€ 95.62
$ 89.10
Остаток века на подготовку: что случится, когда население перестанет расти?

Остаток века на подготовку: что случится, когда население перестанет расти?

Эксперты считают, что Африка станет самым густонаселенным континентом, где сохранятся глубокие семейные связи

Будущее
Фото: Henrik Hansen/Unsplash

Большую часть истории человечества наша численность росла очень медленно. По оценкам, 10000 лет до нашей эры на Земле было 4 миллиона человек, а за последующие 10 тысячелетий население планеты достигло лишь 190 миллионов. Даже в 1800 году общее число людей было меньше 1 миллиарда.

С тех пор, благодаря достижениям в области медицины, санитарии и производства продуктов питания, численность населения планеты выросла просто поразительно. К 1900 году насчитывалось 1,65 миллиарда человек, а к 2000 году — более 6 миллиардов. Всего через два десятилетия население мира достигло 7,7 миллиарда человек.

Но скоро — по крайней мере, в контексте человеческой истории — число людей на Земле перестанет расти. По последним данным Организации Объединенных Наций, демографы считают, что это произойдет примерно в 2100 году. По прогнозам, к этому времени численность населения планеты составит чуть менее 11 миллиардов человек.

Человечество сталкивалось с сокращением населения и раньше — считается, что «черная смерть» унесла жизни около 200 миллионов человек, — но на этот раз все будет иначе. «В прошлом, когда население мира сокращалось, — поясняет Том Фогль, экономист из Калифорнийского университета в Сан-Диего, — это происходило потому, что умирало много людей». Между тем, этот грядущий переход будет результатом того, что люди будут заводить меньше детей в результате роста доходов и уровня образования, особенно для женщин, даже в развивающихся странах.

В прогнозах всегда присутствует некоторая неопределенность, но Фогль отмечает, что демографические расчеты обычно точнее, чем социальные или экономические оценки. Это связано с тем, что исследователи примерно знают, сколько людей и какого возраста живут на планете в настоящее время. Поэтому они могут с определенной долей уверенности предположить, сколько людей достигнет детородного возраста в ближайшие несколько десятилетий. Это означает, что можно предположить, сколько детей будет у этих людей.

По словам экономиста, даже если будущие показатели рождаемости немного отклонятся от ожидаемых, это не изменит того факта, что где-то в ближайшие 100 лет население мира достигнет своего пика. И он считает, что численность населения вряд ли будет расти дальше, если только не произойдет значительное увеличение рождаемости (возможно, в результате политического движения, побуждающего людей рожать много детей, что произошло в Китае в середине 20-го века).

Поскольку некоторые факторы, определяющие, каким будет население через 80 лет, заложены уже сегодня, можно предвидеть широкие демографические сдвиги. «К тому времени, когда численность населения мира стабилизируется, Африка станет самым большим регионом мира по численности населения… а ислам станет самой распространенной религией в мире», — говорит Фогль.

И что особенно важно, человеческая популяция в целом будет стареть. По данным ООН, за восемь десятилетий с 2020 по 2100 год число людей в возрасте 80 лет и старше вырастет со 146 миллионов до 881 миллиона; примерно за этот же период времени средний возраст людей увеличится с 31 до 42 лет.

Когда население отдельной страны так стареет, «это обычно создает большие проблемы для политики страны», — говорит Фогль. При таком сценарии работающим людям приходится содержать растущее число пенсионеров, как на уровне общества, с точки зрения финансирования национальных программ пенсионного обеспечения, так и на уровне домохозяйств, где стареющим родственникам может потребоваться уход и поддержка. (В качестве примера страны, сталкивающейся с подобными проблемами в настоящее время, часто упоминается Япония, где низкий уровень рождаемости и высокий уровень долголетия.)

«Когда это происходит на глобальном уровне, это означает, что пенсионный кризис будет происходить в разных странах независимо друг от друга», — говорит Фогль. Поскольку каждая страна сталкивается с этой проблемой, миграция, перемещающая более молодых, готовых к работе людей из стран с меньшей концентрацией пожилых людей, могла бы противостоять динамике старения. Но, как показывает текущая политическая обстановка, миграция — это непростое решение. Менее спорные способы решения этой проблемы для стран включают рост экономики и создание более широких возможностей для женщин на рынке труда (это изменит соотношение работников и пенсионеров).

Демографические тенденции конца века также изменят структуру семейной жизни. По мере снижения уровня рождаемости во многих частях мира семьи будут становиться меньше. Это означает, что у детей будет меньше братьев и сестер, и родители смогут вкладывать больше своих ресурсов и внимания в каждого ребенка, возможно, платить больше, чтобы отправить его в лучшую школу, как отмечает Парфе Элунду-Эньегу, профессор социологии развития в Корнеллском университете. Культура движется в сторону нуклеарного, а не расширенного типа семьи, — добавляет он.

Это будет иметь как эмоциональные последствия — люди, у которых нет большого количества родственников, могут испытывать трудности в поиске семейного общения, — так и экономические. Большие семьи, по словам Элунду-Эньегу, эффективно распределяют финансовые обязанности, поскольку члены семьи помогают друг другу. «По мере того, как семьи станут меньше, нам придется задуматься об этих факторах экономического благополучия: как мы сможем управлять рисками?», — предостерегает он.

Когда Элунду-Эньегу размышляет о грядущих демографических сдвигах, он также задается вопросом, как они изменят мировые культурные центры притяжения: «Поскольку молодежь формирует многие крупные сегменты культуры — скажем, художественную культуру или спортивную культуру, — было бы интересно посмотреть, где будет большинство молодых людей». Согласно его расчетам, основанным на данных ООН, доля всех людей на Земле в возрасте до 25 лет, проживающих в Азии, сократится с 56 до 37 процентов в период между следующим годом и 2100 годом. В то же время доля Африки в глобальном населении молодых людей резко возрастет: с 25 до 48 процентов. (Доля жителей остального мира не претерпит значительных изменений).

При этом изменится и сама планета. «Мы нанесли огромный ущерб окружающей среде», — говорит Фогль о последствиях стремительного роста населения мира в 20-м веке. На вопрос, насколько он обеспокоен экологическими последствиями дальнейшего роста населения, он ответил: «Я очень обеспокоен, в основном из-за полной неспособности мирового политического аппарата справиться с этой проблемой и попытаться найти решение».

К сожалению, демографические изменения XXI века мало что улучшат в этом вопросе. Элунду-Эньегу отмечает, что возникающие проблемы, будь то экология, изменение структуры семьи или любые другие, затронут страны и регионы в разное время. «Попытка представить себе усредненную картину мира — это статистическое упрощение, потому что мир очень, очень разнообразен с точки зрения тех показателей рождаемости, которые мы имеем сейчас», — говорит он. А поскольку выравнивание численности населения примерно к 2100 году будет происходить постепенно в разных странах, а не во всех сразу, это может затруднить согласованную оценку ситуации и поиск путей решения. Согласие в решении вопросов никогда не было сильной стороной человечества, но, по крайней мере, у нас есть остаток века, чтобы подготовиться к тому, что нас ждет впереди.

Источник

Свежие материалы