Влияние выбора: как противостоять «тирании мелких решений»

Влияние выбора: как противостоять «тирании мелких решений»

Незначительные, но регулярные действия имеют огромные последствия, и они иногда никого не радуют

Саморазвитие
Фото: Glenn Carstens-Peters/Unsplash

В книжном магазине в городке, где живет Гарретт, витрина всегда прекрасно оформлена. Каждый раз, проходя мимо, Гарретт улыбается причудливой плюшевой игрушке, парящей над книжными горами. Он останавливается, чтобы сфотографировать для социальных сетей крошечных роботов, собравшихся вокруг сцены в стиле стимпанк. На Рождество витрина превращается в карусель праздничных чудес: снежную деревню веселых снеговиков и оленей, сияющих в мерцании тысячи крошечных морозных солнц. В задумчивости и ностальгическом удивлении, Гарретт может разглядывать витрину подолгу. Он не замечает, как летит время.

В тот же вечер дома он делает онлайн-покупки. Для семьи он купил целую стопку книг. Не было даже секундного колебания, когда он нажимал кнопку подтверждения заказа в корзине Amazon стоимостью в 231 доллар. Двадцать заказанных книг, все они будут доставлены на следующий день, и на этом вопрос рождественских покупок закрыт. А совсем рядом уютный книжный магазинчик закрывается раньше времени, потому что не может позволить оплату сотрудников.

Такие Гарретты есть везде. Это люди, которые сетуют на закрытие местного магазина и вспоминают о временах разнообразия и старых добрых обычных покупок. Дело только вот в чем: Гарретт не один, таких людей миллионы. И вот еще один частный книжный магазин закроется, а Джефф Безос напишет радостное письмо акционерам.

Именно в этом суть «тирании мелких решений».

Скользкий путь

В 1966 году экономист Альфред Кан впервые ввел термин «тирания мелких решений» в одноименной статье. Этим понятием он описывал, как серия незначительных индивидуальных решений может привести к конечной точке, которая не устроит никого. Различные отдельные и незначительные действия складываются в нечто, нежелательное для тех, кто принимает решения в целом. Кан привел в пример важную железнодорожную службу в небольшом отдаленном городке, где редко бывают приезжие. Поезд может курсировать при любых погодных условиях круглый год. Когда на улице снег и холод, люди пользуются поездом. Он переполнен благодарными пассажирами. А летом, в солнечные, погожие дни, люди предпочитают машину или велосипед. Но в это время у железной дороги заканчиваются деньги.

«Тирания» в данном случае состоит в том, что большинство людей в этом городке хотят, чтобы железная дорога работала. Она им нужна. Однако их незначительные решения приводят к тому, что она исчезает. Кан называет это «провалом рынка», но с тем же успехом это можно назвать психологическим провалом человека. Железнодорожная компания может поднять зимние тарифы, чтобы оплатить летний спад, но клиенты не станут платить больше в краткосрочной перспективе, даже если знают, что в будущем их поведение приведет к худшим последствиям. В местном книжном магазине цены могут быть чуть выше, чем на Amazon, и чтобы купить что-нибудь, придется встать с дивана, но именно это позволяет ему оставаться открытым. Большинство людей знают об этом и понимают это на рациональном уровне. И все же они предпочтут поступить, как Гарретт: сэкономить незначительную сумму и получить доставку на следующий день.

Пересмотр мелких решений

Статья Кана изначально была больше направлена на философию экономики, чем на практические советы для современного бизнеса. Однако сегодня идея «тирании мелких решений» стала основной для многих исследователей и консультантов в области бизнеса. Вот три способа, с помощью которых логика, заложенная в идею Кана, может помочь вашему бизнесу.

  1. Не экономьте на обучении. Вы только что сидели за рабочим столом с ворохом задач, которые нужно выполнить, и тут приходит письмо: «Всем доброе утро! Не забудьте перейти по этой ссылке на сегодняшний тренинг по кибербезопасности». С тяжким вздохом вы переходите по ссылке и ворчите. Мало кому нравятся дни обучения, но если вы откажетесь от них, то потенциально пострадаете от этого. В 2014 году хакерская группа «Хранители мира» похитила и стерла огромные массивы конфиденциальных данных Sony. Это обошлось компании в 80 миллионов долларов. 60% малых предприятий прекращают свою деятельность в течение шести месяцев после кибератаки. Кибербезопасность имеет значение, и мелкие решения сэкономить могут иметь огромные последствия. Покупка только базовых средств интернет-безопасности может сберечь немного денег. Отсутствие или нерегулярное проведение тренингов по кибербезопасности не будет раздражать коллектив. Но немногие компании смогут пережить взлом с убытками на 80 миллионов долларов.
  2. Не заигрывайте с целями и свободой. Сейчас живо обсуждается идея сторонних проектов, когда людям дают свободу действий, чтобы они могли поработать над продуктом или идеей, которая, может быть, принесет пользу компании. Множество отличных и прибыльных идей появилось благодаря побочным проектам. Но если много людей тратят слишком много времени на собственные проекты, то побочный проект становится основным. Когда отдельные сотрудники принимают самостоятельные решения, не заботясь об общей картине, это может привести к одному из двух результатов: либо это тормозит движение компании вперед, либо направляет ее в совершенно новое русло. Хвост виляет собакой. Это известно как феномен «зависимости от пути», когда каждое незначительное решение незаметно определяет направление развития компании. Возможно, это несовременно и непопулярно, но именно лидер должен вести за собой, а сотрудники — подчиняться.
  3. Используйте системное мышление. Проблема, лежащая в основе тирании мелких решений, заключается в том, что люди не видят себя частью единой системы. Все, что мы делаем, влияет на кого-то еще, а в бизнесе решения, которые мы принимаем, облегчают или усложняют жизнь кому-то другому. В интервью для Big Think профессор лидерства и менеджмента Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон называет это системным мышлением. Она описывает его следующим образом: «Системное мышление — это способность к самодисциплине, позволяющая мыслить шире и спросить себя: «А что может произойти в результате? Кто и что может пострадать, если мы сделаем это сейчас?». Если в больничной палате закончилось постельное белье, санитарка может просто взять его в соседнем отделении. Она решила свою проблему, но создала для других. Нужно просто немного подумать, на кого еще повлияет это простое решение. И такой образ мышления помогает предотвратить многие неудачи».

Источник

Свежие материалы