Дзен на сковороде: неожиданная практика осознанности

Дзен на сковороде: неожиданная практика осознанности

Повседневная рутина может стать отличным средством обретения душевного комфорта, считает писатель Хлоя Фор

Образ жизни
Кадр из фильма "Запретная кухня"

Как человек, который хочет оставаться хорошим в глазах других, и как писатель-фрилансер, который ждет одобрения, я часто чувствую себя полностью вымотанной. Мои мысли скачут безостановочно. Конечно, я знаю о популярных методах борьбы с тревогой: медитации, дыхании, ведении дневника и так далее. Я пробовала все это, но у меня ничего не получилось. Или, может быть, они бесполезны только для меня.

Большую часть дня я провожу, неподвижно сидя за столом, тихо пытаясь сплести воедино идеи, беспорядочно пляшущие в моей голове. Упражнения на релаксацию, предполагающие сидение или лежание, слишком близки к тому, что в первую очередь вызывает у меня тревогу. Когда я заканчиваю работу, мне хочется заняться чем-то противоположным. Возможно, вам тоже это подойдет: выйти на пробежку, нарисовать что-нибудь, поплавать, или заняться каким-то другим делом. Может быть, вы все еще находитесь в поиске.

Для меня занятие, открывающее дверь в мир душевного покоя и восстановления сил, — это кулинария. Я могу проводить целые дни на кухне, готовя гранолу, киш или хлеб, и не замечать, как летит время. Приготовление пищи заставляет меня полностью забыть о времени, за исключением того момента, когда таймер напоминает о том, что нужно обмять подошедшее тесто. На мой взгляд, выпечка — это самый лучший вид кулинарного искусства, чтобы снять стресс. Я просто обожаю хлеб (ведь я француженка). Но я считаю, что каждый может найти отдохновение в приготовлении любимых блюд, и неважно, будет это выпечка, суши или смузи.

Одним словом, готовка — это мой способ расслабиться. А мир осознанности, который так часто рекомендуют тем, кому нужно успокоиться, гораздо шире, чем вы думаете. Вообще говоря, под осознанностью понимается практика осознания своих текущих мыслей, чувств, телесных ощущений и/или окружающей обстановки, причем необходимо воспринимать это безоценочно. Медитация — это широко распространенный способ достижения состояния осознанности, но не единственный. «Любая осознанность — это хорошо, — говорит Тодд Эссиг, психоаналитик Института Уильяма Алансона Уайта в Нью-Йорке и ярый сторонник пользы домашней кухни для психики. — Медитация, бег или приготовление пищи — все это замечательно».

Всякий раз, пережив несколько непростых недель, я устраиваю себе «кулинарный день». Я составляю план питания на следующую неделю, беру ингредиенты и за день готовлю три-четыре блюда. Приготовление того, что уже давно знакомо, укрепляет уверенность в себе, а новые рецепты вносят элемент неожиданности. В любом случае я чувствую удовлетворение от результатов, даже если не все рецепты оказались удачными. После нескольких часов на кухне, поглощенная процессом, я чувствую, как исчерпала все физические силы (ощущение, редко встречающееся в современной жизни), и в то же время душа моя полна сил.

Поразмыслив над тем, какую роль играет в моей жизни приготовление пищи, я стала спрашивать других людей, является ли для них кулинария чем-то большим. Когда я поинтересовалась у своего друга Лаэртиса, греческого музыканта из Лондона, почему он любит готовить, он ответил, что это помогает ему расслабиться в конце дня, особенно когда он импровизирует с рецептами. «Я просто плыву по течению процесса, сочетая различные ингредиенты», — сказал он.

Эммануэль Тюрке — основательница Cuisine Thérapie, методики коучинга личностного развития, специализирующегося на приготовлении блюд без рецептов. Для нее приготовление пищи — это способ усилить связь с настоящим: «Мы гораздо сильнее сосредоточены на физическом плане, на ощущениях. Практикуя осознанное приготовление пищи, мы действительно находимся в настоящем моменте, связаны с собой и своими ощущениями». Вопреки подходу Тюрке, приготовление пищи без рецепта не является моим основным методом. Тем не менее я часто нахожу золотую середину, используя рецепт для вдохновения, но не обязательно строго следуя ему. Например, я могу изменить некоторые ингредиенты или их количество, что позволяет мне действовать немного свободнее и быть в гармонии с настоящим моментом.

Главной особенностью любой формы приготовления пищи является то, что она задействует все пять органов чувств. Этот мультисенсорный аспект приготовления пищи напоминает мне о таком средстве преодоления стрессовых ситуаций, как техника 5-4-3-2-1. Она позволяет быстро восстановить связь с настоящим моментом, побуждая вас обратить внимание на пять вещей, которые можно увидеть, четыре вещи, которые вы можете почувствовать, три вещи, которые можно услышать, две вещи, которые вы можете понюхать, и одну вещь, которую можно попробовать на вкус. Попробовав это упражнение, можно понять пользу от погружения в сенсорный опыт: возможно, в конце вы почувствуете себя немного спокойнее, тревога отступит. Приготовление пищи позволяет сделать нечто подобное, обращая внимание на такие вещи, как нарезка разноцветных овощей, текстура теста, шипение сковороды, ароматы специй и, конечно же, вкус ингредиентов и готового блюда. На кухне можно задействовать все свои органы чувств. Нужно просто принять решение сознательно уделять внимание каждому из них.

В одном из выпусков подкаста «Лаборатория счастья» Гретхен Рубин, автор книги «Жизнь в пяти чувствах», рассказала ведущей Лори Сантос о том, что на протяжении большей части жизни она не уделяла должного внимания собственному сенсорному опыту: «Я не осознавала… насколько сильно я настроена на чувство осязания и как я люблю определенные ощущения от прикосновений. Даже такие вещи, как чистка вареных яиц». Слушая это, я поняла, почему выпечка хлеба, безусловно, является моим любимым видом кулинарии. Дело не в резком запахе дрожжей, не во вкусе сырого теста, не в виде бледного воздушного шара над кромкой кастрюли или энергичном шуме миксера. Вся суть в моменте, когда тесто окончательно формируется в плетеную бриошь или тонкий багет. Именно это ощущение, сродни лепке из пластилина, делает занятие таким приятным.

Хотя я считаю, что приготовление пищи восстанавливает силы отчасти благодаря тому, что способствует осознанному подходу к делу, оно, по словам Тодда Эссига, также служит своеобразной игрой. «Когда вы готовите для собственного удовольствия, можно просто побыть в этом процессе, где вы чистите фасоль, готовите соус и просто хорошо проводите время, — говорит он, — словно вы вернулись в детство».

Прелесть детства во многом заключается в возможности действовать без опасений, быть любопытным и смелым, не задумываясь. Это то состояние, что многие из нас жаждут во взрослой жизни, полной стрессов, и которое кажется нам недоступным. Приготовление пищи помогает мне вновь обрести это состояние. Когда я пеку печенье, мне нравится украшать его золотыми съедобными жемчужинами или посыпками, делать забавные фигурки с помощью ножа или других инструментов. Меня не беспокоит, если выйдет не очень хорошо, потому что я делаю это не ради красоты, а ради удовольствия. Регулярная игра на кухне может превратиться в восстановление связи с детским восприятием.

Еще одним важным элементом кулинарии является то, что она, как бы ни побуждала нас погрузиться в настоящий момент, связана с прошлым и несет в себе его отпечаток. То, что вы решили приготовить, и то, как вы это делаете, может быть отчасти связано с предпочтениями и техникой ваших родителей, бабушек и дедушек, друзей или партнеров. Каждый запах и вкус способен воскресить определенные воспоминания.

Эта связь с прошлым является частью психологического наполнения кулинарии и ее потенциала восстановления. «Приготовление пищи тесно связано с воспоминаниями о тех, кто любил вас, кого любили вы», — поясняет Эссиг. По его словам, для разных людей еда может означать совершенно разные вещи. Для кого-то ассоциации, которые она вызывает (например, с трудным детством или борьбой с нарушением режима питания), могут быть не очень приятными. В таких случаях приготовление пищи может оказаться не самым лучшим способом практиковать осознанность или состояние игры, по крайней мере, на данный момент. Однако, как упомянула Рубин в подкасте «Лаборатория счастья», можно сознательно использовать органы чувств, в том числе запахи, для создания новых воспоминаний. Она приводит пример, когда супружеская пара использовала определенный запах во время медового месяца, чтобы на всю оставшуюся жизнь погрузиться в счастливые, вызванные запахом воспоминания о том времени. Пробуя новые рецепты и новые ингредиенты, выбирая наиболее ароматные из них (например, цветки апельсина или гарам масала), вы сможете легче задействовать любые позитивные воспоминания, возникающие в процессе приготовления пищи и делиться ими с другими. В каком-то смысле вы готовите блюдо для будущего себя. И если с умом подойти к выбору полезных ингредиентов, то и сама еда может впоследствии оказать благотворное влияние на ваше психологическое самочувствие.

Если вы только пробуете себя в кулинарии, то советую начать с простых вещей. В первый раз, когда я попробовала облегчить свое состояние после разрыва отношений с помощью кулинарии, я приготовила два своих любимых блюда: киш и салат табуле. В течение целого часа я просто измельчала ингредиенты и смешивала их вместе. Сложно было не справиться. И довольно просто, чтобы начать.

Приготовление пищи часто воспринимается либо как рутина, либо как страсть. Но, как показывает мой собственный опыт и опыт других людей, это может быть и успокаивающим занятием, которое одновременно связывает нас с прошлым через воспоминания, с настоящим через чувства и с будущим через физическое и психическое насыщение. Когда вы в следующий раз пойдете на кухню и попробуете приготовить новое блюдо, постарайтесь осознанно обратить внимание на то, что происходит в вашем сознании и теле, на то, какие чувства вызывает у вас приготовление пищи.

Источник

Свежие материалы