«Гормон любви» для бизнеса: когда дух товарищества полезен команде
И как преимущество может легко превратиться в слабость
ЛидерствоКогда мы начинаем говорить о духе товарищества с командой, то зачастую реакция выражается словами: «Работа нужна, чтобы работать, а не заводить друзей». Коуч Филлип Сандал, автор книги «Потенциал команды», доказывает, что командный дух важен даже в век индивидуалистов. Главное — не переусердствовать.
Упустить из виду значение духа товарищества очень легко. Эта характеристика слишком «мягкая», слишком неопределенная. Тем не менее, если обратиться к опыту лучших команд, в числе их характеристик обязательно всплывает упоминание о том, что люди переживали в них чувство сопричастности «чему-то большему». Командный дух был почти осязаем, каждый испытывал гордость за другого и за всю команду. Новейшие исследования в области нейробиологии говорят о том, что взаимодействие и взаимовыручка действительно могут служить для человека источником энергии.
Оказалось, что установка на взаимодействие и сотрудничество заложена в самой природе человека. Когда люди ощущают себя частью команды, они испытывают легкость, а приток крови к мозговым центрам принятия решений улучшается. Напротив, изгнание из группы и даже просто страх такого изгнания активируют реакцию «бей или беги», при которой кровь отливает от участков мозга, задействованных в мыслительном процессе. Когнитивные способности снижаются до 70%. Команды, в которых люди не испытывают чувства сопричастности, мягко говоря, хуже соображают. И это, надо сказать, заметно.
Исследования показывают также, что у людей в наиболее выдающихся командах наблюдается высокий уровень окситоцина — гормона, который организм вырабатывает для стимуляции социальных связей. Он вызывает повышение эмпатии, великодушия и доверия, что ведет к согласованности и сотрудничеству. Окситоцин называют еще «гормоном любви» — он вырабатывается у матерей и младенцев, чтобы укрепить их связь друг с другом. На эту тему написано много популярной литературы. Для нас же самое важное — связь между высокой эффективностью и кайфом, который ловят от своего труда члены передовых команд. Он совершенно реален. Он помогает укреплять взаимное уважение, помогает людям идентифицировать себя с командой, подкрепляет то восхищение, с которым каждый относится к другому. Все это в итоге позволяет добиться максимальной отдачи.
Дух товарищества часто проявляется как неформальная, легкая манера общения и юмор, постоянно присутствующий в разговорах. Но эта манера не имеет ничего общего с развлечениями, работа — не вечеринка в пабе. Просто таким образом вырабатывается понимание общей задачи и умонастроение совместности. Каждый предельно лоялен по отношению к команде, каждый настроен добиться в первую очередь командного успеха, и только потом — персонального. Люди гордятся тем, чего они достигают вместе. Члены команды сами поднимают себе планку. Каждый хочет быть максимально полезен другим.
Это стремление быть полезным проявляется двумя способами. Первый, более очевидный способ состоит в активном сотрудничестве, оказании помощи и умении попросить о ней. Другой способ лежит в эмоциональной сфере — каждый болеет за другого, при необходимости готов его морально поддержать, разделить с ним стресс, радость, озабоченность или разочарование.
Все чаще команды рассматриваются как средство повышения эффективности всей организации, поэтому умение эффективно сотрудничать становится для команд обязательным. В лидерах оказываются именно те команды, где силен дух товарищества — ведь вместо того чтобы обвинять и критиковать друг друга, здесь решают проблемы.
Эти команды более креативны и продуктивны. Каждый в них чувствует свою вовлеченность. Поддерживается высокий уровень коммуникации. У такой команды есть своего рода запас прочности на трудные времена — это желание сотрудников работать на ее благо. Опыт приносит удовольствие сам по себе. Члены команды привязаны к ней и не стремятся уйти, поэтому лучшие остаются здесь надолго, что, в свою очередь, привлекает новых сотрудников.
Исследования показывают, что товарищеские отношения в коллективе — это ключевое условие вовлеченности сотрудников. Так, в Институте Гэллапа выяснили, что тесные дружеские связи с коллегами повышают степень удовлетворенности работой на 50%. Когда все вокруг давит на людей, дружба становится благодатным оазисом спокойствия, дает передышку. Это возможность сбросить ношу, поговорить запросто о семье или личных интересах, поделиться радостью или заботой — всем, что составляет жизнь человека. Дух товарищества создает для этого пространство. С товарищами можно быть тем, кто ты есть, без маски, а это позволяет выстроить более естественную культуру команды.
Правда ли, что товарищеского духа не бывает слишком много? Увы, это классический случай, когда преимущество может легко превратиться в слабость. Чрезмерное внимание к взаимоотношениям может вылиться в стадное мышление, когда голоса несогласных замалчиваются. Принятие решений становится зависимым от консенсуса, решения часто пересматриваются. Команда усиленно избегает разногласий, они загоняются «под ковер», и в результате энергия и время уходят на кулуарные разговоры и создание группировок.
Сохранять дух товарищества — это не просто быть друзьями или обожать друг друга. Это, конечно, неплохо, но совсем не обязательно. Дух товарищества — это в первую очередь принадлежность к команде и идентификация себя с ней. Этого можно добиться и не выходя за рамки рабочего контекста: люди понимают и принимают задачи, стоящие перед командой, и уважают опыт своих коллег. Члены команды осознают, что у людей могут быть разные стили работы, разный опыт и образование и что эти различия способны сделать команду только сильнее. Дух товарищества выковывается в совместной работе над сложной задачей. Лучшие истории о том, при каких обстоятельствах произошло сплочение команды, — это всегда рассказы о совместном преодолении. Возможно, вы и сами можете поделиться подобным опытом.
Читайте подробнее о книге «Потенциал команды» в базе «Идеономики».