«Уберите руки от моей островковой доли»
Как противостоять манипуляциям, построенным на отвращении
СаморазвитиеОтвращение — невероятно сильная отрицательная эмоция, способная вызвать тошноту, панику и ярость. Мы можем испытывать отвращение благодаря эволюции: эта эмоция помогала выжить, вызывая неприятие вкусов, видов, запахов и ощущений, связанных со смертью, гниением или ядом. Поэтому, когда в холодильнике появляется неприятный запах, а при осмотре выясняется, что виной тому испорченный кусок курицы, вы чувствуете тошноту, хотя всего неделю назад тот же продукт заставил бы желудок урчать от предвкушения. И, вместо того чтобы съесть испорченное мясо, вы выбрасываете его.
Управляет этим процессом важная часть мозга, островковая доля, которая обеспечивает безопасность, предупреждая нас о вредных веществах в окружающей среде. Но если островковая доля повреждена, то отвращение может уменьшиться или исчезнуть. В 2016 году ученые продемонстрировали это в эксперименте с участием пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, которые влияют на островковую долю. По сравнению с контрольной группой, пациенты, у которых была нарушена реакция этой части мозга, сообщали, что испытывают меньше отвращения при просмотре телевизионных сцен, в которых фигурирует что-то отвратительное.
Со временем мы стали испытывать чувство отвращения не только из-за физических явлений, но и от поведения других людей — например, когда вы видите, как кто-то делает нечто неприемлемое. Действительно, некоторые аморальные поступки или мнения, которые вы воспринимаете как опасные, могут вызывать отвращение. Так, если вы сильно переживаете, скажем, за окружающую среду, человек, высказывающий ужасную, по вашему мнению, точку зрения на загрязнение или изменение климата, может вызвать чувство глубокого отвращения, почти такое же, как грязь на ботинке.
Здесь скрыта определенная опасность: рефлекс отвращения может сделать вас уязвимым для влияния со стороны недобросовестных людей, если они знают, как манипулировать сознанием. Ученые доказали, что политические выступления могут активировать реакцию отвращения у масс. Возможно, вы замечали, что некоторые политики склонны использовать метафоры, вызывающие отвращение, по отношению к «чужим» группам: нацисты называли евреев «крысами», а лидеры хуту в Руанде называли тутси «тараканами», подготавливая почву для геноцида. Это неприкрытые попытки создать ассоциацию между группой людей и неприятными животными, распространителями болезней, чтобы вызвать отвращение в обществе.
Сегодня такого просто не может произойти, не так ли? Можете ли вы припомнить, как кто-то в современной политике, СМИ или общественной жизни, возможно, тот, кто разделяет ваши взгляды, называл других «отвратительными», «отбросами» или «паразитами», или сравнивал их убеждения с «болезненным бредом»? Такие выражения стимулируют островковую зону, заставляя вас с большей готовностью совершать действия, основанные на ненависти.
От политических лидеров и идеологических активистов, которые умело вызывают отвращение ради своих целей, трудно скрыться, их притязания на внимание зрителя становятся все более навязчивы. Но если распознавать эту технику манипуляции, то и эффект от таких выступлений будет невелик.
Злоупотребление человеческим отвращением провоцирует ненависть. Это в высшей степени манипулятивно и наводит на мысль о так называемой темной триаде личности. Около 7% населения, согласно недавнему исследованию, демонстрируют доминирующие черты нарциссизма, макиавеллизма и психопатии. Они приносят много бед в жизнь других, особенно, если вам приходится иметь дело с таким человеком по работе или в личных отношениях. Все, кто сталкиваются с такими людьми, как правило, страдают. Убраться подальше — это верная стратегия.
Ученые обнаружили, что люди с высокими показателями определенных характеристик темной триады стремятся найти свое место в политике и разного рода активизме. Порой это приводит к явлению, известному как «добродетельная жертва», когда активисты пытаются получить моральное преимущество лишь на основании заявлений о плохом обращении, а не на праведных действиях. Представители темной триады есть во всем политическом спектре, любую демократию они превращают в беспощадную борьбу за власть.
Чтобы вызвать отвращение, не нужно много ума, ведь оно очень заразительно. Исследователи доказали, что, когда зрители смотрят видеоролики с лицами людей, испытывающих отвращение, одно это наблюдение активизирует островковую долю. Именно это позволяет легко создать в культуре атмосферу политической или социальной поляризации. Всего несколько влиятельных манипуляторов могут убедить многих в том, что противоположная точка зрения представляет экзистенциальную угрозу, а люди с другими взглядами вызывают отвращение, являясь, по сути, опасным человеческим патогеном в обществе.
В самых худших случаях в истории это приводило к геноциду. В 2024 году такой исход кажется маловероятным, однако это явление все еще может сделать недостижимой солидарность между различными сегментами общества. Современный кризис цивилизованности и человечности во многом обусловлен манипуляцией отвращением по обе стороны баррикад.
Долгие годы исследователи считали, что особенно восприимчивы к отвращению консерваторы, но последние исследования показали, что это не так. Все зависит от конкретной проблемы. Например, консерваторы склонны испытывать отвращение к такому поведению, как употребление запрещенных веществ или нарушение порядка на церковной службе, а либералы — к загрязнению окружающей среды или ксенофобии. Интересно, что недавний пример, коронавирус, как оказалось, вызывает меньше отвращения у консерваторов, чем у либералов.
Чтобы не дать возможности злодеям играть на эмоциях, нужно знать, как именно это работает. Исследователи, которые в 2022 году изучали способы снижения чувствительности к отвращению у пациентов, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, обнаружили, что эффективный способ — это объяснить механизмы работы отвращения. В следующий раз, когда кто-то старается вызвать отвращение к тому, что другие люди думают об иммиграции, изменении климата или уголовном правосудии, просто скажите себе: «А ну убери руки от моей островковой доли!».
Еще один способ противостоять попыткам вызвать отвращение – это более активное знакомство с предметом. Голландские ученые, занимающиеся изучением продуктов питания, в 2021 году изучили основной барьер, препятствующий восприятию населением экологически чистых пищевых альтернатив, таких как выращенное в лабораторных условиях мясо и съедобные насекомые. Эти продукты обычно вызывают реакцию отвращения во многих культурах. Исследователи пришли к выводу, что лучшим способом преодоления этого барьера является более активное знакомство с этими альтернативами.
Признаюсь, что у меня нет никакого желания есть жуков. Но в работе и жизни я обнаружил, что мое отвращение к чужим убеждениям уменьшается, когда я лично встречаюсь с людьми, которые их придерживаются. Подозреваю, что именно поэтому многие радикальные движения следят за «чистотой» рядов, стараются изгнать из окружения любого оппонента. Если вы познакомитесь с человеком других взглядов напрямую, то вам будет сложнее сохранять к нему бесчеловечное отвращение, даже если вы будете убеждены в неверности его убеждений.
Распознавайте манипуляции над вашей островковой долей со стороны, но и сами не распространяйте отвращение. Помните, что отвращение заразительно, когда люди видят его в нас. Несмотря на чувства по отношению к другим людям и их убеждениям, постарайтесь не употреблять выражения, выражающие отвращение и презрение к ним.
Вероятно, сейчас у вас возник закономерный вопрос: как быть с теми, кто действительно вызывает отвращение? Что, если их поведение и убеждения настолько ужасны, что таких людей можно без преувеличения назвать источником социальной заразы?
Как социолог, я бы посоветовал вам вспомнить моменты, когда под влиянием активиста или лидера, вы неправомерно поносили оппонента и впоследствии сожалели об этой манипуляции. Но даже если вы уверены, что никто не вмешивался в вашу островковую долю, подумайте, какую цель вы преследуете, выступая в защиту собственных интересов. Если это изменение общества, то вам придется изменить мнение других людей. Но люди редко меняют мнение, если чувствуют, что их видят и изображают, как нечто отвратительное.