€ 99.99
$ 92.55
Связаны с болью и выживанием: какие фразы застревают в памяти надолго

Связаны с болью и выживанием: какие фразы застревают в памяти надолго

Почему одни слова запоминаются на всю жизнь, а другие нет? Ученые выяснили, что есть группа слов, которая остается в памяти, и это связано с эволюцией

Саморазвитие
Фото: Elín Jósepsdóttir/Flickr

Почему некоторые слова запоминаются лучше, чем другие, — это загадка. Многие люди могут мгновенно узнать бренд, который они уже покупали, или вспомнить, с кем они разговаривали в магазине, но при этом забывают пункты из списка продуктов.

Ада Ака, профессор маркетинга в Стэнфордской высшей школе бизнеса, была озадачена этим вопросом с первого занятия по когнитивной психологии в бакалавриате. «Рекламные слоганы, цитаты из фильмов, фразы из разговоров — некоторые вещи просто застревают в памяти», — говорит она.

Психологи пытаются понять, что именно делает слова запоминающимися, уже более века. Может, определенные звуки задерживаются в сознании? Или все дело в том, что слова связаны с определенными темами? Ака обнаружила, что существующая литература дает мало ответов. Поэтому она взяла на вооружение новые инструменты для решения этого вопроса.

В недавней работе, опубликованной в журнале Cognition, Ака и ее соавторы, Судип Бхатиа и Джон Маккой из Университета Пенсильвании, объединили результаты исследований с моделью машинного обучения, чтобы проверить большое количество теорий о запоминаемости слов.

Во-первых, они выявили несколько закономерностей, указывающих на последовательную, хотя и сложную психологическую закономерность в словах, которые лучше запоминаются. «Есть определенные слова, которые помнят многие люди в разных условиях. И есть другие слова, которые люди склонны забывать», — объясняет Ака.

В целом, Ака и ее коллеги обнаружили, что запоминаемость связана с семантическими категориями. Неформальные слова и ругательства, такие как «хм» и «черт», запоминаются лучше. Так же как и слова, связанные со смертью, например «убить» и «похоронить», и слова, связанные с религией, например, «алтарь». С другой стороны, люди чаще забывали слова, связанные с когнитивными процессами и временем. Негативные слова, как правило, запоминаются лучше, чем позитивные.

Эти выводы подтвердились для десятков участников, принявших участие в исследовании: «если рассматривать людей в разные моменты времени и разные списки отдельных слов, то запоминаемость была совершенно одинаковой». Ака предполагает, что у общей избирательной памяти может быть эволюционный аспект: чем теснее слово связано с выживанием, тем больше вероятность того, что мы его запомним.

Что запомнится?

В отличие от предыдущих исследований, в которых можно было проверить только одну или несколько теорий одновременно, в этом проекте использовалась вычислительная модель для анализа сотен переменных, которые могут влиять на запоминаемость. Благодаря этому Ака и ее соавторы смогли получить более глубокую и полную картину того, какие слова мы запоминаем с наибольшей вероятностью. При этом они раскрывают некоторые фундаментальные сведения о памяти в целом.

Основы для этой работы Ака готовила еще будучи студенткой Пенсильванского Университета. Работая вместе с наставниками и коллегами, она помогла собрать уникальную обширную базу данных о запоминаемости слов. Исследователи просили добровольцев приходить в лабораторию на множество сессий эксперимента, где они изучали списки сотен слов. Когда они доходили до конца каждого списка, проводилось тестирование, чтобы проверить, смогут ли они узнать увиденные слова или назвать их по памяти.

Ака проводит аналогию между этими двумя когнитивными задачами — распознаванием и запоминанием слов, — также, как мы встречаем человека на улице. Узнавание лица сродни идентификации слова, которое вы уже встречали. И наоборот, вспомнить имя знакомого чем-то похоже на то, когда нужно вспомнить слово: это требует активного извлечения информации из памяти. В данном исследовании ученые изучали два процесса памяти одновременно. «В то время как большинство исследований было посвящено одной из этих задач, не хватало комплексного подхода, который бы сопоставил и разграничил уникальные аспекты того, что делает каждая из функций памяти», — объясняет Ака.

Чтобы выполнить тесты со случайными списками слов из одного и того же набора слов, участникам эксперимента пришлось возвращаться к исследователям до 24 раз. Затем Ака и ее коллеги объединили свой набор данных с Word2Vec, языковой моделью, которая фиксирует семантические связи между словами. Несмотря на различия между воспоминаниями отдельных людей, построенная ими модель смогла отразить широкие ассоциации между запоминаемостью и сотнями различных слов и категорий. Ака и ее соавторы обнаружили, что типы слов, которые мы вспоминаем, схожи с теми, что мы узнаем. «Оказалось, что семантические детерминанты на самом деле довольно устойчивы, — говорит Ака, — их объединяют такие темы, как неформальная лексика и смерть».

Исследователи убедились в точности результатов, попросив модель использовать полученные данные для прогнозирования запоминаемости нового набора слов. Модель значительно точнее, чем люди, предсказала, какие слова люди запомнят. «Я думаю, это связано с нашим повседневным опытом, — говорит Ака. — Никто не думает, что он забудет, куда положил ключи».

Глубоко в памяти

Ака считает, что для полного объяснения того, что мы помним и почему, недостаточно определить слова, которые лучше запоминаются. В жизни мы редко сталкиваемся с обособленным словом. Обычно мы встречаемся с другими речевыми единицами: целыми предложениями, фразами, повторами и рифмами. Тем не менее, исследования показывают, что изучение и запоминание отдельных слов — это косвенное подтверждение всевозможных других процессов, когда мы что-то запоминаем и почему. «Неважно, запоминаете ли вы список слов или пункты списка продуктов, — говорит Ака, — процесс запоминания во многом схож».

Ака уже работает над моделями на уровне предложений, которые могут предсказывать запоминаемость слоганов брендов. В конечном итоге она хотела бы иметь возможность тестировать более сложные реальные стимулы, такие как рекламные объявления со словами и изображениями рядом друг с другом.

По ее словам, что действительно интересно, так это то, что в ближайшем будущем эта модель сможет делать предсказания о словах, которые не входят в число тех 600, на которых она была обучена. Это означает, что исследователи могут проверить новые гипотезы, например, что слова, связанные с болью, запоминаются лучше, чем слова, связанные с удовольствием. Наборы данных ее команды находятся в открытом доступе, поэтому другие исследователи могут использовать их для проверки своих теорий.

Источник

Свежие материалы