Обмануть алгоритмы: 5 шагов, которые исправят вашу френдленту
Соцсети зарабатывают на человеческих предубеждениях, но мы можем с этим бороться
Будущее Образ жизниМножество людей любят социальные сети, потому что это безопасное место, где можно поделиться фотографиями знаменитостей, сидящих дома в маске, обсудить протесты Black Lives Matter и придумать, как решить проблему изменения климата.
А другие люди любят социальные сети, потому что это безопасное место, где можно поделиться фотографиями знаменитостей, которых обманом заставили носить маски, обругать протесты Black Lives Matter и заявить, что изменения климата — это все обман.
Так могут выглядеть две совершенно разные ленты Facebook, и из-за предвзятости подтверждения и мощных алгоритмов социальных сетей мы гарантированно узнаем только одну сторону каждой истории.
Хотя большинство людей считают, что у них довольно нейтральные и сдержанные взгляды, мы все же естественным образом тяготеем к специфическому онлайн-контенту. Со временем алгоритмы превращают такие мягкие предпочтения в поляризованную среду, где прорваться сквозь шум могут только самые громкие голоса и самые крайние мнения с обеих сторон.
Что такое предвзятость подтверждения?
Предвзятость подтверждения — это естественная человеческая склонность искать, интерпретировать и запоминать новую информацию в соответствии с ранее существовавшими убеждениями. Это настройка нашего мозга по умолчанию. В течение жизни люди открывают для себя информацию с помощью целенаправленного исследования, текущего опыта и случайных догадок — и мозгу особенно приятно, когда то, что мы узнаем, соответствует нашим ожиданиям.
Предвзятость подтверждения, также называемая «предвзятостью собственного мнения» — это врожденная универсальная черта, которая проявляется в разных культурах. Она есть у каждого из нас, но, признав ее присутствие, мы можем предпринять шаги, чтобы уменьшить ее влияние на наше мышление. Научный метод, правовая система и судебный процесс — все эти вещи люди придумали, чтобы обойти склонность к поспешным выводам (даже если эти системы иногда тоже им подвержены). Сегодня предвзятость подтверждения крайне распространена в социальных сетях, и нужны дополнительные инструменты, чтобы справиться с ее влиянием.
Как проявляется предвзятость подтверждения в социальных сетях?
Научный журналист и ведущий подкаста You Are Not So Smart Дэвид Макрейни считает, что предвзятость подтверждения — это главное, почему нас привлекают социальные сети.
«Платформы социальных сетей подтверждают то, во что мы уже верим, и именно поэтому многие люди их используют, — говорит он. — Если бы платформы этого не делали, они бы не добились успеха».
Для крупнейших брендов социальных сетей, таких как Facebook, YouTube и Twitter, успех определяется временем, которое пользователи проводят с контентом, и измеряется рекламными суммами, которые генерирует наше внимание.
Поэтому компании социальных сетей полагаются на адаптивные алгоритмы, чтобы оценить наши интересы и завалить нас информацией, которая заставит прокручивать страницу. Алгоритмы игнорируют новизну и частоту того, что публикуют наши друзья, и вместо этого сосредоточиваются на том, что нам «нравится», что мы «ретвитим» и чем «делимся», чтобы продолжать кормить нас контентом, который похож на тот, который мы уже обозначили как желаемый.
Социальные сети устранили традиционных посредников информации, которые оценивали контент на предмет новостной достоверности и точности. С одной стороны, это было благом для нишевых онлайн-групп, которые ценят то же, что и вы, но с другой, это создает эхо-камеры, в которых пользователь никогда не встретится с альтернативными точками зрения.
Почему нас должно это заботить?
По словам профессора Университета Южной Калифорнии Кристины Лерман, чьи исследования посвящены структуре современных социальных сетей, эхо-камеры усиливают поляризацию и разногласия в обществе. Часто нам некомфортно из-за расхождения между теплым обществом единомышленников в социальных сетях и холодной реальностью мира, где полно противоположных точек зрения.
Но баланс все же можно найти. Специалист по цифровому маркетингу и основательница бренда Folk Rebellion Джесс Дэвис специализируется на ответственном использовании технологий. «Если компании и алгоритмы не делают этого за нас, — говорит она, — то мы должны взять это в свои руки».
Дэвис, которая ранее руководила аккаунтами в социальных сетях нескольких известных брендов, заметила, что в основном алгоритмы обсуждают маркетологи, которые хотят использовать эти возможности для увеличения продаж. Она отвергла посыл о внимании как о продукте, который нужно продавать, и попыталась использовать социальные сети для более личной цели: создание и поддержание связей, которые дополняют жизнь офлайн.
Конечно, в сети есть тролли, которые активно распространяют дезинформацию для разжигания ненависти и насилия, но обычно их можно отделить от обычных пользователей, у которых просто своя точка зрения. Дэвис получает удовольствие, игнорируя агрессоров и используя соцсети в качестве отправной точки для поддержания личных отношений.
«Гораздо приятнее разговаривать за чашкой кофе с кем-то, с кем вы не согласны, чем сидеть в одиночестве дома и зло отвечать на чьи-то комментарии», — говорит она.
Что мы можем предпринять
Макрейни призывает слушателей искать «неподтверждение» — информацию, которая активно противоречит предвзятым мнениям. Но, будучи реалистом, он также признает, что это одна из самых сложных задач для человеческого мозга.
«Мозг ищет подтверждения рефлекторно, — отмечает он, — а затем отстаивает сиюминутные выводы с тем же жаром, что и давние религиозные убеждения. Это расстраивает, но таков наш мозг».
Итак, нужно создать онлайн-среду, которая побудит наш ленивый мозг разорвать пузырь предвзятости подтверждения и посмотреть на вопрос с разных точек зрения.
Вот пять шагов, которые можно предпринять сегодня, чтобы дать отпор алгоритмам:
- Ставьте «лайки» всему подряд. Алгоритмы не смогут классифицировать вас, если не определят, что вам действительно нравится. Щедро кликайте на поднятые большие пальцы и сердечки, и вас вознаградит не только радость друзей от того, что вы заметили их сообщения, а еще и контент от запутавшихся платформ, которые вынуждены будут показывать вам все подряд, оценивая и переоценивая ваши предпочтения.
- Активно поощряйте авторитетные медиа. Проглотите свои предвзятые мнения и следите за авторитетными публикациями по всему политическому спектру.
- Обращайте внимание на количество подписчиков у людей, которых вы читаете. Исследование Лерман показало, что люди, у которых наблюдается большое несоответствие между количеством подписчиков и тех, на кого они подписаны сами, часто приобретают огромное влияние в социальных сетях. Осознанно подходите к «френдам», которые часто публикуют сообщения, но при этом сами почти ни на кого не подписаны, и обдумайте возможность отписаться от них, если выглядит, будто они общаются только с единомышленниками.
- Измените настройки ленты, чтобы сфокусироваться на новых сообщениях. И Facebook, и Twitter позволяют пользователям сначала просматривать самые последние посты, но эту настройку трудно найти. К тому же она часто без предупреждения возвращается к виду по умолчанию, что только подчеркивает, насколько платформы хотят, чтобы вы полагались на их алгоритмы. Изменение этого параметра стоит приложенных усилий. Некоторые пользователи сразу начинают видеть сообщения из аккаунтов, которые были скрыты годами.
- Создайте пространство для новых голосов. Чтобы по-настоящему увидеть изменения в своей ленте, вам, возможно, потребуется активно избавляться от старых привычек, чтобы услышать разные голоса. Подумайте о том, чтобы временно «отключить» знаменитостей, которые разделяют ваши взгляды, чтобы дать себе возможность вырваться наружу.
Но стоит ли все это усилий?
Нет никаких сомнений в том, что бороться с предвзятостью подтверждения намного сложнее, чем просто открыть приложение и позволить алгоритмам контролировать то, что вы видите. Но, по данным исследования Лерман, «сбалансированная» лента дает не только чувство спокойствия благодаря меньшей зависимости от предвзятости подтверждения, но и более общий положительный эффект, который распространяется через социальные сети. Посты из более сбалансированного аккаунта будут показываться чаще и более широкому кругу людей во всех алгоритмических спектрах, пока платформы будут пытаться классифицировать вас.
Так что попробуйте выполнить описанные выше шаги, чтобы соцсети не смогли понять, что вы на самом деле думаете. Эффект ряби предотвратит предвзятость подтверждения и поможет создать среду, где и другие смогут достичь того же результата.