€ 99.95
$ 92.10
Опасные идеалы: как современные куклы портят детям самооценку

Опасные идеалы: как современные куклы портят детям самооценку

Профессор психологии Даремского университета Линда Бутройд и ее коллеги изучили влияние популярных кукол на детскую психику

Образ жизни
Фото: obsessivelystitching/Flickr

Куклы были частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий, причем самые старые из известных кукол, сделанные из дерева, датируются 2000 годом до нашей эры. Современные модные куклы популярны среди детей, а Барби считается одной из самых продаваемых игрушек всех времен.

При этом у некоторых известных и востребованных кукол невероятно тонкие фигурки, которых невозможно достичь в реальной жизни.

Демонстрация изображений худых женщин может снизить удовлетворенность телом и укрепить веру в то, что только очень стройные тела «идеальны» — это известно как интернализация идеала худобы. Нужно ли нам беспокоиться о потенциальном воздействии слишком худых кукол на детей, у которых только формируется образ тела?

В новом исследовании, которое должно быть опубликовано в журнале Body Image, мы с коллегами обнаружили доказательства, что чересчур худые куклы, одна из самых популярных игрушек всех времен, представляют потенциальный риск для представлений юных девочек о здоровом теле. К тому же, очевидный вред от этих кукол, кажется, нелегко исправить, даже если ребенок начнет играть с куклами, приближенными к реальным человеческим пропорциям, или с другими игрушками. По крайней мере, за тот короткий период времени, который мы использовали в исследовании, этого достичь не удалось.

Старший детский и предподростковый возраст — это ключевые этапы осознания собственного и чужого тела, и в этот период девочки начинают демонстрировать предубеждение против жира, интернализацию идеала худобы и озабоченность внешним видом.

Все это может серьезно повлиять на психическое и физическое здоровье в будущем. Неудовлетворенность телом и неверные представления о его пропорциях способствуют развитию расстройств пищевого поведения, депрессии, а также ведут к слабой физической активности и диетам.

Исследования, изучающие влияние игр со слишком стройными куклами, дали неоднозначные результаты. Одни показывали, что девочки, игравшие с такими куклами, впоследствии хотели быть более стройными. Другие не фиксировали такого влияния на самооценку, но игра с куклами по-прежнему ассоциировалась с интернализацией идеала худобы.

Взаимодействие с куклами-худышками также имеет социально-культурные последствия и оказывает психологическое и физическое воздействие. В одном исследовании девочки, которые играли с такими игрушками, независимо от кукольных нарядов, посчитали, что у них будет меньше возможностей для карьерного роста в будущем, по сравнению с мальчиками и девочками, которые играли не с куклами, а с другими игрушками.

Эксперименты с куклами

Выявив необходимость дальнейшего изучения этой темы, мы провели два эксперимента. В первом мы хотели определить эффект от игры с куклами-худышками по сравнению с реалистичными детскими куклами, такими как Дора и Лотти. Целью второго было выяснить, можно ли обратить вспять эффекты от Барби, играя с реалистичными куклами или другими игрушками.

Важно отметить, что наши исследования включали «базовое тестирование» — мы оценивали идеалы, касающиеся размеров тела, до и после игры с куклами. Мы попросили девочек оценить их нынешнее тело, идеальное тело и идеальное тело во взрослом возрасте.

В первом эксперименте участвовала 31 девочка в возрасте от пяти до девяти лет. Они играли либо с худенькими, либо с реалистичными куклами в течение пяти минут. Мы обнаружили, что у девочек, игравших с куклами-худышками, удовлетворенность своим телом была ниже, а оценка идеального детского и взрослого тела значительно изменилась в сторону худобы. Те, кто играл реалистичными куклами, продемонстрировали более высокий уровень удовлетворенности своим телом, а их взгляды на идеальное тело не изменились. Это говорит о том, что даже короткий период игры со стройными куклами может повлиять на идеалы тела и удовлетворенность девочек.

Можно ли обратить эффекты вспять?

Во втором эксперименте мы хотели проверить, может ли игра с реалистичными куклами или машинками компенсировать негативные эффекты кукол-худышек.

В этом эксперименте 46 девочек в возрасте от пяти до десяти лет провели две трехминутные игровые сессии. В первой они все играли в худеньких кукол. Во второй — часть играла снова в худеньких, часть — в реалистичных кукол, а еще часть — в машинки с лицами.

Результаты были такими же, как в первом эксперименте. Идеальное «я» девочек после первой игровой сессии значительно «похудело». Но во второй игровой сессии не произошло изменений в идеальном «я», какими бы игрушками ни играли девочки.

То есть после того, как произошел сдвиг в предпочтениях в сторону более худого тела, игра с реалистичными куклами или другими игрушками не «исправляет» это за короткое время.

Мы с коллегами предполагаем, что этот очевидный сдвиг в предпочтениях может работать через несколько психологических механизмов. Один из них заключается в усвоении позитивных сообщений, которые куклы-худышки создают в соответствии с размером своего тела. Также есть более «простые» эффекты визуального воздействия, когда мозг адаптируется к новому «нормальному» размеру тела на основе визуального опыта.

Предыдущие исследования показали, что эти два механизма могут работать в тандеме, то есть ультратонкие куклы могут изменять идеалы тела девочек как через культурные ассоциации, так и через эффекты визуального воздействия.

Эти исследования, наряду с предыдущими, подтверждают мнение о том, что чересчур худые куклы представляют потенциальный риск для развивающегося образа тела девочек.

Хотя куклы — не единственный источник идеалов (телевидение, фильмы, социальные сети, родители и сверстники не менее важны), снижение их общего воздействия может быть полезным для продвижения более позитивного образа тела в обществе в длительной перспективе.

Родители могут поддержать девочек и помочь им научиться любить свое тело, демонстрируя это на собственном примере, но им стоит задуматься и о том, в какие игрушки играют их дети.

Источник

Свежие материалы