Работай где хочешь: как Twitter возглавил революцию на рынке труда
Руководство компании перевело многих на удаленку еще до пандемии, и это оказалось весьма прозорливым ходом
Будущее Мир-2020 Свой бизнесАнтон Андреев руководит борьбой Twitter с ботами и другими нарушителями правил из своего дома на гавайском острове Кауаи. Год назад он сменил кабинет в штаб-квартире компании в Сан-Франциско на домашний офис в тропиках, расположенный в двух тысячах миль. Теперь он работает в окружении досок для серфинга и большого монитора, где можно одновременно видеть всех 25 подчиненных.
Удаленный офис Андреева — масштабный эксперимент по организации труда: сотрудники Twitter могут работать откуда угодно, и это навсегда.
Корпоративная Америка довольно долго опиралась на физические офисы. Но пандемия изменила ситуацию за несколько коротких недель — тысячи компаний перевели своих сотрудников на работу из дома. То, что многие считали временным решением, сейчас стало массовым экспериментом, которому не видно конца. Многие компании ждут вакцины или других разработок, чтобы гарантировать безопасность работников.
Пока одни компании обеспокоены новой реальностью, опасаются открывать офисы и переживают об утрате рабочих связей, другие приняли ее — вплоть до того, что объявили о переходе на удаленку на постоянной основе. Компании REI, Facebook и Shopify ввели правила, благодаря которым работа на дому может стать новой нормой.
Twitter — первая крупная американская компания, которая в мае публично объявила о своих планах сделать удаленную работу постоянной. Они раньше других выявили подводные камни и преимущества работы на дому.
Последние два года Twitter негласно перестраивал свою офисную культуру, в результате чего такие сотрудники, как Андреев, просившие о релокации — на Гавайи, в Ирландию или домой в более дешевый для жизни штат, — получили такое благословение. Все началось в 2018 году с письма генерального директора Джека Дорси, в котором он после продуктивного дня призвал сотрудников работать из дома и поставил в пример себя.
С тех пор Twitter искал способы, как лучше всего реализовать видение Дорси. В компании разводили людей в разные комнаты в одном здании, чтобы протестировать виртуальные собрания, создать системы языка жестов и другие правила этикета видеоконференций. Они готовились к будущему, в котором, как ожидалось, половина сотрудников будет постоянно работать из дома. (До пандемии этот показатель составлял всего 3%.)
«Мы уже прошли этот путь, и кризис просто катапультировал нас в будущее», — говорит глава отдела кадров Twitter Дженнифер Кристи. По ее мнению, широкие возможности для сотрудников — это «четвертая промышленная революция», потому что это коренным образом изменит наш труд. «В дальнейшем у сотрудников будет больше возможностей», — уверена она.
Решение Twitter разрешить своим 5200 сотрудникам, которые главным образом базировались в Сан-Франциско, решать, где они хотят работать, серьезно влияет на все — от недвижимости и заработной платы до корпоративной культуры в целом. Компания может создать новую модель привлечения и удержания кадров, основанную на таких ценностях, как гибкость, автономия и удовлетворенность.
Буквально в этом месяце компания заявила, что сдает в субаренду три этажа своего офисного здания в стиле ар-деко в Сан-Франциско. (Они говорят, что планирует сохранить всю свою недвижимость по всему миру, и два из трех этажей уже сданы.)
Решения, принятые Twitter и другими компаниями, могут скоро ознаменовать конец эпохи, когда отличные рабочие идеи рождались из ежедневного личного взаимодействия — отличительная черта мышления Кремниевой долины. Основатель Apple Стив Джобс говорил, что «креативность возникает из спонтанных встреч, из случайных дискуссий». Идеи Facebook и Google родились в университетском общежитии и в гараже недалеко от Стэнфордского университета, а Дорси придумал идею сервиса коротких микроблогов во время прогулки в Южном парке с приятелями, которые стали сооснователями компании.
Всего через шесть месяцев после того, как вспышка коронавируса вынудила тысячи компаний перевести сотрудников на удаленную работу, 35% продолжают работать удаленно, по сравнению с 2% до пандемии. Это данные опроса 2500 специалистов, проведенного экономистом Николасом Блумом из Стэнфорда, который специализируется на распределенной занятости.
В условиях нарастающей пандемии руководители Twitter в эксклюзивных интервью объясняют, что переход компании к распределенной работе связан с созданием модели, которая дает сотрудникам больше автономии и свободы. По их мнению, это улучшает настрой и производительность, предотвращает лишние увольнения. Эта политика — одна из четырех официальных целей компании — также дает Twitter возможность нанимать более разнообразных и более доступных сотрудников из разных частей страны.
В ходе реформы, конечно, компания столкнулась с проблемами. Иногда возникали сложности с расписанием для разных часовых поясов, и руководителям пришлось официально сократить видеовстречи, число которых резко выросло во время пандемии. Боссам пришлось переосмыслить систему оценки эффективности, чтобы избежать предвзятого отношения к удаленным сотрудникам, когда люди вернутся в офис. Говорят, что сотрудники столкнулись с проблемой удаленного входа в систему во время недавнего серьезного взлома, в результате которого были захвачены аккаунты знаменитостей, в том числе Барака Обамы.
Самая большая проблема, по словам вице-президента компании Майка Монтано — это «необходимость создать пространство для непринужденных социальных связей». Монтано опубликовал в Twitter фотографии своего домашнего офиса в Сан-Франциско в надежде вдохновить остальных. По его словам, полезно воссоздавать «эффект общения у кулера», что позволяет людям налаживать неформальные связи.
После пандемии он планирует в основном работать удаленно, приходя в офис время от времени и проводя больше времени с семьей за пределами Калифорнии.
Два года на разработку
Когда в 2012 году Twitter выбрал свою нынешнюю штаб-квартиру — обширное здание в стиле ар-деко времен Великой депрессии, которое стояло без дела, — этот шаг был воспринят как победа для Сан-Франциско. Город сократил для Twitter налоги на заработную плату на 1,5% ради переезда в офисы возле Тендерлойн, неблагополучного района в 10 минутах от центра города.
На вечеринке, посвященной открытию новой штаб-квартиры, Дорси пил смузи вместе с персоналом на крыше, откуда открывается вид на лагеря для бездомных. «Великолепно», — написал он в тот вечер в Twitter.
В течение следующих пяти лет тысячи инженеров, менеджеров по продуктам, дизайнеров, юристов и специалистов по персоналу Twitter ежедневно приходили в штаб-квартиру, наслаждаясь ежедневными обедами и другими бонусами.
Затем в январе 2018 года Дорси, известный своими неожиданными идеями, отправил ночью электронное письмо, которое застало всех врасплох — даже руководителя отдела кадров компании. Изначально оно предназначалось высшему руководству, но затем Дорси неожиданно переслал его всей компании. Тема письма была «размышления».
«Сегодня я решил поработать из дома, — написал он. — Я много сделал и чувствовал себя более сосредоточенным и творческим. Всегда нужно оптимизировать работу ради большей креативности, и мне бы хотелось, чтобы мы стали более гибкими в отношении работы из дома».
Кристи говорит, что у нее отвисла челюсть, когда она прочитала это письмо — в нем, судя по всему, объявлялась политика удаленной работы, о которой она не знала.
Кристи пришла в компанию в конце 2017 года. Она считала, что ее миссия — снизить текучку, с которой были проблемы, потому что социальная сеть так и не стала прибыльной через шесть лет после выхода на биржу. В то время компании Кремниевой долины боролись за кадры, предлагая огромные зарплаты, участие в стартапе, который изменит мир, и пытаясь перещеголять друг друга в офисных привилегиях, таких как лимонад с лавандой и латте-бары. В Twitter были латте-бары, но не было ауры стартапа и зарплат, как в Facebook или Google.
Кристи рассказывает, что ее подчиненные были завалены электронными письмами от сбитых с толку сотрудников, спрашивающих, что имел в виду Дорси. И команда начала разрабатывать план, чтобы упростить удаленную работу для всех сотрудников Twitter.
Они изучили ситуацию с точки зрения права, налогообложения, ИТ и безопасности, недвижимости и иммиграции. Они рассмотрели налоговые последствия для работников, которые хотели переехать в страны, где Twitter не имел права работать. Группа безопасности начала создавать протоколы для большого количества людей, которые входят в системы компании за пределами штаб-квартиры.
Было понятно, что тон будет задаваться сверху, поэтому в компании начали моделировать новое поведение. В декабре 2019 года Дорси написал о своих планах переехать в Африку на три-шесть месяцев в 2020 году (пандемия нарушила эти планы). Двух руководителей высшего звена, Лесли Берланда и Мэтта Дерелла, нанятых в Нью-Йорке, не стали просить переехать в Сан-Франциско.
Монтано использовал 2019 год как виртуальный эксперимент. Он начал работать из дома один-два дня в неделю, руководя командой в 2000 человек из своего домашнего офиса в Сан-Франциско. Он и другие руководители высшего звена за год посетили все 35 офисов Twitter в мире. Прошлой осенью Монтано работал из Нью-Йорка.
«Чтобы создать распределенную команду и децентрализованную компанию, я должен был почувствовать, как это — работать не из из «штаб-квартиры», — говорит он.
Он объяснил, что в офисе его «втягивают в тетрис собраний, которые идут одно за другим». По его словам, многие инженеры — такие же интроверты, как он сам, и самые лучшие мысли приходят, когда они одни и могут работать без перерыва.
Чтобы проверить возможности регулярных видеоконференций, Монтано устраивал видеочаты между членами команды через Google Hangouts из разных комнат в штаб-квартире Twitter.
Другие команды разрабатывали этикет видеосвязи, включающий руководство по жестам рук и другие протоколы для случаев, когда кто-то хочет выступить на собрании или должен уйти раньше. Один из протоколов, который предложили инженеры, — это «тихое чтение», при котором каждое собрание начинается с того, что люди читают общий документ и оставляют комментарии в чате. Другой пример — это предложение отдела кадров использовать аббревиатуру ELMO — «Хватит! Давайте двигаться дальше» (Enough! Let’s move on) — в чате, когда дискуссия отклоняется от темы.
Twitter также провозгласил политику радикальной честности, когда дело касается виртуального общения.
«Даже если это выглядит какой-то мелочью, например, стул [вашего коллеги] скрипит и сводит вас с ума, мы хотим услышать об этом. Потому что, если это происходит тысячу раз, оно действительно действует на нервы», — говорит Андреев, технический директор с Гавайев. Он переехал туда за несколько месяцев до пандемии, потому что хотел жить в спокойном месте с большим социально-экономическим разнообразием.
Вызовы пандемии
После объявления Дорси в 2018 году в компании царила неразбериха. Wi-Fi сотрудницы, переехавшей в сельскую местность в Ирландии, стал работать с перебоями во время важной презентации, и она вынуждена была отвечать на вопросы коллег с помощью жестов. Начальник жестко высказался об успехах сотрудницы, не подозревая, что ее супруг был на заднем плане.
Но в итоге, когда разразилась пандемия, Twitter оказался к ней более готов, чем другие компании. 2 марта компания — одной из первых в США — призвала сотрудников перейти на удаленную работу.
12 мая Дорси разослал корпоративное электронное письмо, подписанное смайликами в форме сердца и с заголовком #lovewhereyouwork. «Мы серьезно относимся к удаленному формату, и мы доказали, что можем так работать, — написал он. — Если вы находитесь в роли и ситуации, которые позволяют вам работать из дома, и вы хотите продолжать, делайте это… вечно, если хотите!»
По всей корпоративной Америке объявление Twitter «вызвало недовольство HR-департаментов», говорит Сьюзан Страйер ЛаМотт, бывший исполнительный директор Marriott и глава консалтинговой компании Exaqueo. «Все разговаривают со своими адвокатами, со своими консультантами, спрашивают: «Должны ли мы сделать то же самое? Можем ли мы это сделать? Как?»
Вскоре после этого объявления команда Кристи приостановила ежегодную оценку эффективности для родителей, испытывающих трудности. В ней также предполагалась финансовая компенсация за уход за детьми и $1000 на модернизацию домашнего рабочего места.
Они придумали творческие способы социализации во время пандемии, например, виртуальные демонстрации кулинарных подвигов от коллег и «время сказок» для детей. Но многие люди говорят, что строить отношения без личных встреч по-прежнему сложно, особенно для новых сотрудников.
Самой большой проверкой на прочность удаленного формата стала серьезная хакерская атака, обрушившаяся на компанию этим летом. Хакеры, получившие доступ к внутренним идентификационным данным сотрудников, захватили аккаунты десятков знаменитостей, включая Обаму и генерального директора Tesla Илона Маска, и использовали их, чтобы побудить людей покупать биткойны. Сотрудников Twitter выбросило из учетных записей, и некоторым не удавалось вернуться в систему, чтобы связаться с коллегами. Об этом рассказали два сотрудника на условиях анонимности, потому что они не были уполномочены говорить официально.
Компания заявляет, что во время взлома разница между тем, были ли сотрудники в офисе или дома, была незначительной.
В целом, по данным последнего опроса, проведенного в июле, сотрудники чувствуют себя более продуктивными дома. Около 70% работников заявили, что хотят продолжать работать из дома как минимум три дня в неделю. Одинокие и более молодые сотрудники предпочли вернуться в офис, а родители и пожилые сотрудники — остаться дома.
Twitter настаивает, что это решение не связано с экономией денег, и компания пока планирует сохранить все свои офисные помещения по всему миру. Но компания, вероятно, сэкономит деньги, нанимая работников за пределами Сан-Франциско, где зарплаты одни из самых высоких в США. Twitter заявляет, что зарплата будет конкурентоспособной для тех регионов, где они нанимают.
Тем временем Дорси работает из своего дома в Сан-Франциско, но бывает и в других местах. Недавно его сфотографировали на лодке в Хэмптоне с Бейонсе.
«Прямо сейчас в офисе никого нет, и мы ничего не теряем, — рассказывает анонимный сотрудник. — Но когда люди начнут возвращаться, появится страх упущенных возможностей, и оставаться вне офиса будет труднее».
По словам Кристи, текучка кадров компании с 2017 года снизилась на десятки процентов, что объясняется множеством факторов, включая пересмотр компенсационных пакетов, прибыльность компании и (в меньшей степени) ее гибкий подход к релокации.
Но ряд компаний, в том числе Yahoo, Bank of America, Aetna, Best Buy и IBM, в последние годы опробовали и закрыли программы удаленной работы и вернули сотрудников обратно в офисы, объяснив это падением производительности. Блум из Стэнфорда говорит, что трудно выделять низкую производительность как единственную причину по сравнению с другими угрозами рабочему настрою.
Генеральный директор материнской компании WordPress и давний сторонник распределенной работы Мэтт Малленвег признается, что убытки его фирмы снизились на 20%, а моральный дух 1200 сотрудников вырос после того, как компания покинула Сан-Франциско и стала «распределенной» в 2005 году.
Саймон Синек, автор нескольких книг по менеджменту, говорит, что многие люди «совершенно неправильно понимают» то, что он назвал «прогрессивным» подходом Twitter. «Их политика — не просто удаленная работа. Их политика — позволить людям работать там, где они чувствуют себя продуктивнее всего, — говорит Синек. — Им не нужно спрашивать разрешения. Им не нужно чувствовать себя виноватыми».
По его словам, в течение многих лет компании Кремниевой долины были одержимы легковесными «плюшками». Но Twitter делает нечто более значимое. «Теперь вы соревнуетесь в том, как поднять удовлетворенность», а не как закидать людей «плюшками» и тому подобной ерундой.