Жизнь по совместительству: как глупая рутина помогает стать эффективнее
И почему не стоит доверять управление вашим временем кому-либо еще
СаморазвитиеСооснователь «Идеономики» Антон Шириков год назад уехал учиться в США. Под впечатлением от нового формата жизни он начал цикл заметок, в котором делится мыслями о продуктивности и самоорганизации и тестирует разнообразные советы по повышению эффективности.
Пару месяцев назад я сделал забавное наблюдение. Мне доводилось работать в разных организациях — в редакциях СМИ, в госорганах, в крупной консалтинговой фирме. И везде было ясно, что существование человека в корпоративной структуре определяется не столько его личной эффективностью, сколько степенью неэффективности других сотрудников. Совещания отнимают массу времени и для большинства участников бесполезны. Но если все участники настроены конструктивно, то можно хотя бы минимизировать ущерб. Если часть людей ходит на совещания, чтобы трепаться или найти повод отложить дела, это катастрофа. А если все стремятся поскорее сбежать с совещаний, чтобы заняться делом, у вас есть шанс. Или, скажем, если где-то нужны отмашка или фидбек от начальника, то при всех стараниях провести время ожидания продуктивно часть этого времени неизбежно уходит впустую.
Я научил себя заполнять такие разрывы во времени посторонними делами — например, во время некоторых редакционных совещаний работал над «Идеономикой». В итоге эти «посторонние» вопросы получалось решать быстрее, потому что я знал, что через час совещание кончится. Был стимул успеть все за этот час, иначе времени ушло бы больше.
Но это все паллиативные решения. В целом, когда твой график определяется телодвижениями других людей, особенно когда они не вполне предсказуемы, продуктивность неизбежно страдает. Отчасти причина в том, что приходится чаще переключаться между разными делами.
За год на PhD-программе я с таким насилием над моим личным графиком практически не сталкивался. На семинарах ты сам включаешься и работаешь, иначе останешься позади, и некогда думать о посторонних делах. На встречи и совещания академические работники тратят меньше времени (больше его ценят, я полагаю). При этом и семинары, и рабочие встречи четко регламентированы, люди почти не опаздывают и редко позволяют себе затягивать обсуждение. В остальном я управляю своим временем сам, и жаловаться не на кого, кроме как на самого себя.
Но летом я вновь оказался в режиме, когда внешняя неэффективность навязывает себя тебе, и ее нужно как-то эксплуатировать.
Я записался на курс лекций по дифференциальному исчислению (он мне нужен для последующих курсов по статистике и теории игр), и как в любом курсе бакалаврского уровня, довольно много времени непременно уходило в никуда. Или лектор повторяет очевидные вещи, или пару минут пишет на доске условия задачи, или студент задает простой вопрос, ответ на который слушать не хочется. Освобождается много небольших промежутков времени. Сначала я заполнял их Фейсбуком и тому подобной ерундой, но потом понял, что ожидание — мой стратегический ресурс. На лекциях я стал читать книги по программированию, статьи в академических журналах, ну и понемногу занимался «Идеономикой».
Это позволило убить двух зайцев. Во-первых, все те задачи, за которые я брался во время лекций, решались гораздо быстрее, чем в более свободном режиме. Во-вторых, время на лекциях стало проходить куда интереснее, я стал ждать их с нетерпением. Когда курс закончился, мне даже было жалко, что это случилось так быстро. На несколько дней я стал менее продуктивен: пропал этот стержень ненужной, в сущности, работы, который многое связывал воедино.
Но вообще это упражнение еще раз продемонстрировало: как здорово, когда ты сам руководишь своим временем, и как не хочется возвращаться к формату, когда этим временем управляет за тебя кто-то другой.
Другие посты цикла об американской жизни, работе и учебе читайте здесь.