Новая эра: как биотех захватит мир

Новые лекарства и методы лечения — это все больше софт, и значит, лидерами в здравоохранении в конечном счете будут технологические компании, пишут партнеры фонда Andreessen Horowitz Хорхе Конде, Виджай Панде и Джули Ю

Фото: Steve Jurvetson/Flickr

Мы находимся в начале новой эры, когда биология из эмпирической науки превращается в инженерную дисциплину. После тысячелетий использования рукотворных подходов для управления или манипулирования биологией мы наконец начали использовать собственные механизмы природы — с помощью биологической инженерии — для моделирования, масштабирования и преобразования биологии.

Способность проектировать биологию в корне изменит методы диагностики и лечения заболеваний. Первый большой скачок произошел в начале 1980-х годов с использованием технологии рекомбинантной ДНК и первого биотехнологического препарата благодаря нашей новой способности внедрять человеческие гены в бактерии для производства человеческого инсулина. Сегодня современные инструменты, такие как CRISPR и генная схема, позволяют нам программировать биологию все точнее и изощреннее, от бактерий, которые предназначены для производства новых химических веществ и белков, до клеток, направленных на борьбу с раком. Взрыв «программируемых лекарств» (в форме генов, клеток, микробов, даже мобильных приложений и программного обеспечения, которые могут улучшить наше здоровье) как никогда ранее приближает нас к этому святому Граалю медицины, исцелению.

Поскольку эти новые лекарственные средства представляют собой инженерные и по своей природе программируемые системы, открытие и разработка лекарств станет итеративным процессом, а не узкоспециализированной задачей. Теперь вместо того, чтобы разрабатывать молекулы для одной конкретной цели, мы будем создавать платформы, при помощи которых может быть разработано множество будущих лекарств. По аналогии с обновлением софта, программируемость лекарственного средства позволит систематически улучшать его в последующих поколениях. Например, каждая новая версия спроектированных CAR Т-клеток будет сложнее предыдущей. И модульный аспект этих лекарств означает, что станет легче создавать новые лекарства, повторно используя и перенацеливая общие компоненты, как блоки Lego: когда мы научимся доставлять ген в конкретную клетку при конкретном заболевании, значительно вырастут наши шансы доставить другой ген в другую клетку при другом заболевании.

Все чаще методы лечения будут немолекулярными. Уже сегодня вы можете загрузить терапевтическое средство для лечения сложных хронических состояний, таких как диабет или поведенческие расстройства, которое потенциально лучше, чем любые существующие лекарства. В этих сложных условиях программное обеспечение может быть лучшим способом повлиять на природу. Эти цифровые терапевтические средства могут не только улучшить ваше состояние, но и дальше совершенствоваться за то время, что вы ими пользуетесь. Теперь развивается не только биология, но и лекарства.

Все это обеспечивается способностью генерировать данные, которых у нас никогда не было прежде, вкупе со сложными вычислительными инструментами, необходимыми, чтобы понять их. Биология невероятно сложна — возможно даже, что нам не дано полностью понять ее. Платформы на базе искусственного интеллекта могут связывать воедино факты, которые раньше выглядели разрозненными, могут генерировать новые открытия и даже изменять природу самого открытия. Это приведет к появлению новых методов лечения и диагностики следующего поколения, которые позволят нам выявлять такие заболевания, как рак, все раньше и раньше, и, возможно, даже останавливать заболевание до его начала.

Но когда мы заболеваем, мы полагаемся на систему здравоохранения. Мы переживаем уникальный момент времени, когда вся наша система здравоохранения — то, как мы получаем доступ, оплачиваем и предоставляем медицинские услуги, — перестраивается под влиянием технологий. Механизмы, которые традиционно были препятствием для изменений в системе здравоохранения, такие как отсутствие прозрачности, наконец, меняются. Пациент, наконец, становится влиятельным участником системы. Забота о здоровье выходит за четыре стены больницы, и каждый день появляются новые модели для оказания медицинской помощи в местах проживания — или на дому, или виртуально, где бы вы ни были.

Во всех этих областях технологии снижают помехи, позволяют автоматизировать процесс и сделать клинические услуги экономически эффективными. Инновации в платежной модели и расширяющееся понимание того, что такое собственно здравоохранение, выявляют пробелы в системе, которые могут быть восполнены стартапами. В будущем доминирующими игроками на рынке здравоохранения станут технологические компании. Софт поглотит систему здравоохранения.

Биология, конечно, влияет не только на здоровье человека и его болезни. Благодаря своей беспрецедентной способности развиваться, воспроизводиться и творить биология — одна из самых передовых технологий производства в мире. Мы уже видели, как изменяются продукты питания, сельское хозяйство, текстильное производство и — с использованием компьютеров на основе ДНК — даже само программное обеспечение. Биотех сегодня — это то, где информационные технологии были 50 лет назад: в одном шаге от того, чтобы затронуть всю нашу жизнь. Точно так же как программное обеспечение — и благодаря ему, — биология однажды станет частью каждой отрасли.

Это новое поколение компаний будут строить новые предприниматели — люди, имеющие широкий кругозор, но при этом глубокий опыт в своих областях. Биологические компании будущего будут учиться у предшественников в других областях. Поэтому, как и наши основатели, мы считаем, что инвесторы в этой области также должны обладать глубоким опытом, знаниями и кругозором. Мы живем в век биологии, а биология захватывает мир.