Прогулки, питание, семья: как жители Южной Европы становятся долгожителями
Даже в не самых богатых странах можно устроить городскую среду так, чтобы люди хорошо себя чувствовали
Образ жизниКалье-де-Хьордан, короткая улочка в центре Мадрида, отражает весь цикл человеческой жизни. В одном квартале находится клиника по лечению бесплодия (это все более распространенное явление в стране, озабоченной нехваткой детей). Кварталом далее находится дневной центр для пенсионеров, рекламирующий такие услуги, как тренировка памяти и помощь в передвижении. Часто можно увидеть, как женщины за 60 осторожно ведут своих 90-летних матерей к двери.
Институт показателей и оценки здоровья при Университете Вашингтона недавно опубликовал прогнозы продолжительности жизни по странам в 2050 году. В первую двадцатку стран, в которых люди доживают до глубокой старости, вошли Швейцария и Сингапур. Восточная Азия представлена Южной Кореей и Японией, давними лидерами по продолжительности жизни.
Но есть и менее богатые страны, которые являются ведущими в этом направлении: Испания, Италия, Франция и Португалия. (Три близлежащих микрогосударства, Сан-Марино, Мальта и Андорра, тоже входят в топ-20.) Самой старой из ныне живущих людей является испанка Мария Браньяс Морера (117 лет), сменившая на этом посту француженку. Неудивительно, что здоровье и продолжительность жизни связаны с показателями ВВП. Почему же Южная Европа опровергает эту понятную связь между богатством и здоровьем, при средней продолжительности жизни в Испании (85,5 лет в 2050 году) больше, чем у среднего датчанина (83,5)?
Многие ссылаются на «средиземноморскую диету» — рыбу, цельнозерновые продукты, свежие фрукты, овощи и оливковое масло. Однако критики отмечают, что диеты в разных частях Средиземноморья сильно отличаются. Кроме того, исследователи обнаружили, что современные жители этой части мира не придерживаются прославленного типа питания. Площади Испании полны людей, которые едят жареную рыбу и соленую ветчину, запивая это пивом в часы, которые некоторые могут счесть неприличными. Испанцы пьют алкоголь и курят чуть больше, чем в среднем по Европе.
Дэн Бюттнер, автор нескольких книг о местах, где люди живут долго, отмечает, что для того, чтобы понять, как люди стареют, нужно смотреть не на сегодняшние привычки, а на традиции полувековой давности, когда почти повсеместно ели «крестьянскую пищу», в которой преобладали зерновые, бобы и корнеплоды. Недавнее исследование «голубой зоны» (так называют районы, где проживает много столетних людей) на Сардинии показало, что в рацион входили «блюда голода», хлеб из желудевой муки и сыр с личинками насекомых. Самым примечательным рыбным продуктом была боттарга, прессованная сушеная икра серой кефали. Пастухи, живущие в глубине острова, редко ели свежую рыбу. Сегодня в рационе все чаще встречаются переработанные продукты, но «культурная инерция» позволяет питанию оставаться в некоторой степени полезным, говорит Бюттнер.
Однако пастушеское прошлое указывает на другой фактор — движение. Испанцы лидируют в Западной Европе по количеству шагов в день: 5 936, согласно исследованию, проведенному в 2017 году. (Италия, Франция и Португалия отстают). Исследование показало, что в странах с неравномерной активностью, когда одни много ходят пешком, а другие — «диванные лежебоки», как в Америке и Саудовской Аравии, самые высокие показатели ожирения. В тех же странах, где все двигаются в разумных пределах, как в Испании, этот показатель был низким. Это, очевидно, снижает смертность от болезней, связанных с ожирением. Четыре города из списка самых «пешеходных» городов мира находятся в Испании.
Испанские города и даже крошечные деревни пуэбло плотно заселены. Стоит выехать за черту города, и вы оказываетесь в пустой сельской местности. Ни культура, ни законодательство не способствуют разрастанию пригородов, поэтому даже при обилии земли испанцы живут очень близко друг к другу. Париж и другие города, стремящиеся создать «пятнадцатиминутную среду», где большинство мест первой необходимости находятся в радиусе пешей прогулки, могли бы многому научиться у Испании. В том же исследовании, где рассматривалось неравномерность активности, изучались города Америки, и выяснилось, что в местах с плотным распределением жилья, Нью-Йорке и Бостоне, уровень активности выше (и распределен более равномерно), чем в более расселенных, например, в Атланте и Фениксе.
Но, делая акцент на диете и физических упражнениях, мы упускаем одну из частей головоломки. Прогулки в Испании также полезны для социальной жизни. Города строятся вокруг площадей, где друзья, родственники и коллеги сидят, едят, пьют и разговаривают. Оказывается, это полезно даже если вы потягиваете вермут и едите чипсы. Многочисленные исследования показывают, что социальные контакты крайне важны для физического и психологического благополучия.
Согласно недавнему опросу, проведенному компанией Gallup, 76% испанцев заявили, что чувствуют себя «очень» или «достаточно» социально защищенными. Это выше среднего уровня, хотя и не самый высокий. Джон Клифтон, глава Gallup, говорит, что испанцы не в восторге от работы и не слишком в нее вовлечены. Он замечает, что заголовок в газете El País более или менее верно подметил следующее: Испания — это «лучшая страна для жизни и худшая для работы».
Но работа — это еще не все. Испанцы занимают четвертое место в мире в опросах, видели ли они за последнюю неделю друзей или родственников, которые живут рядом с ними или вместе с ними (Греция на втором месте). Возможно, это объясняется тем, что многие молодые жители Южной Европы не могут найти достаточно хорошую работу, чтобы позволить себе переехать из родительского дома. Семейные узы остаются крепкими, в том числе и в такие трудные времена, как финансовый кризис и пандемия.
Страны Южной Европы не набирают наибольшее количество баллов по уровню счастья, пальма первенства уже давно принадлежит Дании и Финляндии. Но в оценках счастья долгосрочная удовлетворенность жизнью играет более важную роль, чем кратковременные улыбки и смех. О таких ликующих эмоциях чаще всего сообщают латиноамериканцы. И метафорически, и физически линия, проведенная из Хельсинки в Буэнос-Айрес, пройдет через Испанию. Эта страна имеет европейский уровень благосостояния (главный фактор, имеющий связь со счастьем) и здравоохранения (которое поддерживает жизнь людей), а также общие с латиноамериканцами культурные черты: жить моментом и ценить дружбу и семью. Все это не просто хорошо само по себе. Это также помогает вам жить долго.