Как стать предпринимателем: инструкция Джеймса Алтучера

Как стать предпринимателем: инструкция Джеймса Алтучера

Известный писатель и инвестор объясняет, как научиться мыслить в предпринимательском ключе

Свой бизнес
Фото: Forbes.com

После третьей неудачной попытки открыть свой бизнес я сказал: «Довольно! Я никогда не сделаю этого снова! Это явно для других людей».

Я ненавидел это.

Но я попробовал еще раз.

У меня совсем не было делового чутья. Все, что я знал о бизнесе, сводилось к следующему: сделав работу для кого-то, вы получаете деньги, а потом оплачиваете счета.

Это все, что я знал о ведении дел. Эти знания были очень неполными. Но они работали.

В дальнейшем я буду говорить в основном о своем первом бизнесе. Почему так? Потому что, как и у большинства людей, которые начинают свой первый бизнес, у меня были почти нулевые знания о том, что значит быть предпринимателем.

Мне пришлось разбираться в этом, когда я уже стал предпринимателем, мне пришлось выживать, и только потом я смог добиться желаемых результатов.

После первого раза вы знаете намного больше. Так что становится легче.

Еще я знал: нужно быть прибыльным. 99% предприятий не живут за счет «венчурного пособия» — у них нет инвесторов, которые будут субсидировать множество их неудач. Поэтому мне нужно было открыть бизнес, который приносил бы прибыль с самого начала.

Это означало, что мне нужно оказывать некую услугу, за которую люди готовы были платить. Я стал делать веб-сайты для компаний: в середине 1990-х они мало у кого были.

А) Большие идеи и маленькие задачи

У вас должны быть большие цели («каждой компании будет нужен веб-сайт»), но вам нужно знать все тонкости бизнеса (я мог программировать базы данных, разрабатывать дизайн, знал, как оптимизировать веб-сайт, знал, как продать его, и т.д.). Будьте в курсе всех мелочей в отрасли, но не забывайте о масштабных целях.

Б) Упорно трудитесь, но делегируйте задачи

Самый важный день для меня был, когда я понял, что не должен делать все сам. Я могу нанять кого-то, кто сделает некоторую работу.

Тогда я был в состоянии работать 90 часов в неделю, выполняя дел на 300 часов.

Спасибо Чету за то, что был первым человеком, которого я нанял!

В) Обещайте больше, выполняйте еще больше

У вас должна быть работа. Поэтому вы должны что-то обещать миру. Да, мы можем сделать это быстрее, чем за две недели. Да, мы будем на связи все время. Да, мы решим ваши личные проблемы и придем на благотворительную вечеринку. Да, мы предоставим вашему проекту лучшего дизайнера и лучшего программиста.

А потом мы всегда делали больше, чем обещали. У нас всегда были дополнительные возможности, о которых клиенты не просили, но мы знали, что они им могут понадобиться. Мы предоставляли их бесплатно.

В конце концов, когда вы агентство, большинство клиентских отношений со временем портятся. Но когда вы превосходите сами себя, вы автоматически затмеваете всех конкурентов на долгое время. Никто даже не задумается о конкурентах. Они вспомнят о ваших врагах позже. Это не брак, да даже многие браки распадаются из-за скуки, а затем неуважения.

Но сначала — обещайте больше, делайте еще больше.

Г) Диверсифицируйте, диверсифицируйте, диверсифицируйте

Первые полтора года после того, как я завел бизнес, я параллельно имел полноценную работу. Мне важно было знать, что я смогу на что-то жить. Я не мог рисковать. Поэтому я диверсифицировал личные риски. Когда вы уменьшаете личный риск, вы можете сосредоточиться на том, что важно. А что важно? Делать что-то, что вы любите, что даст вам больше денег, чем вам нужно для жизни.

Это может звучать жестко, но это правда. Вам не должно быть страшно, что у вас нет никаких денег про запас. Я диверсифицировал доходы: у меня была и работа, и бизнес. Я диверсифицировал виды моей занятости: я был программистом, но также работал в телешоу и даже нанял агента, чтобы выпустить сборник коротких рассказов. И я все время рассматривал другие предложения о работе. Я диверсифицировал бизнес, пытаясь привлечь как можно больше клиентов. Мы постоянно делали что-то, чтобы заполучить нового клиента.

И мы диверсифицировали наш бизнес, пытаясь придумать новые продукты.

Но, если честно, мы не были достаточно умны и подкованы в бизнесе, чтобы разобраться в этом. Будь у нас больше делового чутья, мы также диверсифицировали бы источники финансирования: привлекали инвестиции, создавали масштабируемые продукты, пытались бы выйти на биржу, как делали многие из наших конкурентов.

Но мы не были настолько умны. Поэтому мы просто придерживались того, что знали: людям нужны сайты, мы получаем за них много денег, и мы заплатили за аренду и сотрудникам меньше, чем заработали.

Д) Продавайте!

Я ничего не знал о продажах. Но оказалось, что у меня была естественная склонность к ним. Есть миллион книг по продажам и технике убеждения. Тогда я не читал ни одной из них. Теперь я прочитал, и считаю, что они полезны. Но я думаю, что есть некие основы, которыми должен владеть каждый предприниматель.

Привлекательность. Не будьте «продажником». Используйте «правило ЛЛС» (это я придумал): любите свой продукт, любите клиентов (ищите общий язык), слушайте их.

Решайте их большую и маленькую проблему. Обращаясь в компании, которым я мог бы сделать веб-сайт, я всегда знал, что у них есть одна большая проблема и одна маленькая.

Большой проблемой является концепция: например, если у вас не будет сайта, то все ваши конкуренты запустят свои сайты быстрее, и вы потеряете огромную аудиторию. Маленькая проблема — это бюджет. Даже у крупных компаний его не было. Поэтому мы брали меньше, чем конкуренты, и помогали сотрудникам клиента произвести впечатление на начальство, чтобы увеличить бюджеты.

Рекомендуйте конкурентов. Нет ничего плохого в анализе конкурентной среды. Я никогда не встречал этого в книгах по продажам. Но когда вы проводите анализ конкурентов для потенциального клиента, у клиентов появляется туман в голове, как только они задумываются о «других компаниях» в сравнении с вами. Кроме того, создается видимость, что вы — на их стороне и помогаете сделать непредвзятый выбор, несмотря на то, что вы — заинтересованная сторона (и все это понимают).

Найдите сторонника. Вы не сможете заключить сделку, если человек, принимающий решения, или кто-то близкий к нему — не ваш сторонник. Если на вашей стороне какой-то сотрудник низкого уровня, лучше сразу отказаться от этой идеи и не тратить время. Сделки не будет.

Как заполучить сторонника на высоком уровне? Найти как можно больше точек соприкосновения. Общие знакомые, похожие цели и т.д. Они должны понимать, что ваша основная цель состоит в том, чтобы сделать их жизнь намного лучше. И это куда важнее, чем сделать лучше их компании.

Продавайте все время. Каждую секунду. Что бы вы ни делали, думайте об аспекте продаж.

Е) Умейте и любить, и ненавидеть свой бизнес

Когда я создал первый успешный бизнес, я каждый день с воодушевлением решал проблемы и улаживал разные вопросы. Нужно иметь особый склад ума, настроенный на решение проблем и ежедневное привлечение клиентов.

Но мне ужасно хотелось продать свой бизнес. И продать его как можно быстрее и за огромную сумму. Получить деньги «потом» — это не так приятно, как иметь их сейчас.

У меня это был первый успешный бизнес. У меня не было средств в банке. Деньги не решают все проблемы, но они решают проблемы финансовые. По крайней мере на первых порах.

Иногда люди говорят мне: «Если я продам свой бизнес, в конечном итоге мне придется открыть еще один и делать то же самое». Ничего страшного. Делайте это. Но даже если бы мне пришлось делать то же самое, мне все равно хотелось бы больше денег в банке.

Так что любите свой бизнес каждый день, но будьте уверены, что вы повышаете его ценность (то есть бизнес может выжить без вас), и всегда держите поднятой табличку «на продажу».

Кстати, я не знал этого тогда, но это общая стратегия на пути к миллиардам. Посмотрите на Марка Кьюбана (продал свою первую софтверную компанию перед открытием Audionet и Broadcast.com) или Илона Маска (продал Zip2, затем Paypal, прежде чем начать Тesla, SpaceX и т.д.).

Не влюбляйтесь в компанию.

Ж) Никогда не злитесь

Вот люди, которые раздражали меня в моем первом бизнесе: клиенты, партнеры, сотрудники, арендодатели, покупатели моего бизнеса, конкуренты — в таком порядке.

В следующих компаниях добавились акционеры.

Но вы можете никогда не злиться.

Жизнь + Гнев < Жизнь.

Так как же избавиться от гнева?

Запомните другое уравнение:

Гнев = завуалированный страх.

Спросите: чего я боюсь? Боюсь ли я, что клиент уйдет? Что работник завалит проект? Что партнер не согласится с моей очень личной идеей о развитии компании?

Поборите страх. Представьте худший сценарий. Неужели он настолько плох?

Например, составьте план на случай, если клиент уйдет. И попробуйте пойти на компромисс с партнером (то, чего вы не можете сделать, если орете друг на друга).

И если проект идет не слишком хорошо из-за действий сотрудника, может быть, это не самая худшая вещь. Может быть, не стоит всегда ожидать слишком многого.

З) Говорите «да» и говорите «нет»

Сначала отвечайте «да» на все вопросы. Можете ли вы сделать это? Да. Можете ли вы сделать то? Да. Можете ли вы сделать это менее чем за n долларов? «Да!»

Вы должны заполучить сделку.

И клиент всегда прав!

Но потом клиент часто бывает неправ.

И тогда вы можете сказать «Нет», начать переговоры или отказаться от клиента.

Я редко вел переговоры в моем первом бизнесе. Я просто делал все, что просил клиент, и за любую цену.

Единственный раз, когда я сказал: «Нет», это когда в одном стартапе мне предложили работать за акции. Тогда я сказал: «Нет». Потому что акции никогда ничего не стоят.

Но я сделал сайт Miramax за $1000, хотя сайт для «Матрицы» стоил $250 000.

Я просто говорил «да» на все предложения, и в скором времени наша компания стала «компаней, которая сделала ВСЕ развлекательные сайты». И это сыграло свою роль, когда крупные компании начали покупать небольшие агентства вроде моего.

И) Не тратьте деньги

Выше я сказал: «Делегируйте». Но сейчас я говорю: «Не тратьте деньги».

В реальном бизнесе всегда есть циклы. Если вы очень экономны, вы сможете справиться со спадом. Я, например, никогда не нанимал секретаря. И мы поменяли офис только тогда, когда нас стало 40 человек в трех кабинетах.

Если ваш бизнес живет на «венчурное пособие» (т.е. вас финансируют богатые инвесторы, которые всегда могут нарастить инвестиции), проигноруйте этот пункт.

Но если вы живете в реальном мире, а не на пособие, то вам нужно тратить меньше, чем вы зарабатываете.

Мы не знали, что делали. Мы ничего не понимали в бухгалтерском учете и отчетах о прибыли и убытках. Учет — это украшение хорошего бизнеса. Это делает бизнес лучше. Но это не то мышление, которое должно быть у основателя стартапа.

Мышление в стартапе — это: «Осталось ли в конце месяца (когда счета оплачены) в банке больше денег, чем было в начале?» Обратите внимание, что бухучет часто игнорирует это: «деньги, причитающиеся от клиентов» — это «актив» только на бумаге, но не в реальной жизни.

К) Не заноситесь

Все думают, что их бизнес — лучший в мире, а их сотрудники — это «1% лучших в том, что они делают». Есть когнитивное предубеждение, которое описывает это явление, но я забыл, какое.

Не думать таким образом действительно трудно. Даже если вы знаете, что это предубеждения, что вы иррациональны, вы все равно будете забивать себе голову этой ерундой.

Когда я смотрю на некоторые сайты, которые сделала моя первая компания, то вижу, насколько они плохи. Мы облажались. Нам немного повезло, но это показывает, что значат для компании тяжелая работа и хорошие навыки в продажах.

Действительно важно делать шаг назад, постоянно смотреть на обстановку и пытаться объективно увидеть, где вы и ваша компания находитесь. Настройте свой образ мышления на постоянное стремление стать лучше, предлагать все больше и больше — а не почивайте на лаврах, считая, что «мы лучшие».

Л) Получайте удовольствие

Я начал свой первый успешный бизнес вместе с сестрой. Это были своего рода американские горки. Моя сестра была начинающим писателем. Я работал в телекомпании. А ее муж был художником по образованию. Также у нас был еще один партнер, фотограф.

Мы абсолютно ничего не знали, кроме: продавать, работать, получать, повторить.

Нам пришлось столькому научиться, пока мы доросли до миллионых доходов и продажи бизнеса. Это было действительно жестко. Почти все время мы либо упорно работали, либо суетились от страха. И много спорили друг с другом.

Но мы сделали это, построили бизнес, продали его и вышли из этого живыми. Многие из наших конкурентов не смогли. Потому что весь этот сектор сформировался в течение нескольких месяцев в 2000 году.

Мы путешествовали вместе, мы ели вместе, мы проводили вместе так много времени. Мы должны были получать от этого удовольствие. Мы устраивали вечеринки. Мы делали забавные сторонние проекты. Мой шурин был шафером на моей свадьбе.

Мы поддерживали жизни друг друга.

Но «предпринимательское мышление» — это жесткий и бушующий огонь, который часто выжигает землю вокруг до тех пор, пока никого не останется в живых.

Так что теперь мы даже не разговариваем друг с другом. И я скучаю по ним.

Оригинал

Свежие материалы