«Ой, там люди»: детство в эпоху COVID
  • При поддержке:
  • группа компаний
  • Лого
  • О спецпроекте

«Ой, там люди»: детство в эпоху COVID

Дети не ходят друг к другу в гости и не играют вместе в песочнице — как это повлияет на их будущее?

Будущее Мир-2020
Фото: Kidspot

Элис Макгроу 2 года. Этим летом она гуляла с родителями на озере Тахо и заметила другую семью, которая направлялась в их сторону. Маленькая девочка остановилась.

«Ой-ой-ой, — сказала она, показывая пальцем. — Там люди».

По словам ее матери, девочка научилась сохранять надлежащую социальную дистанцию, чтобы избежать заражения коронавирусом. В этом и в других отношениях она — часть поколения, живущего в особом пузыре нового типа, без других детей. Это малыши эпохи COVID-19.

Элис и многие ее сверстники теперь лишены походов друг к другу в гости, музыкальных занятий, праздников по случаю дня рождения. Они больше не играют со случайными знакомыми в песочнице и не катаются рядом на качелях. Многие семьи отказались от детского сада.

С приближением зимней изоляции родители все больше переживают, как повлияет продолжающаяся социальная депривация на развитие их маленьких детей.

«Люди пытаются взвесить все за и против и понять, что хуже: подвергнуть ребенка риску заражения или получить серьезные социальные нарушения», — говорит Сюзанна Гендельман, чья дочь Мила, 14 месяцев, регулярно проводила время с Элис Макгроу до пандемии.

«Моя дочь видела в зоопарке больше жирафов, чем других детей», — добавляет она.

Еще слишком рано публиковать исследования о последствиях локдауна для очень маленьких детей, но специалисты по детскому развитию говорят, что с большинством детей, вероятно, все будет в порядке, потому что для них в этом возрасте важнее всего отношения с родителями.

Тем не менее, растущее количество исследований подчеркивает важность социального взаимодействия для развития мозга. По их данным, нейронные сети, влияющие на языковое развитие и более широкие когнитивные способности, создаются посредством словесного и физического общения — от обмена мячом до обмена звуками и простыми фразами.

Эти взаимодействия создают «структуру и взаимосвязь в мозге», говорит директор Лаборатории младенческого языка Университета Темпл Кэтрин Хирш-Пасек. «Кажется, это пища для мозга».

У младенцев и детей ясельного возраста эти важные взаимодействия известны как «взять и вернуть» и основаны на беспрепятственном обмене гортанными звуками или простыми словами.

Хирш-Пасек и другие говорят, что во время пандемии технологии представляют собой как возможности, так и риски. С одной стороны, дети могут виртуально играть в Zoom или FaceTime с бабушкой или дедушкой, друзьями семьи или другими детьми. Но с другой стороны, родители постоянно отвлекаются на смартфоны, настолько сильно, что рушат всю взаимосвязь с детьми — это еще называют «техноференцией».

Почетный профессор психологии Мичиганского университета Джон Хаген говорит, что его больше беспокоит влияние карантина на маленьких детей, «если он будет длиться годами, а не месяцами».

«Я думаю, что пока мы не сталкиваемся с чем-то, что может вызвать постоянные или долгосрочные трудности», — отмечает он.

Хирш-Пасек охарактеризовала нынешнюю среду как своего рода «социальный ураган» с двумя основными рисками: младенцы и малыши не могут взаимодействовать друг с другом, и в то же время они улавливают сигналы от своих родителей, что другие люди могут быть опасны.

«Мы не должны стараться избегать других детей, идущих по улице», — подчеркивает она.

Именно с таким пришлось столкнуться 14-месячному Кашеру О’Коннору, семья которого недавно переехала в Портленд из Сан-Франциско. За несколько месяцев до переезда малыш гулял с матерью и увидел поблизости другого маленького мальчика.

«Кашер подошел к двухлетнему ребенку, и мама жестко остановила Кэша, чтобы он не подходил ближе, — рассказывает мать мальчика Эллиот О’Коннор. — Я все понимаю, но это все равно было душераздирающе».

В Портленде не так жестко относятся к взаимодействию детей — отчасти потому, что здесь больше места, чем в густонаселенных районах Сан-Франциско, и поэтому родители не опасаются, что дети могут заразить друг друга.

«Это потрясающе, что он может подойти близко к другому ребенку, — говорит О’Коннор. — Так грустно видеть, как ребенок играет сам с собой на детской площадке. Что будет с нашими детьми из-за всего этого?»

Объединение соседей или нескольких семей в своего рода пузыри помогло развеять опасения некоторых родителей. Но новые жесткие правила в некоторых штатах, таких как Калифорния, разрушили эти усилия, так как во время последнего всплеска коронавируса были закрыты игровые площадки, а людям настоятельно рекомендовали не общаться ни с кем, кроме собственной семьи.

Кроме того, пузыри имеют смысл только тогда, когда все соглашаются подчиняться одним и тем же правилам, и поэтому некоторые семьи предпочли уединение.

Это случай Эринн и Крейга Шеппард, родителей 15-месячного Риса, которые живут в Санта-Монике (штат Калифорния). Они проявляют особую осторожность, потому что живут с бабушкой малыша, которой за 80. Шеппард говорит, что Рис не встречался ни с одним другим ребенком с начала пандемии.

«Мы приходим в парк, обрабатываем качели, он садится на них и прекрасно проводит время. Он любит гулять на улице, и всегда показывает на других детей и других родителей, как это делает любой малыш», — рассказывает она. Но семья избегает любых взаимодействий.

Однажды вечером Рис, когда его несли в кровать, начал махать рукой. Шеппард поняла, что он смотрит на настенный календарь, на котором изображены дети. Сейчас это происходит регулярно. «Он машет младенцам на настенном календаре», — говорит она.

Эксперты в области детского развития считают, что полезно начать исследование этого поколения детей, чтобы больше узнать о последствиях относительной изоляции. Есть давний прецедент: в 1974 году было опубликовано исследование, посвященное детям, пережившим другой потрясший мир момент — Великую депрессию. Исследование дает повод для надежды.

«В неожиданной степени изучение детей Великой депрессии показало траекторию устойчивости к средним годам жизни», — написал автор этого исследования Глен Элдер.

Профессор психологии из Мичиганского университета, эксперт по социальному и эмоциональному развитию Бренда Воллинг делает вывод, что дети эпохи депрессии, у которых были более впечатляющие результаты, происходили из семей, которые проще преодолели экономические последствия и в результате оказались менее враждебными, сердитыми и подавленными.

Поэтому младенцы, малыши и другие дети эпохи COVID больше всего нуждаются в стабильном, заботливом и полном любви взаимодействии со своими родителями, отмечает Воллинг.

«Эти дети не испытывают недостатка в социальном взаимодействии», — говорит она, поясняя, что «самое важное» для них — общение с родителями.

Сложности могут быть связаны с тем, что изоляция родителей снижает их связь с детьми.

«Они пытаются работать и одновременно уделять время семье», — отмечает Воллинг. Она добавляет, что проблемы возникают каскадом, когда у родителей возрастает «агрессия или подавленность, они не могут реагировать на своих детей и становятся раздражительными».

«Это всегда хуже, чем просто не ходить в гости».

Источник

Свежие материалы