«Работа для лентяек»: карьерный тренд представительниц поколения Z

«Работа для лентяек»: карьерный тренд представительниц поколения Z

Автор The Guardian Дейзи Джонс рассказывает, почему продвижение по карьерной лестнице перестало быть приоритетом для молодых женщин

Лидерство
Кадр из фильма "Мисс Никто"

В середине 2010-х годов я работала в кафе при художественной галерее на юге Лондона. Каждый день я готовила несколько чашек кофе, болтала с клиентами, а потом уносила домой щедрые чаевые. Там и пахло приятно: печеным хлебом и консервированными анчоусами. И хотя с тех пор у меня была работа, более соответствующая моим истинным интересам, то место в кафе было одним из моих любимых, главным образом в силу приятного времяпрепровождения. Я получала примерно ту же зарплату, что и впоследствии, работая в крупном издании. Но там я все время была расслаблена и никогда не проверяла электронную почту.

Молодые женщины стали называть такую занятость — не требующую больших усилий, личного вклада, но достаточно хорошо оплачиваемую, — «работой для лентяек». В основном под этим термином подразумевается рутинная офисная работа в отличие от сферы услуг: люди сидят за компьютерами, отправляют несколько электронных писем и получают вполне приемлемую зарплату. В социальных сетях хэштег #lazygirljob в настоящее время насчитывает около 14 млн. просмотров, и отношение к нему в подавляющем большинстве случаев оптимистичное. «Я люблю свою работу для ленивых, — говорится в одном из сообщений. — Мне не нужно общаться с людьми, я прихожу в офис только два раза в неделю». «Моя работа — для лентяек, она позволяет мне делать все, что я хочу. Я просто отвечаю на электронные письма и поддерживаю чистоту», — говорится в другом. Авторы сообщений, судя по всему, в основном женщины, я не видела отдельного хэштега «работа для лентяя». Возможно, концепция, согласно которой мужчинам платят больше за то, что они делают меньше, не так уж нова и интересна. (Точно так же не существует мужского аналога феномена «герл-босс»)

Выражение «работа для лентяйки» появилось сравнительно недавно, но среди представителей поколения Z уже давно зреют настроения, направленные в противоположную сторону от карьеры и амбиций (например, «тихое увольнение»). Это двадцатилетние, пережившие пандемию, в подростковом возрасте наблюдавшие взлет и падение тренда «герл-босс», разочаровавшиеся в культуре трудоголиков и вызванном ею выгорании. Они предпочли бы просто получать дома весомую ежемесячную зарплату и наслаждаться жизнью в тех рамках, которые возможны при капитализме. В то время как творческие сферы становятся практически недоступными для широких слоев рабочего класса, почему бы не сосредоточиться на легкой жизни, находя смысл и удовлетворение от жизни вне карьерного стресса?

Такое отношение к работе подтверждается статистикой: по данным исследования, проведенного компанией Workspace Technology, почти половина представителей поколения Z готовы оставить работу, если им не дадут возможность заниматься ею «по гибридному графику». При этом только 49% представителей поколения Z говорят, что работа занимает центральное место в их личностной самореализации по сравнению с 62% миллениалов. Множество постов #lazygirljob повторяют эти настроения: «В этом возрасте я поняла, что мне не нужно строить «карьеру» или карабкаться по корпоративной лестнице, — говорится в одном из сообщений. — Все, чего я хочу, — это зарабатывать как можно больше денег, работая как можно меньше часов, чтобы большую часть времени проводить со своей семьей, живя на своих условиях, а не 40 лет работать на начальника, который платит столько, сколько считает «правильным»».

Присмотритесь, и вы увидите, что эти перемены отразились в поп-культуре. Вспомним фильмы и сериалы, которые смотрели миллениалы: «Секс в большом городе», «Дурнушка Бетти», «Дьявол носит Prada», «Блондинка в законе». Это были истории о женщинах высокого полета, испытывающих стресс, но привлекательных, которые осмелились «иметь все сразу». Спустя десяток-другой лет настроение существенно изменилось. Молодежь больше интересуют такие сериалы, как «Эйфория», «Одни из нас» или «Половое воспитание», в которых на первое место ставятся межличностные отношения, а не карьера. Конечно, на экране у людей есть работа, но это больше не является главной идеей сегодняшней культуры. В каком-то смысле в таком подходе к работе есть что-то старомодное, напоминающее 1950-е годы: работа — это заработок и поддержание домашнего очага, а настоящая драма жизни происходит за ее пределами.

«Работа для лентяек» очевидно, имеет определенную привлекательность (кто не хочет заполнить несколько скучных электронных таблиц за хорошую небольшую зарплату и отпуск?). Но многим она недоступна. Возможность устроиться на такую работу является привилегией, которая не всегда возможна, например, для тех, кто не имеет высшего образования, или для тех, кто сталкивается с дискриминацией на рабочем месте или предвзятостью при приеме на работу.

Однако тот факт, что так называемая работа для лентяек стала предметом желаний, — это интересное явление. Сейчас для многих людей стало почти невозможным заработать на жизнь своими увлечениями, и это вызывает глубокую печаль, поэтому любой отход от того, что карьера должна составлять всю нашу личность, может быть только положительным моментом. Или, по крайней мере, меньшим из двух зол.

Действительно, времена, когда людей спрашивали: «Итак, кем вы работаете?» вероятно, уже в прошлом. Возможно, мы понемногу приближаемся к чему-то более похожему на: «Расскажите, чем занимаетесь помимо работы? Чем увлекаетесь?»

Источник

Свежие материалы