нет».Именно поэтому я делюсь сценариями действий, которые помогут вам отклонять или смягчать просьбы о дополнительной работе в офисе без последствий.

1.Вооружитесь доказательствами

Составьте список задач, за которые вы несете ответственность и которые оплачиваются. А также список своих обязанностей, за которые вам не платят. Напишите аналогичный список для коллег-мужчин и предоставьте все это своему руководству.

2.Посоветуйтесь с руководителем

Если вас попросят взять на себя дополнительную работу, всегда можно обратиться к руководителю отдела. Если ваш начальник согласен с тем, что эта задача не стоит вашего времени, будет проще избежать негативной реакции коллег в случае отказа.

3.Заранее приготовьте убедительный ответ на подобные просьбы

Вы можете сказать: «Меня наняли, чтобы заниматься X, а выполнение задания Y отнимет время для успешного выполнения X».

На спонтанные просьбы, такие как заказ еды в офис, я отвечала: «Сейчас мне нужно присутствовать на обсуждении, которое имеет решающее значение для моего проекта».

В ответ на долгосрочные поручения, например, когда меня просили руководить наставнической деятельностью, я говорила: «Мне нужно работать над очень важным проектом, и я беспокоюсь, что не смогу уделить достаточно времени своему подопечному».

4.Ищите возможности, не связанные с бытовой работой в офисе

Активно браться за задания, развивающие карьеру, предложила вице-президент VMWare Ума Тана Баласингам, соучредитель и руководитель подразделения Lean In в Сингапуре. Такие задания не только дадут толчок карьерному росту, но и станут вескими причинами, которые помогут вам отказаться от дополнительной работы в офисе.

«Когда ваш график заполнен ценной работой, это дает возможность отказаться от того, что менее ценно», — объясняет Баласингам. Она предлагает сказать: «Я бы с удовольствием помогла, но сейчас работаю с Тедом над важной стратегической инициативой. Джо идеально подошел бы для этого».

5.Уточняйте информацию

Вы всегда можете спросить, почему именно вас просят выполнить бытовую работу. Проговаривая критерии своего выбора, ваши коллеги задумаются, почему же в первую очередь обратились к вам. Это даст и вам некоторое время, чтобы собраться с мыслями и не чувствовать себя обязанной сразу соглашаться.

6.Используйте чувство юмора

Я не обладаю природным чувством юмора, но легкое отношение к ситуации помогло мне. Однажды я ответила: «Пусть лучше Джон закажет обед, так как я отвечаю за питание у себя дома», — а затем улыбнулась.

У моей подруги Селены Резвани, спикера и консультанта по вопросам женского лидерства, была такая шутливая фраза: «Исследования показывают, что меня с большей вероятностью попросят сделать что-то подобное, нежели вас, и я буду нравиться вам меньше, если откажусь. Но угадайте, что я собираюсь сделать?».

7.Практикуйтесь говорить «нет» вместе с союзниками

Неудивительно, что с практикой говорить «нет» становится легче! Заручитесь поддержкой коллег, которые помогут вам понять, как отказывать в просьбах таким образом, чтобы оставаться самим собой. Формирование и развитие такой сети единомышленников особенно важно по мере продвижения по карьерной лестнице.

8.Меняйтесь задачами

Если вы с командой регулярно встречаетесь в офисе, предложите чередовать такие задачи, как приготовление обеда, ведение заметок и другую работу. Вы могли бы сказать: «Я делала заметки на прошлой неделе, давайте делать это по очереди». Такой подход дает надежду, что каждый внесет свой вклад.

9.Помните, что рутинная работа в режиме онлайн — это… все та же рутинная работа

С началом пандемии исчезли такие обязанности как заказ обеда или составление графика дней рождения сотрудников. Но они были быстро заменены организацией виртуальных «счастливых часов» и отправкой приглашений на собрание в онлайн-календарь.

Если вы чувствуете, что погрязли в виртуальной рутинной работе (а она чаще еще менее заметна, чем в офисе), то предложите делать ее по очереди. Это может прозвучать так: «Я спланировала все онлайн-встречи на этой неделе. Было бы замечательно каждую неделю меняться. Джон, ты следующий?»

10. Если вы не можете отказаться, то пусть ваша работа будет оценена

Иногда нет возможности отказаться от подобной работы. Если так происходит, найдите способ донести до остальных, что любая работа — это дополнительный труд. И вам хотелось бы, чтобы
при оценке эффективности персонала в разговорах с руководителем было подчеркнуто, что эти обязанности не являются частью вашей должностной инструкции.

11.Заступитесь за других

«Если вам не хватает уверенности отстаивать свои права, заступитесь за других в такой же ситуации», говорит Жаклин Керр, поведенческий специалист, предприниматель и ведущая подкастов, изучающая выгорание у работающих матерей. «Так будет легче сделать первый шаг, и, возможно, другая женщина увидит ваш пример и сделает то же самое для вас или кого-то другого».

12.Используйте свое влияние, чтобы нарушать правила

Продвигаясь по карьерной лестнице, все время платите вперед. Когда кто-то решает, что новый менеджер мог бы организовать стенд на выставке, объясните, что это ниже его уровня. Скажите: «Я не думаю, что это лучший способ использовать его опыт и навыки».

Если вас постоянно просят заниматься бытовыми вопросами в офисе, это не ваша вина. Эту истину нужно усвоить, особенно когда руководство подпитывается вашими неприятными ощущениям в момент, когда вы сталкиваетесь со сложностями. Правило «помоги себе сам» очень хорошо способствует тому, чтобы мы думали, будто сами являемся проблемой, встречая препятствия на своем пути.

Не сегодня. Мы не должны прекращать попытки докричаться на лидеров, чтобы они не позволяли бытовой офисной рутине влиять на карьеру женщин.

Изменения в системе не всегда зависят от вас. Но я призываю всех нас воспользоваться правом отказа от подобных поручений.

Источник

Свежие материалы