Правила травоядных: когда партнерство и этика имеют значение

Правила травоядных: когда партнерство и этика имеют значение

На смену «единорогам» приходят «зебры», считает философ Джонни Томсон

Лидерство
Фото: Obaid Obaid/Flickr

Как известно, зебры отличаются уникальным черно-белым полосатым рисунком, который помогает им слиться с толпой и запутать хищников, когда они передвигаются стаей. Эффект зебры — это бизнес-модель, которая способствует сотрудничеству, устойчивости и этическим целям, в отличие от доминирующей модели единорога, ориентированной на прорыв и прибыль. Компаниям выгодно создавать партнерства и альянсы с организациями-единомышленниками для достижения совместного успеха и преодоления трудностей.

Зебры, на первый взгляд, выглядят нелепо. Это травоядные стадные животные, их естественная среда обитания зеленая, желтая и коричневая — это, как правило, луга или саванна. Казалось бы, учитывая их привлекательность для хищников, зебры должны стараться лучше маскироваться, чтобы быть незаметными. Но нет. Зебра щеголяет черно-белыми полосами. Она выставляет напоказ и цвет, и дизайн, как бы говоря: «Привет, саванна! А вот и я: вкусная и легкая добыча!»

Однако если копнуть чуть глубже, мы увидим гениальность зебры. Да, в одиночку зебра выглядит нелепо, но в стаде и при быстром движении это дает ошеломительный эффект. Ведь когда множество черно-белых полос прыгают вверх-вниз, снуют туда-сюда и поднимают пыль, очень трудно понять, что происходит. В глазах начинает мутнеть. Голова кружится. Представьте, что вы лев, который собрался на охоту. У вас слюнки текут в предвкушении этого чудесного черно-белого обеда. И вдруг оказывается, что вы гонитесь за оптической иллюзией.

Полосатые зебры живут стадами. Их сила — в совместной работе. Этот факт, известный как «эффект зебры», имеет множество практических применений в нашей жизни.

Зебры и единороги

Однажды в корпоративном царстве «единорог» стал высшим символом успеха: редкое мифическое существо, олицетворяющее компании со взрывным ростом и миллиардной стоимостью. Речь шла о революциях, инновациях и моделях, ориентированных на получение прибыли. Эффект зебры (иногда его называют движением зебры) — это совсем другая философия. В некотором смысле, даже отпор доминирующей модели «единорога». Компании-зебры стремятся к медленному и устойчивому прогрессу. Они склонны часто и заблаговременно сотрудничать с другими компаниями-зебрами и стремятся сбалансировать прибыль с этическими принципами, которые ставят во главу угла справедливость и совместное использование ресурсов. Эффект зебры — это бизнес-модель, не столько хищническая и жесткая, сколько нацеленная на взаимовыгодное сотрудничество, которое, в свою очередь, создает более инклюзивную и устойчивую бизнес-экосистему.

Всем стартапам нужны источники финансирования, инновации и идея. В идеале, им необходимо некое уникальное преимущество, которое позволит выделиться. Но есть и множество преимуществ, которые дает сотрудничество со стартапами-единомышленниками. Zebras Unite — это сайт, который посвящен этой идее. Он отмечает, что совместные бизнес-предприятия не только выгодны, но и устойчивы, и это «лучше для мира». Стартап-культура одержима идеями Стива Джобса или навязчивым стремлением к прибыли, которое господствует в Кремниевой долине. Но Zebras Unite помогает подавляющему большинству предпринимателей, которые не вписываются в эту форму. Не существует закона природы, диктующего, что успех и бизнес должны быть только по модели единорога.

Покажите полоски

Конечно, как и в жизни, ответ на вопрос об успехе, вероятно, лежит где-то посередине моделей единорога и зебры (хотелось бы взглянуть на такой гибрид). Прибыль и рост зависят от баланса между тем, чтобы выделяться среди остальных и вписываться в сообщество. Но если вы захотите добавить немного философии зебры в свою компанию, то вот три примера, не относящихся к миру стартапов.

Сила объединения. Если другая компания (или даже человек) конкурирует с вами в одной ключевой области, это не значит, что вы должны соперничать во всем. Например, в 1980-х годах в США существовали десятки производителей полупроводников. Все они участвовали в глобальной конкуренции, и у всех была одна и та же проблема: Япония. Японское «бережливое производство» означало, что они разрабатывают более совершенные и передовые полупроводники, которые, в свою очередь, стимулируют развитие автомобильного и электронного секторов. Американские компании не могли идти в ногу со временем, и так возник «ржавый пояс» (так называют кризис целого региона США в результате которого сотни тысяч людей потеряли работу). Это заставило компании обратиться к тактике зебры. Роберт Нойс из Intel руководил созданием SEMATECH, консорциума из 14 производителей, которые совместными усилиями восстановили лидерство США в области полупроводниковых инноваций. В данном случае «враг моего врага — мой друг», и компании-зебры решили держаться вместе.

Обратная сторона истории. Иногда выделяться — это плохая идея. Стартапы могут преуспеть, если будут отличаться от других, а бизнес будет развиваться благодаря инновациям, но в некоторых вопросах нужно следовать за всеми. Хороший пример — это доходы от рекламы или доверие инвесторов. Например, в 2017 и 2018 годах проблема разжигания ненависти и дезинформации в социальных сетях стала настолько вопиющей, что ее невозможно было игнорировать. Поэтому такие компании, как GoDaddy, Google, Spotify, Reddit, Apple Pay, YouTube, PayPal и другие предприняли шаги, чтобы ограничить распространение хейта и дезинформации. Они побежали вместе. Спору нет, быть единорогом — это здорово, вот только не тем единорогом, что распространяет ложь и ненависть.

Взаимовыгодные отношения. Никто не может прожить жизнь в одиночку. Нам нужны друзья и семья, чтобы помочь нам, и сеть гражданского общества, чтобы позволить  жить так, как мы хотим. Мы рождаемся в зависимости от других, и жизнь заставляет нас учиться полагаться на других. Так же и с бизнесом. Этой мудростью делится с нами Гектор Руис, основатель и директор ANSI Capital LLC. По его словам, зебра не может догнать или перегнать льва. Им нужны совместные стратегии. Так же обстоит дело и со многими небольшими компаниями. Руис говорит об этом следующим образом: «Когда вы — маленькая компания, пытающаяся конкурировать с гигантом, очень важно понять, можно ли сотрудничать с другими, чтобы получить возможность развиваться. Поэтому важным для меня стало оглянуться вокруг и понять: а на кого я могу рассчитывать? Кого я могу попросить о помощи? К кому я могу обратиться?» Хитрость в том, чтобы найти взаимовыгодное партнерство с другой компанией.

Источник

Свежие материалы