Бэби-спад: чем богаче общество, тем ниже рождаемость

Бэби-спад: чем богаче общество, тем ниже рождаемость

Государства пытаются исправить положение, но не все меры приводят к желаемому результату

Будущее Экономика
Фото: GJosephT/Flickr

В январской речи Папа Франциск сделал замечание, достойное экономиста. Он заявил, что снижение уровня рождаемости приведет к «демографической зиме». В каждой европейской стране общий коэффициент рождаемости, то есть ожидаемое число детей женщины в течение жизни, в настоящее время упал ниже 2,1 — то есть ниже уровня, необходимого для поддержания стабильной численности населения без иммиграции. Аналогичная ситуация складывается во многих развивающихся странах, включая Китай и (по состоянию на этот год) Индию. Папа Римский предупредил, что это скажется на экономическом здоровье мира.

Экономисты уже давно считают такое замедление неизбежным. В наиболее известной модели рождаемости, популяризированной лауреатом Нобелевской премии Гэри Беккером и другими экономистами 1960-х годов, центральная роль отводится компромиссу между «количеством и качеством» детей. Предполагается, что когда страны становятся богаче, а отдача от образования растет, семьи вкладывают больше средств в меньшее число детей. И по мере расширения возможностей трудоустройства женщин альтернативные издержки их времени будут расти, что усложняет выбор между семьей и карьерой.

В соответствии с данной теорией, многие страны уже пережили «демографический переход», в ходе которого бедные страны с высокой рождаемостью становятся богатыми странами с низкой рождаемостью. В некоторых странах этот переход был настолько кардинальным, что население начало сокращаться. Население Японии уменьшилось примерно на 3 млн. с момента достижения пика в 128 млн. человек в 2008 году. Многие демографы подозревают, что население Китая также сокращается, независимо от утверждений официальных данных страны.

Тем не менее, новые исследования показывают, что рождаемость настигает еще один сдвиг на более поздней стадии развития. В недавнем обзоре литературы Матиас Допке из Северо-Западного университета вместе с соавторами приводит доводы в пользу того, что в богатых странах рождаемость растет или хотя бы падает медленнее, если нормы, политика и рынок услуг по уходу за детьми облегчают женщине возможность быть матерью и делать карьеру. В странах, где проводится политика поддержки семьи, или отцы берут на себя большую долю обязанностей по уходу за детьми, ожидается, что у работающих женщин будет больше детей, чем в прошлом.

Один из способов проверить гипотезу — сравнить уровни рождаемости в странах с разным уровнем доходов и участия женщин в трудовой деятельности. В 1980 году в странах ОЭСР с более высоким уровнем работающих женщин наблюдались более низкие показатели рождаемости. К 2000 году такая зависимость изменилась: страны с более высоким уровнем участия женщин демонстрировали более высокие показатели рождаемости. С тех пор картина несколько размылась. К 2019 году новая взаимосвязь немного ослабла. Она выглядит менее прочной, если рассматривать не уровень трудоспособного населения, а ВВП на человека.

Но при детальном рассмотрении новая модель рождаемости становится более ясной. В 2018 году Майкл Бар вместе с соавторами из государственного университета Сан-Франциско опубликовал работу, в которой говорится о том, что в Америке связь между образованием и рождаемостью, которая раньше представляла нисходящую тенденцию, развернулась в обратную сторону. Женщины с высшим образованием рожают немного больше детей, чем обладатели степеней бакалавра. Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении доходов. Авторы утверждают, что благодаря растущей доступности услуг по уходу за детьми стало проще находить компромисс между семьей и работой.

Правительства пытаются изменить картину. В прошлом году коэффициент рождаемости в Южной Корее снизился до 0,81, и это рекордно низкий показатель. В 2019 году изменилась политика предоставления семейных отпусков, позволяющая родителям с маленькими детьми еще год работать по графику сокращенного дня в дополнение к уже предоставленному отпуску. Доля южнокорейских родителей, которые берут отпуск, за последнее десятилетие выросла с 12% до 24%. Тем временем в Венгрии матери четырех и более детей пожизненно освобождаются от подоходного налога. Это спорный подход, особенно учитывая то, что премьер-министр страны Виктор Орбан оправдывал его как способ увеличить численность населения, не допуская роста иммиграции. В докладе, опубликованном ООН в прошлом году, было установлено, что доля стран с пронаталистской политикой выросла с 20% в 2005 году до 28% в 2019 году.

Не все вмешательства одинаково эффективны. Работа Янны Бергсвик и ее коллег из Статистического управления Норвегии показывает, что одни меры (включая субсидирование ухода за детьми) дают положительный эффект, но другие (включая отпуск по уходу за ребенком) приносят гораздо меньше пользы. Допке говорит, что самый большой рост рождаемости происходит, когда меры вмешательства соответствуют тому, как функционирует общество. Обеспечение ухода за детьми мало что изменит, если социальные нормы заставляют женщин сидеть дома и ухаживать за детьми. Но в Дании, где отцы берут на себя больше семейных обязанностей, чем в других богатых странах, субсидирование государством ухода за детьми сыграло важную роль. Коэффициент рождаемости в стране вырос с 1,38 в 1983 году до 1,72 в 2021-м.

Румянец юности

Многое зависит от нового сдвига в рождаемости. Ожидается, что к 2050 году доля населения в ОЭСР в возрасте 65 лет и старше превысит 50%, что примерно на 20 пунктов выше сегодняшнего. По мере старения населения богатых стран будет расти спрос на сиделок, что приведет к удорожанию услуг по уходу за детьми. Без революции в производительности, возможно, даже с участием роботизированных нянь, уход за детьми без финансирования государства станет привилегией богатых. Неясно и то, продолжат ли распространяться нормы, облегчающие компромисс между семьей и карьерой.

Тем не менее, чем серьезнее становится проблема, тем усерднее правительства будут бороться с ней. И по мере проведения их экспериментов будут накапливаться данные о наиболее эффективных ответных мерах. Возможно, пандемия Covid-19 в конечном итоге также пойдет на пользу. Да, из-за нее многие семьи отложили вопрос пополнения, но со временем может оказаться, что это произвело положительное воздействие. К тому же распространение удаленной работы также облегчает уход за детьми. В своей речи Папа выразил сожаление, что некоторые люди предпочитают заводить животных, а не детей. Возможно, и эта тенденция со временем сойдет на нет.

Источник

Свежие материалы