Переваривай все: философия эпохи метаболизма
Как идея великого фермента, который сможет переварить все на свете, захватывает умы
БудущееМы уже упустили тот момент, когда можно было остановить развитие промышленности и сделать мир совсем другим, считает Келли Пендерграст, писатель и исследователь проблем экологии. В своей статье она рассказывает о начале Великой Эры Метаболизма, которая приходит на смену другим попыткам очиститься. Эта идея захватывает не только сферу экологии, но и культуру, разум и саму жизнь.
Новая линейка товаров от Ким Кардашьян, выпущенная в конце 2022 года, представляет собой несуразный набор необработанных бетонных форм для хранения туалетных принадлежностей: серая коробка для салфеток, банка для ватных палочек, мусорная корзина. Эти грубо сработанные вещи выглядят так, словно для их создания наняли одного из карикатурных пещерных жителей.
«Бетон и монохром важны для моего психологического благополучия», — поделилась Ким в недавнем интервью. Бетон… для хорошего самочувствия? Только представьте, как Ким снимает туфли и носки и ставит ноги на грязный тротуар, чтобы набираясь сил от серости. А потом отказывается от активированного угля и переходит на порошкообразный бетон для лечения проблем с кишечником и очищения кожи. Нефритовый массажер? Нет, бетонный массажер. Оздоровительный бетон!
Бетон, объективно, не способствует оздоровлению. Бетонная пыль разрушает легкие, бетонные городские пейзажи усугубляют наводнения и разрушают суставы бегунов. Благодаря использованию бетона в строительстве, в мире заканчиваются запасы некоторых видов песка. Тем не менее некоторые фирмы продают такие товары из бетона, как, например, флаконы для духов. Это настоящая алхимия — взять материал, пропитанный архитектурным и идеологическим багажом, и изменить его предназначение. Возможно, те, кто придумал это, уловили то, что остальные пока не поняли.
Идея о том, что мы можем остановиться (перестать производить пластик, перестать строить цементные сооружения), очевидно, доказала свою несостоятельность. Десятилетия активизма, политической работы и деятельности аналитических центров мало что сделали для того, чтобы остановить волну мирового капитализма: потоки пластиковых бутылок с водой, одежда из полиэфирных смесей и мясные шарики вылетают в массы с бесконечного конвейера. Остается лишь альтернатива: мы можем научиться метафорически (или буквально) переваривать токсичную жестокость построенной среды и превращать ее во что-то другое. Или позволить ей трансформировать нас. «Я просто добавляю кусочки стекловолокна в свои хлопья, чтобы мое тело привыкло к ним», — написал один нигилистически настроенный умник. Мы вступаем в эру метаболизма.
Системы вне человеческого мира предлагают метафоры, помогающие осмыслить и описать существование и структуры поведения, которым мы можем подражать, чтобы выжить в невыносимых условиях. За последнее десятилетие вы могли заметить, что грибы и грибницы стали объектами такого внимания. Сила этого образа в том, что он представляет мир, в котором возможен бесконечный рост и при этом он может быть полезен для окружающей среды. Из грибов можно сделать что угодно: дома, мосты, гамбургеры, упаковки для этих гамбургеров. Кроме того, грибы — это огромное царство, чуждое человеку, к которому мы можем обратиться за вдохновением. Грибы могут расти на краю света, образовывать огромные подземные сети и дарить мистические озарения.
Однако в последнее время не идея грибницы, а идея метаболического процесса вытесняет все остальное в пространстве нашей культуры. Переработка становится популярным решением для всевозможных кризисов: компост, вермикультура, бактерии для переваривания практически всего, биохаки для микробиома кишечника. Метафора метаболизма используется даже для описания того, как люди обрабатывают эмоции и выстраивают петлю обратной связи в социальных взаимодействиях, а также для анализа развития городов.
Образ метаболизма или переработки позволяет нам представить себе мир, в котором мы можем избавиться от чего угодно. Если стремление к бесконечному росту привело к тому, что мир слишком переполнен всякой ерундой и вредными веществами, возможно, мы способны все это прожевать и переварить без вреда, разработав специальные бактерии для преобразования этого мусора или превратить его в нечто новое и неизведанное. В идее метаболизма нет места высшей силе, нет сверхразума, с которым можно установить связь или у которого можно учиться. Если эпоха образа грибницы была связана с уважением к непознаваемому, нечеловеческому способу развития и верой в то, что из руин может подняться новая надежда, то эпоха метаболизма — это смирение, подчинение великому ферменту, стремление к преобразующей аннигиляции. Метаболизм — это импульс, что обретает смысл лишь на пороге мира, в котором еще можно жить. Если мы исчерпали наши нынешние способы существования и имеющиеся на планете материалы, нужно перейти к радикальной трансформации.
Одна из версий созидательного апокалиптического метаболизма наглядно представлена в последнем фильме Дэвида Кроненберга «Преступления будущего». Действие фильма происходит в недалеком будущем, в котором экологическая катастрофа и климатические явления привели к всеобщему упадку и деградации. Режиссер показал, что может произойти с человеческим пищеварением: часть населения эволюционирует, чтобы успешно переваривать и получать питательные вещества из пластика. В начале фильма мы видим, как мальчик жадно откусывает от пластикового мусорного ведра, словно его обуревает неутолимый голод. Позже мы узнаем о целой подпольной организации «пожирателей пластика», которые прибегают к хирургическим и другим вмешательствам в надежде стимулировать свой организм лучше переваривать пластик и другие загрязняющие вещества.
В мире, который продемонстрировал этот фильм, уже слишком поздно проводить очистку. Токсичность эндемична, и пожиратели пластика считают, что лучший путь развития — это эволюция человеческой биологии, чтобы процветать в дальнейшем. Фильм отражает нечто важное для нашего времени — тревогу от того, как переработать все токсичное, что мы создали, и желание испытать телесные и социальные трансформации, которые могут сопровождать это извращенное новое пищеварение.
Реальность отстает от такого фантастического сценария лишь на полшага. В настоящее время активно ведутся работы по переработке пластика, которым наполнена окружающая среда. Ученые обнаружили множество штаммов микробов и бактерий, которые эволюционировали для переваривания пластика. Бактерии Comamonas testosteroni могут перерабатывать сложные отходы растений и пластик. Ideonella sakaiensis разлагает полиэтилентерефталат (ПЭТ) с помощью ферментов. С каждым новым исследованием появляется все больше обнадеживающих новостей. Людям нравится идея о том, что мы можем все переварить и выбраться из этой передряги. Пока неясно, можно ли использовать бактерии, поедающие пластик, в промышленных масштабах. В этом направлении есть определенные подвижки. Например, французская компания Carbios, разрабатывающая ферменты для расщепления пластика, недавно объявила об инвестициях в создание первого в мире завода по «биопереработке» ПЭТ. Однако многие ученые скептически относятся к идее, что микробная переработка является реальным решением проблемы загрязнения океана или суши.
Метаболический переход заключается не только в том, чтобы научиться переваривать токсины. Всего в нескольких шагах от этого находится трансгуманистическая фантазия о том, что мозг будет загружен в облачное хранилище компьютера, что позволит избежать смерти. Рэймонд Курцвейл в книге «Сингулярность уже близко» высказался за технологическое бессмертие при помощи такой трансформации мозговых импульсов. По его мнению, конец 2030-х годов является консервативным прогнозом для успешной загрузки. Инициатива российского предпринимателя Дмитрия Ицкова «2045» ставила своей целью «создание технологий, позволяющих переносить личность человека на более совершенный небиологический носитель и продлевать жизнь, в том числе до уровня бессмертия». Желание быть поглощенным и увековеченным технологиями свидетельствует о вере в исключительную важность сознания и уникальную силу творения. Неудивительно, что специалисты технологического сектора, подобные Курцвейлу, жаждут перевоплощения в своих машинах.
Шумиха вокруг генеративного ИИ демонстрирует противоречивую реакцию на метаболические механизмы. Большие языковые модели и генераторы изображений — это огромные перерабатывающие системы, которые поглощают и преобразуют сырьевые материалы культурной продукции и поведенческих данных в интересах прожорливых корпораций. Они всасывают разросшийся мусор человеческих усилий и перекачивают его в огромный «черный ящик» системы искусственного интеллекта, которая преобразует его в нечто невообразимое, моментально и прибыльно. Как и в случае с трансгуманизмом, кому-то это может показаться чрезвычайно увлекательным: возможность создать самый большой в мире пищеварительный тракт, а значит, и самый большой в мире (и самый прибыльный) коллективный разум. Для других же мысль о том, что их труд и творчество — всего лишь мука для генеративной мельницы, принадлежащей и контролируемой неподотчетными компаниями, вызывает сильное беспокойство. Трудно с оптимизмом смотреть в будущее технологического развития, если тебе приходится быть невольным участником прожорливого процесса корпоративного метаболизма.
Оздоровительный бетон от Ким Кардашьян и фильм «Преступления будущего» подчеркивают амбивалентность политики метаболизма. Если окружающая среда все равно насыщена загрязняющими веществами, то научиться переваривать эту токсичность — разумный механизм преодоления. Конечно, в процессе преобразования существуют творческие и эстетические возможности: минималистичные товары для дома в случае Ким, причудливые формы развлечений, новые грани искусства в фильме Кроненберга. Мы можем извлекать удовольствие и искусство из любых неприятных ситуаций, и нам стоит это делать. Как сказал в недавнем интервью Бутс Райли, культура — это то, что делает наше выживание сносным.
Метаболизм — это самая естественная и одновременно странная вещь в мире, которая происходит в разных масштабах, вокруг нас и внутри нас, в процессах, в которых участвуют и человеческие тела, и микробы, и вся остальная флора и фауна. Я двигаюсь по жизни, переваривая окружающий мир, а в это время мое тело выполняет работу по переработке, сортировке, выведению. Я здесь также для того, чтобы быть переработанным, клетка за клеткой, через последнюю трансформацию: в могиле, печи, или пасти хищника. Какое путешествие, какое приключение.
Переваривать вместе с метаболической системой Земли и от ее имени — значит претендовать на большее, чем функция несчастного желудка, перерабатывающего излишки капитализма. Принятие пищеварения как инструмента и метафоры может помочь нам не только смириться с ужасами действующей системы, но и растворить ее, разрушить, пока она не прекратит существование в своем нынешнем виде. Некоторые идеи «метаболизма для планеты» уже знакомы сторонникам циркулярной экономики: переработка отходов одного процесса в сырье для другого, проектирование с целью обеспечения возможности повторного использования. Однако в идеале переработка должна быть направлена не только на развитие человеческой промышленности и получение прибыли. Меня также интересует более творческий и психоделический опыт метаболизма, например, сотрудничество с ферментами, принятие разложения и осознание того, что человек — это всего лишь один из метаболических узлов материального мира, а не его вершина.
Метаболизм можно рассматривать через призму взаимопомощи. За пределами процессов, ориентированных на человека, компостирование и гниение служат источником для богатого и плодотворного многовидового метаболизма, как, например, черви и микробы, работающие с химическим теплом и листовой зеленью для получения насыщенной почвы. Будущее космических путешествий весьма туманно, а сингулярность — это мираж, так почему бы не остаться здесь, уютно устроившись на прохладной влажной земле. Многое можно постичь, став компостом для первородного желудка.