«Единороги» и единство: европейский рынок стартапов обещает пережить кризис

«Единороги» и единство: европейский рынок стартапов обещает пережить кризис

Кремниевая Долина — не единственный центр технологических прорывов в мире. Несмотря на экономический спад, европейские стартапы техносферы чувствуют себя неплохо

Лидерство Экономика
Фото: Mario Gogh/Unsplash

Никогда еще кризис не был таким увлекательным. Стоимость стартапов падает, увольнения в технологическом секторе продолжаются, а новый венчурный капитал трудно найти. Но на ежегодном технологическом мероприятии Slush, которое состоялось в Хельсинки, основатели и инвесторы веселились так, словно это был 1999 год, разгар экономического «пузыря доткомов». Более 30 000 человек, рекордное число, включающее 5 000 предпринимателей и 3 000 инвесторов, провели два дня в огромном зале, наблюдая за презентациями, участвуя в дискуссиях в свете лазерных лучей.

Все стартапы Европы пострадали от роста процентных ставок, поэтому обещания высоких прибылей уже не выглядят столь убедительно, как раньше. По прогнозам, в этом году они привлекут всего 45 миллиардов долларов инвестиций, согласно State of European Tech, ежегодному отчету, обнародованному на  Slush лондонской венчурной компанией Atomico. Это на 38 % меньше, чем в прошлом году, и на 55 % меньше, чем в урожайном 2021. Средняя оценка более развитых стартапов «стадии роста» сейчас находится ниже среднего показателя за пять лет. Если в 2021 году в Европе появилось 107 «единорогов», а в прошлом году — еще 48, то в 2023 году таких всего семь. По данным Atomico, гораздо большее число компаний лишились этого статуса: 50 в этом году и 58 в 2022.

Но если взглянуть на ситуацию в более долгосрочной перспективе, то окажется, что мир европейских стартапов держится на удивление хорошо. В некоторых отношениях он справляется с кризисом лучше, чем более устоявшийся американский рынок. Инвестиции в европейские стартапы, возможно, снизились за последние два года, но они все равно выросли на 18 % по сравнению с 2020 годом, за исключением Великобритании, где они снизились более чем на 2 %. В Америке за этот период инвестиции в стартапы сократились на 1 %. В то время как оценки в целом снижаются, «даунраунды», когда стартапы соглашаются на более низкую оценку при привлечении нового капитала, встречаются не так часто, как можно было ожидать. В этом году они составили лишь 21 % всех финансирований инвесторами.

По другим показателям европейские технологии продолжают процветать. В Европе сейчас создается больше стартапов, чем в Америке: около 14 000 за период с января по сентябрь, по сравнению с 13 000 за Атлантикой. В Старом Свете, включая Британию, насчитывается более 41 000 молодых технологических компаний и около 3900 более развитых. В них работают 2,3 миллиона человек, что примерно в два раза больше, чем в начале 2019 года, и больше, чем в секторе недвижимости Европы (за исключением строительства). Общая стоимость частных и публично зарегистрированных технологических компаний Европы снова приближается к пику в 3 триллиона долларов, достигнутому в 2021 году. В прошлом году она составляла 2,8 триллиона долларов.

Относительная устойчивость европейских технологий объясняется преемственностью. Возьмем, к примеру, количество компаний, основанных бывшими сотрудниками успешных компаний. Более 9 000 человек, работавших в современных «единорогах» созданных в 2000-х годах, основали свои собственные компании. Это примерно на 50 % больше, чем число тех, кто покинул успешные компании созданные в 1990-х годах, чтобы начать свой бизнес.

В Европе также появились технологические «мафии» — так называют группы предпринимателей, когда-то работавших на одну фирму. Самая крупная из них сформировалась вокруг компании Skype, той самой, что стала пионером звонков через интернет. Skype дал начало более чем 900 стартапам, в которых сегодня работает более 65 000 человек. Не менее важно и то, что успешные основатели теперь регулярно инвестируют состояние в новые предприятия и даже создают собственные венчурные фирмы. Одной из самых заметных венчурных компаний является Plural Platform, в число партнеров которой входят основатели Skype, сервиса онлайн-платежей Wise и сервиса для поиска концертов Songkick.

По мере становления европейская технологическая индустрия также приобретает свои особенности. Европейские основатели меньше, чем их американские коллеги, верят во все, что связано с ChatGPT: с января по сентябрь в Европе было проведено 35 раундов финансирования разработчиков генеративного искусственного интеллекта, в то время как в США — 106. Напротив, в 2023 году на стартапы, связанные с климатом, приходится 27 % всего капитала, инвестированного в европейские технологии, что гораздо больше, чем в Америке. Климатические компании уже обогнали финтех, который до недавнего времени был самой представленной технологической нишей в Европе.

Европейские технологии вряд ли станут такими же масштабными, как американские. Кремниевая долина и ее сателлиты в Остине, Нью-Йорке и других местах все еще далеко впереди. Поголовье «стаи единорогов» в Америке (по последним подсчетам, около 700) в два раза больше европейского (356). В Америке по-прежнему гораздо легче получить капитал, как отмечает Том Вехмайер из компании Atomico, один из авторов отчета. Вероятность того, что новые компании в США получат венчурные инвестиции в течение пяти лет после основания, на 40 % выше, чем в Европе. А когда приходит время выходить на биржу, европейские стартапы все еще чувствуют тягу к Нью-Йорку, где листинг ценных бумаг может принести гораздо большую прибыль.

Однако главное препятствие на пути амбициозных европейских стартапов — это их происхождение. ЕС неоднократно пытался создать единый цифровой рынок, такой же удобный для бизнеса, как американский, но различия в налогах и правилах по-прежнему существенны. «Европа показала, что это возможно, — говорит Зейнеп Явуз, которая занимается инвестициями на континенте для американской венчурной компании General Catalyst. — Взрыв предпринимательства в сфере финтеха в последние годы стал прямым результатом общеевропейских правил, разработанных в Брюсселе». Если лидеры ЕС действительно хотят укрепить европейские технологии, как они это декларируют, им следует тратить меньше времени на регулирование различных цифровых рынков, а вместо этого создать единый европейский рынок.

Источник

Свежие материалы