€ 95.62
$ 89.10
Дом, милый дом: цифровые кочевники возвращаются к оседлости

Дом, милый дом: цифровые кочевники возвращаются к оседлости

Постоянные путешествия оказались трудным испытанием для тех, кто работает удаленно или на себя

Образ жизни
Фото: Antonio de Nicolas/Flickr

Цифровой кочевник стал культовым персонажем современной эпохи удаленной работы. При этом слове часто возникает образ профессионального писателя или технического работника с компьютером, бредущего по улицам живописного иностранного городка или стучащего по клавиатуре на берегу моря. Они видят мир, знакомятся с новыми людьми, работают, когда захотят.

Цифровыми кочевниками становятся разные типы работников. Одни являются фрилансерами или независимыми партнерами, другие — предприниматели, строящими собственный бизнес, а третьи работают на удаленных должностях в компаниях по всему миру. Некоторые получают стабильную заработную плату, другие полагаются на гонорары. В основном, как отмечают эксперты, многие из этих работников относятся к белым воротничкам и получили высшее образование.

Экспертные данные и частные истории свидетельствуют о том, что число цифровых кочевников растет на протяжении последних нескольких лет, причем огромный всплеск произошел после пандемии. Точное число таких работников определить сложно, но, по данным отчета американской консалтинговой компании MBO partners за 2022 год, число цифровых кочевников с 2019 года выросло на 131%. Общее число людей, ведущих такой образ жизни исчисляется миллионами.

Однако все больше работников, попробовавших кочевой образ жизни, отмечают, что реальность, которая скрывается за постами в социальных сетях и красочными блогами о путешествиях, не всегда столь привлекательна. Те счастливчики, что уже испробовали такой образ жизни, получили массу позитивных впечатлений. Однако, многие из них также отмечают, что отсутствие привязки к месту негативно сказалось на их психическом и физическом здоровье и даже привело к ухудшению профессиональных качеств. В итоге многие цифровые кочевники решили осесть, оставив виды на морские закаты в прошлом.

В 2011 году Лорен Джулифф бросила работу в супермаркете в Великобритании, чтобы увидеть мир. Она создала туристический сайт, чтобы финансировать свои приключения. К ее удивлению, уже через год она начала зарабатывать достаточно, чтобы стать цифровым кочевником. «Мне нравилось путешествовать. Моей мечтой всегда было увидеть как можно больше стран мира, поэтому, как только появился шанс воплотить ее, я так и сделала. Изучение новых стран помогло мне почувствовать себя живым человеком, и я узнавала много нового, о мировых культурах и о себе, практически ежедневно».

Но через пять лет восторг от такого образа жизни начал ослабевать. Джулифф, которой сейчас 34 года, описывает, как ее путешествие, поначалу идиллическое и похожее на сказку, превратилось в изнурительное испытание, которое она отчаянно пыталась преодолеть.

Жизнь и работа в режиме постоянных переездов не могла не сказаться на психическом и физическом здоровье. «У меня начались ежедневные приступы паники, которые прекращались, только если я представляла, что у меня есть дом», — говорит она. Отсутствие постоянного окружения привело к потере многих дружеских связей, она чувствовала одиночество и мучилась от депрессии. Пострадало и здоровье Джулифф: она часто сталкивалась с пищевыми отравлениями и инфекциями.

У нее не было доступа ни к домашней кухне, ни к тренажерному залу. Она говорит, что ее образ жизни был нездоровым: в течение многих лет она все время питалась вне дома. Страдала и ее личная жизнь: «Я даже не могла завести хобби, ведь вся моя жизнь должна была уместиться в рюкзаке».

Кроме того, оставаться всегда продуктивной в путешествиях оказалось сложной задачей. Попытки справиться с работой, исследовать новые места с часто ненадежной интернет-связью были тяжелым испытанием: «Мне было трудно эффективно управлять своим делом… и почти всегда я работала в постели, поскольку рядом редко оказывался письменный стол».

Переломный момент наступил, когда панические атаки подтолкнули Джулифф к поиску дома. Поселившись в Португалии и подписав договор аренды жилья, Джулифф увидела, что ее доход за год вырос в три раза. Она считает, что это улучшение произошло благодаря постоянному пребыванию в одном месте и отсутствию переездов. У нее исчезли приступы паники, она записалась в тренажерный зал, начала готовить здоровую пищу и создала прочное сообщество друзей.

Отказ от кочевого образа жизни был для Джулифф непростым решением, поскольку она построила свою жизнь на образе цифрового кочевника. Все, что она делала, было связано с прежним образом жизни: Джулифф вела блог о путешествиях, планировала будущие поездки в свободное время, поддерживала связь с приятелями-кочевниками. «Принять свою оседлость было непросто, — говорит она. — Мне было очень трудно понять, кем я буду, если перестану постоянно путешествовать».

Беверли Томпсон, социолог из Сиенна-колледжа в США, занимающаяся исследованием цифрового кочевничества, считает, что многие люди, выбравшие такой образ жизни, не были готовы к неприглядной стороне. В том числе потому, что в блогах часто создается идеальная картинка, скрывающая негативные аспекты, такие как одиночество, проблемы с психическим здоровьем и финансовые трудности.

По ее словам, хотя некоторые находят такой подход приемлемым (особенно те, кто монетизирует свой образ жизни в социальных сетях), жизнь в бесконечных путешествиях подходит не всем.

Для Дариуса Фору кочевой образ жизни тоже стал проблемой. Первые несколько месяцев были блаженными. Он радовался солнечной погодой и пальмам на пляже. Однако вскоре понял, что для того, чтобы иметь подходящую удаленную работу, ему необходимо жилье. Когда он начал искать квартиру на длительный срок, то обнаружил, что этот процесс не так прост, как он ожидал, со сложными юридическими процедурами и многомесячным ожиданием. Кроме того, он столкнулся с проблемой завышенной стоимости жилья в районах Малаги и Марбельи. Повышенный спрос привел к росту арендной платы, а в стране не было никаких правил, ограничивающих стоимость аренды. Величина залога и комиссионные поражали воображение.

«Я такого не ожидал, — признается Фору. — Я переехал в Испанию, думая, что стоимость жизни будет ниже. Но оказалось, что она такая же дорогая, как и в Нидерландах. По сути, я платил за хорошую погоду». Прожив в Испании менее шести месяцев, Фору вернулся в Нидерланды, планируя жить стабильно и сосредоточенно, что, как он понял, необходимо ему как писателю и предпринимателю.

Конечно, многие люди любят «кочевой» образ жизни. Но, как выяснилось, даже те, кто имеет все шансы на успех, сталкиваются с проблемами сохранения продуктивности, здоровья и личных отношений.

«Обратные тенденции будут нарастать, — говорит Томпсон о цифровом кочевничестве. — Новое поколение, вероятно, тоже потратит несколько лет на то, чтобы попробовать себя в роли цифрового кочевника. Но в целом все больше и больше людей видят реальность такого образа жизни. В то же время работодатели хотят, чтобы сотрудники возвращались в офис».

Источник

Свежие материалы