Опасные идеалы: как современные куклы портят детям самооценку
Профессор психологии Даремского университета Линда Бутройд и ее коллеги изучили влияние популярных кукол на детскую психику
Образ жизниКуклы были частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий, причем самые старые из известных кукол, сделанные из дерева, датируются 2000 годом до нашей эры. Современные модные куклы популярны среди детей, а Барби считается одной из самых продаваемых игрушек всех времен.
При этом у некоторых известных и востребованных кукол невероятно тонкие фигурки, которых невозможно достичь в реальной жизни.
Демонстрация изображений худых женщин может снизить удовлетворенность телом и укрепить веру в то, что только очень стройные тела «идеальны» — это известно как интернализация идеала худобы. Нужно ли нам беспокоиться о потенциальном воздействии слишком худых кукол на детей, у которых только формируется образ тела?
В новом исследовании, которое должно быть опубликовано в журнале Body Image, мы с коллегами обнаружили доказательства, что чересчур худые куклы, одна из самых популярных игрушек всех времен, представляют потенциальный риск для представлений юных девочек о здоровом теле. К тому же, очевидный вред от этих кукол, кажется, нелегко исправить, даже если ребенок начнет играть с куклами, приближенными к реальным человеческим пропорциям, или с другими игрушками. По крайней мере, за тот короткий период времени, который мы использовали в исследовании, этого достичь не удалось.
Старший детский и предподростковый возраст — это ключевые этапы осознания собственного и чужого тела, и в этот период девочки начинают демонстрировать предубеждение против жира, интернализацию идеала худобы и озабоченность внешним видом.
Все это может серьезно повлиять на психическое и физическое здоровье в будущем. Неудовлетворенность телом и неверные представления о его пропорциях способствуют развитию расстройств пищевого поведения, депрессии, а также ведут к слабой физической активности и диетам.
Исследования, изучающие влияние игр со слишком стройными куклами, дали неоднозначные результаты. Одни показывали, что девочки, игравшие с такими куклами, впоследствии хотели быть более стройными. Другие не фиксировали такого влияния на самооценку, но игра с куклами по-прежнему ассоциировалась с интернализацией идеала худобы.
Взаимодействие с куклами-худышками также имеет социально-культурные последствия и оказывает психологическое и физическое воздействие. В одном исследовании девочки, которые играли с такими игрушками, независимо от кукольных нарядов, посчитали, что у них будет меньше возможностей для карьерного роста в будущем, по сравнению с мальчиками и девочками, которые играли не с куклами, а с другими игрушками.
Эксперименты с куклами
Выявив необходимость дальнейшего изучения этой темы, мы провели два эксперимента. В первом мы хотели определить эффект от игры с куклами-худышками по сравнению с реалистичными детскими куклами, такими как Дора и Лотти. Целью второго было выяснить, можно ли обратить вспять эффекты от Барби, играя с реалистичными куклами или другими игрушками.
Важно отметить, что наши исследования включали «базовое тестирование» — мы оценивали идеалы, касающиеся размеров тела, до и после игры с куклами. Мы попросили девочек оценить их нынешнее тело, идеальное тело и идеальное тело во взрослом возрасте.
В первом эксперименте участвовала 31 девочка в возрасте от пяти до девяти лет. Они играли либо с худенькими, либо с реалистичными куклами в течение пяти минут. Мы обнаружили, что у девочек, игравших с куклами-худышками, удовлетворенность своим телом была ниже, а оценка идеального детского и взрослого тела значительно изменилась в сторону худобы. Те, кто играл реалистичными куклами, продемонстрировали более высокий уровень удовлетворенности своим телом, а их взгляды на идеальное тело не изменились. Это говорит о том, что даже короткий период игры со стройными куклами может повлиять на идеалы тела и удовлетворенность девочек.
Можно ли обратить эффекты вспять?
Во втором эксперименте мы хотели проверить, может ли игра с реалистичными куклами или машинками компенсировать негативные эффекты кукол-худышек.
В этом эксперименте 46 девочек в возрасте от пяти до десяти лет провели две трехминутные игровые сессии. В первой они все играли в худеньких кукол. Во второй — часть играла снова в худеньких, часть — в реалистичных кукол, а еще часть — в машинки с лицами.
Результаты были такими же, как в первом эксперименте. Идеальное «я» девочек после первой игровой сессии значительно «похудело». Но во второй игровой сессии не произошло изменений в идеальном «я», какими бы игрушками ни играли девочки.
То есть после того, как произошел сдвиг в предпочтениях в сторону более худого тела, игра с реалистичными куклами или другими игрушками не «исправляет» это за короткое время.
Мы с коллегами предполагаем, что этот очевидный сдвиг в предпочтениях может работать через несколько психологических механизмов. Один из них заключается в усвоении позитивных сообщений, которые куклы-худышки создают в соответствии с размером своего тела. Также есть более «простые» эффекты визуального воздействия, когда мозг адаптируется к новому «нормальному» размеру тела на основе визуального опыта.
Предыдущие исследования показали, что эти два механизма могут работать в тандеме, то есть ультратонкие куклы могут изменять идеалы тела девочек как через культурные ассоциации, так и через эффекты визуального воздействия.
Эти исследования, наряду с предыдущими, подтверждают мнение о том, что чересчур худые куклы представляют потенциальный риск для развивающегося образа тела девочек.
Хотя куклы — не единственный источник идеалов (телевидение, фильмы, социальные сети, родители и сверстники не менее важны), снижение их общего воздействия может быть полезным для продвижения более позитивного образа тела в обществе в длительной перспективе.
Родители могут поддержать девочек и помочь им научиться любить свое тело, демонстрируя это на собственном примере, но им стоит задуматься и о том, в какие игрушки играют их дети.