€ 97.90
$ 90.09
До захода солнца: тайм-менеджмент с тысячелетней историей

До захода солнца: тайм-менеджмент с тысячелетней историей

Философ Джонни Томсон считает, что пора вспомнить о принципе «времени столько, сколько нужно»

История Образ жизни
Фрагмент картины Анны Анкер «Жнецы»

Времена, когда не было часов, историки часто называют жизнью, «ориентированной на задачи». Люди использовали метафоры и сравнения, чтобы объяснить единицу времени, — например, время, необходимое для произнесения молитвы. Сегодня часы — это необходимость для чрезвычайно сложной и многоотраслевой экономики. Теперь они наши хозяева.

Мой трехлетний ребенок не понимает времени. Я имею в виду не само понятие времени в концепции Эйнштейна, а основные единицы. Для него вчера могло быть и позавчера или, например, «в апреле». Когда он спрашивает, сколько времени будет вариться каша, я отвечаю: «недолго». Как я вскоре понял, проблема в том, что «недолго» — это совершенно недостаточное определение. Поэтому я стал использовать сравнения. Я говорю: «Это займет столько же времени, сколько ты купаешься», или «как одна серия про человека-паука». Я не уверен, становится ли ему понятнее, но, по крайней мере, я стараюсь.

То, что я делаю, не уникально. Тысячелетия назад люди жили без часов, то есть буквально до начала времен. И они пользовались тем же принципом, что и я с сыном: использовали всевозможные аналогии. Например, в средневековой Англии существовала мера времени под названием «Pater Noster Whyle», то есть время, необходимое для произнесения молитвы «Отче наш».

До начала времен

Вплоть до позднего Средневековья люди не воспринимали время как нечто отдельное от выполняемой ими работы. Покос лужайки занимал не полчаса, а то время, которое требуется, чтобы скосить лужайку. Время рассматривалось с точки зрения длительности выполнения задачи, а не делилось на часы, минуты или секунды. Оливер Беркман в книге «4000 недель. Тайм-менеджмент для смертных» пишет: «Когда нужно, вы доили корову, а когда приходило время, то собирали урожай. И любой, кто пытался навязать другое расписание, например, собрать весь удой за месяц в один день, чтобы было проще или поскорее приступить к сбору урожая, вполне справедливо считался сумасшедшим».

Дело в том, что до изобретения часов не было графика «с девяти до шести». Без часов не могло быть и часов. Работа была сделана, урожай собран. Большинство людей работало все светлое время суток, что означало длинный шестнадцатичасовой день летом и гораздо более короткий зимой. Не было никакой спешки, чтобы закончить дело из-за каких-то искусственных временных ограничений. Каждый неторопливый, спокойный фермер сказал бы вам: «Столько, сколько нужно».

Час промышленности

Я подозреваю, что вы читаете этот текст не после тяжелого дня, проведенного за дойкой коров. Большинство людей сегодня работают в офисе или на производстве. Если вы собираетесь провести встречу в определенном помещении с конкретными людьми, то сказать: «Давайте соберемся после обеда» — это слишком расплывчато. Проблематично сесть на поезд «после чистки зубов» или пойти в кино, «когда солнце сядет».

По мере индустриализации гибкость аграрной жизни, ориентированной на решение конкретных задач, была сведена на нет. Первой крупной корпорацией, начавшей регулярно использовать часы, стала британская почтовая служба, затем железнодорожные компании. Но вскоре все убедились в преимуществах жизни по часам. Без часов трудно координировать действия рабочих на фабрике и управлять производством. Индустриализация требовала, чтобы рабочие приходили на свои рабочие места «вовремя». Выпуск продукции, производительность и эффективность требовали часов.

Господство часов

Изучая историю развития идей, часто легко спроецировать свою собственную жизнь на жизнь тех, кто пришел раньше. Без часов трудно представить, как существовало общество. И наоборот, средневековому крестьянину, наблюдающему за нами, современная жизнь показалась бы совершенно чуждой или антиутопичной.

Часы полностью перевернули и переосмыслили наше восприятие мира. Только подумайте, как часто вы проверяете время на своем телефоне или часах. Часы управляют жизнью. Мы словно разделили жизнь на крошечные блоки и поместили в них частички себя. Раньше все было «ориентировано на дело». И жизнь текла со своей скоростью. Теперь мы пытаемся растянуть и разбить жизнь так, чтобы она соответствовала требованиям часов. Часы никогда не врут, и я не должен опаздывать. Повелители времени будут недовольны.

Но порой нам нужно сбрасывать с себя оковы тикающих тиранов. Не все в жизни должно быть разделено на аккуратные отрезки, как уроки в школе. Иногда полезно просто позволить жизни идти своим чередом. Стоит не только принять этот факт самому, но и напомнить другим: времени столько, сколько нужно.

Источник

Свежие материалы