Покажите, что вам трудно: 3 способа принять непопулярное решение
И не стать мишенью для ярости в условиях неопределенности
ЛидерствоПрямо сейчас во всем мире люди принимают нереально сложные решения. Те, которые кто-то где-то будет ненавидеть, несмотря ни на что. Вводить ли вакцины или маски. Открывать ли заново офисы. Смеяться или плакать. Не всегда есть очевидный правильный ответ, но решения все равно нужно принимать.
Так что же тогда? Сегодня как никогда важно то, как вы принимаете решения и доносите их. В наши дни, когда в воздухе носится вихрь беспокойства и разочарования, легко стать удобной мишенью для ярости.
Именно это пришлось испытать на собственном горьком опыте Джону, начальнику школьного округа в Калифорнии. Ему полтора года приходилось принимать невозможно трудные решения, он стал врагом №1 для некоторых учителей и их профсоюзного лидера, а теперь начался новый учебный год — и ему предстоит принимать такие решения снова.
Когда началась пандемия, школам пришлось придумывать, как работать онлайн, и это был бардак. Когда Джон увидел оценки за тот первый виртуальный семестр, это едва не разбило ему сердце. «Вероятно, это была самая низкая точка для меня», — говорит он. Многие дети не дотягивали до того уровня, что был у них при очном обучении. Латиноамериканцы и ученики с ограниченными возможностями сталкивались с проблемами в два раза чаще, чем другие дети.
Затем прошлой весной, когда количество пациентов, наконец, снизилось и учителя смогли пройти вакцинацию, Джон захотел снова открыть школы. И многие родители тоже. Но учителя не соглашались. Однажды он разговаривал с небольшой группой педагогов, и один из них заявил: «Если вы заставите нас вернуться, и кто-то заболеет и умрет, эта кровь будет на ваших руках».
Невыносимая ситуация, правда? И да, и нет. Чтобы дать Джону совет, я пригласил его на подкаст How To! вместе с всемирно известным гуру посредничества в конфликтах Гэри Фридманом. У Фридмана есть недавний опыт принятия непопулярных решений — в качестве избранного чиновника в родном городе. И он открыто признает, что совершил множество ошибок. Но он учился, и вот к каким выводам пришел.
1. Покажите, что вам трудно
Руководители обычно надевают маску серьезности и невозмутимости, когда принимают непопулярное решение. Они не хотят показывать свою уязвимость. Но это ошибка, говорит Фридман. Так вас легче демонизировать.
Если, напротив, вы поступите неожиданно и признаете, что это было трудное решение, то снова станете человеком.
«Когда люди видят, что вы активно работаете с ними, и не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, очень сложно оттолкнуть вас и сказать: «Этому парню все равно», — говорит Фридман.
Перспектива признаться в собственных сомнениях была для Джона пугающей. «Самое страшное в том, что это могло дать больше поводов для атаки», — говорит он. Понятное беспокойство. Фридман посоветовал ему признать сначала только одно истинное чувство — и посмотреть, что из этого выйдет.
2. Защищайте свой рассудок
Некоторые люди все равно обвинят вас, что бы вы ни делали. Нужно уметь избегать острых конфликтов — даже в собственных мыслях. Как? Вам нужен какой-то способ каждый день немного дистанцироваться от конфликта.
Фридману помогает ведение дневника и медитации. Джону — дневник и молитва (и иногда слишком много еды). Мне также очень помогает физическая нагрузка. После пробежки или езды на велосипеде я чувствую, что хватка конфликта немного ослабевает. Существует множество исследований, показывающих, насколько эти занятия полезны, и вы можете легко почувствовать это на себе. Я знаю, что после физических упражнений я с меньшей вероятностью персонализирую критику — или представляю катастрофу, которая может случиться дальше.
Конечно, здравомыслие также требует границ. Должны быть линии, которые нельзя пересекать, места, которые существуют за пределами зоны конфликта. В идеале, установите эти границы так, чтобы они были полностью прозрачны, а затем защищайте их — твердо и хладнокровно.
3. Репетируйте
Переживая стресс, очень сложно думать. Люди для этого не созданы, так что и ожидать этого не стоит.
Вместо этого готовьтесь к конфликту заранее. Развивайте мышечную память, которую вы можете использовать, не задумываясь, когда это потребуется. Фридман рекомендует найти коллегу, которому вы доверяете, и каждую неделю проводить ролевые игры. Неловко, согласен. Но это того стоит.
Попросите другого человека сыграть роль вашего главного критика, а сами сыграйте себя. Затем (и это важно) поменяйтесь ролями. Проделав это на тренировках с Фридманом и другими посредниками, я могу сказать, что сначала всегда сопротивляюсь ролевой игре — а потом всегда радуюсь, что согласился. Обычно я ухожу с некоторым пониманием моего так называемого противника — просто «проигрывая» его в пятиминутном разговоре. (Вот почему ЦРУ использует подобные игры для обучения агентов. Звучит странно, но это работает.) Понимание — это ключ к хорошему конфликту, и его легче достичь вне зоны конфликта.
После нашего разговора Джон вернулся к работе, вовремя открыв школы к осени. Пока дела идут хорошо. Он провел несколько встреч с лидером профсоюза, включая обед в реальной жизни, как в старые добрые времена.
«Я думаю, мы оба осознаем, что у нас могут быть более плодотворные отношения, чем сейчас», — сказал он. Их еще нет, но он позволяет себе надеяться, что это временно.