Он постарается: особенности «зеленых» лидеров

Он постарается: особенности «зеленых» лидеров

Как взаимодействовать с руководителем, который боится решений и перемен

Лидерство
Фото: Yamanaka Tamaki/Flickr

Зеленый не всегда цвет неопытности, а красный — агрессии. Известный тренер по лидерству Томас Эриксон, автор книги «Все начальники — козлы, а подчиненные — бездельники», распределил руководителей и работников по цветовым категориям. Например, красные ориентированы на решение сложных задач, желтые — гибкие коммуникаторы, синие уважают правила и инструкции. В одной из глав подробно рассказывается о «зеленых» лидерах и о том, как с ними взаимодействовать.

У зеленых начальников существует определенная модель поведения. При этом зеленое поведение в большей степени связано с другими моментами, чем с лидерскими качествами. […] Представители зеленых предпочитают быть одними из многих членов коллектива, а не высовываться и привлекать к себе внимание. У них могут быть сложности с принятием решений, и они не всегда приветствуют изменения. Кроме того, зеленые начальники, как и остальные зеленые, не любят конфликты.

Но в то же время они эмоционально теплее, чем красные начальники, а многие люди ищут в руководителе именно это качество. Зеленые кажутся более человечными, заботливыми и склонными делать что-то для других. Они помнят дни рождения сотрудников, их супругов. Да что там, у меня однажды был начальник, который знал, когда день рождения у моего кота!

Многим импонирует такая внимательность к их жизни, и это понятно.

Кроме того, коллектив для зеленых выше личных интересов. Такой начальник всегда постарается защитить свою группу. Обратите внимание: постарается. Не факт, что у него получится, потому что иногда это может привести к конфликту с вышестоящими начальниками. Но он будет стараться, насколько это возможно.

И конечно же, нельзя не упомянуть их отношение к изменениям.

Зеленые стремятся к стабильности. Если вы тоже зеленый, у вас будет общее отношение к работе. Вы будете в основном хотеть одного и того же. Так как зеленое поведение самое стабильное, то многие захотят иметь начальника, который не будет переворачивать организацию с ног на голову раз в полгода. Так что здесь интересы начальника и подчиненных совпадают.

Можно сделать вывод, что в некоторых типах организаций и отраслей есть хорошая почва для зеленых руководителей, а в других местах у них могут возникнуть проблемы уже в первую неделю работы.

Иногда меня спрашивают, почему зеленые вообще становятся начальниками, с такими-то качествами. Руководить — значит уметь разрешать конфликты. И производить изменения.

Ответ в том, что даже у зеленых есть определенная потребность во власти. Внутренняя индивидуалистическая движущая сила существует даже при зеленом типе поведения, и такой человек тоже хочет участвовать в принятии решений.

За годы работы я спрашивал многих зеленых начальников, почему они согласились на свои должности. Ответы были разные, но обычно мне говорили, что им было сложно сказать нет, что им обещали, что по сути ничего не изменится — они все еще будут членами команды, иногда их привлекали деньги. Зеленые так же слабы перед искушениями, как и все мы.

Иногда мне кажется, что зеленый начальник просто не успел спрятаться, когда ему предложили возглавить отдел.

[…]

Вот мои предложения о том, как вы можете донести свою мысль и наладить сотрудничество.

Смотрите на человека, а не на его должность

Как и желтые начальники, зеленые ориентированы на отношения. Разница в том, что, если отношения у вас не сложатся, желтый начальник просто-напросто пойдет к кому-нибудь другому,
а зеленый будет плохо себя чувствовать, если он или она почувствуют разрыв между вами. Естественно, вы не отвечаете за психологическое благополучие начальника, но вам же самому будет хорошо, если начальник останется в состоянии баланса, правда?

Это значит, что вам нужно сфокусироваться на начальнике и как на человеке, и как на шефе. Если вы разойдетесь во мнениях по какому-то вопросу, не нужно бросать: «Вы начальник, вам и решать». Зеленые не хотят так работать. Они хотят, чтобы на них смотрели как на членов команды. Они сами никогда не стремятся быть выше всех и не будут использовать карту начальника, если у вас разные мнения по какому-либо вопросу. Он захочет решить вопрос и в то же время не утратить взаимопонимания с вами. И его всегда волнует, как вы воспримете его решение. Он хочет, чтобы вы тоже были с ним согласны.

Относитесь к зеленому начальнику как к другу. Спросите, как он себя чувствует, как у него настроение, можете ли вы помочь ему. Если вам покажется, что у него какие-то проблемы дома, нужно выслушать его. Это поможет наладить хорошие отношения и укрепит основы сотрудничества между вами.

Ведите себя спокойно

Когда вы говорите с зеленым начальником, нужно вести себя спокойно. Если у вас есть предложение, как что-то изменить или улучшить, — не горячитесь. Представляйте аргументы по одному и объясняйте их, как если бы речь шла о планировании отпуска.

Следите за языком тела. Зеленые часто предпочитают скрывать свои чувства, но тело не обманешь. Даже если слова звучат дружелюбно и мило, вы увидите скрещенные на груди руки, нахмуренный лоб и другие признаки недовольства.

Зеленый начальник прислушивается к ощущениям. Он прислушивается к своим внутренним сигналам и пытается считать ваш настрой. Это может занять какое-то время. Рабочие вопросы могут оказаться в тени, это естественный процесс для зеленого типа поведения. Лучшее, что можно сделать, это подыграть начальнику и дать общению неторопливо течь дальше столько, сколько понадобится.

«Что вы думаете?»

Это может прозвучать странно, но нет никаких гарантий, что ваш начальник выскажет свою точку зрения. Зеленые начальники могут быть очень осторожными. Вы не сразу узнаете их мнение. Есть длинный список причин для такой скрытности, и самое лучшее, что вы можете сделать, — это задавать вопросы.

Лучше выбрать открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Вместо того чтобы спросить: «Можно нам будет сделать вот так?» — что потребует от вашего начальника принять
ка кое-то решение — вы должны спросить: «Какие преимущества вы видите в моем предложении?» Вместо того чтобы сказать: «Ответ нужен мне немедленно — мы можем начинать?» — вы должны спросить: «Как вы смотрите на возможность начать уже на этой неделе?»

Сейчас мы абсолютно нейтрально говорим о вашей идее. Вы не выдвигаете никаких требований принять решение или высказать позицию. Это спокойное обсуждение различных возможностей. Нет смысла пытаться давить на начальника и требовать определиться как можно быстрее. Если начальник не будет настроен на немедленные меры, то он не озвучит никакого решения. Если же вы начнете пытаться продавить ответ, вас могут посчитать скандалистом, и тогда для вас все будет кончено.

Это совершенно не означает, что с вашим предложением что-то не так, оно полно блестящих идей. И мы не говорим о том, как вам добиться, чтобы с вашим предложением согласились; мы не говорим, что вам надо сидеть в вечном ожидании, пока начальник примет решение. Мы говорим о том, как создать у зеленого начальника хороший эмоциональный настрой, чтобы он или она могли серьезно обдумать ваши слова.

Представители красных обычно закатывают глаза, когда я рассказываю об этом. У них нет времени. Это отлично иллюстрирует поведение красных, но на самом деле — неважно, есть ли у вас время на осторожное общение или нет. Только так вы сможете достучаться до вашего зеленого начальника. Это нужно просто принять.

Иначе может возникнуть проблема: вы не будете знать мнения своего начальника. А это не очень хорошо. Зеленый начальник может даже согласиться с вами на заседании, но ничего не предпринять в итоге. Почему? Потому что ему не понравилось то, что вы сказали. Он не был убежден. Вы не достучались до него.

Здесь не принимаются решения

Это тесно связано с предыдущей частью. Если вам не удастся выманить у шефа его мнение, вы не сможете никуда продвинуться. Но может быть и так, что он вообще вам не ответит. Если бы мне платили по пять крон каждый раз, когда зеленый на встрече что-то мычал и кивал, но не говорил ничего конкретного, я смог бы отвести свою семью на ужин в шикарный ресторан.

Почему же зеленые начальники такие? Потому что они не дают прямых ответов. Они не говорят да или нет. Они не разразятся пятиминутной речью о том, какая это была блестящая идея. Они зеленые, поэтому они пробормочут что-то и скажут: «Может быть».

Если ваша проблема не решается, вам нужно пойти к шефу еще раз и узнать, что с вашим вопросом. Если вам нужно новое оборудование для работы — убедитесь, что старое еще поработает. Нет никаких гарантий, что начальник сразу же закажет новое. Если вы хотите перейти в другую группу — знайте, что это важное решение для зеленого начальника. Это может полностью нарушить баланс. Чтобы дать вам ответ, потребуется время.

Прочитайте название этой части еще раз. Примите тот факт, что все работает именно так.

Решение — подойти еще раз на следующий день. И потом еще через день.

И может быть еще раз через неделю. Чем серьезнее решение, тем больше времени займет ответ. В конце концов мнение начальника созреет. И вы получите ваш ответ, если не будете злить начальника. Помните, что этот человек высоко ценит ваши отношения. Если он начнет считать вас скандалистом, может возникнуть очень неприятное пассивное сопротивление. А вот это совсем плохая новость.

И вот вы все знаете о зеленых начальниках — теперь вперед?

Сложность в том, что при зеленом типе поведения вы не всегда сможете видеть настоящую реакцию человека. Поэтому полезно знать, каких поступков нужно избегать, чтобы не нажить проблем.

Путать зеленого с красным

Мы говорим об ориентации на решение вопросов вместо ориентации на взаимоотношения. Влетать на встречу, бросать ноутбук на стол и начинать проходить по пунктам один за другим может показаться самой высокой формой эффективности. И я согласен — вы сэкономите массу времени. Проблема в том, что зеленый начальник считает, что мы с вами ошибаемся. Он или она предпочитают более мягкое начало встречи.

Так что успокойтесь и почувствуйте настроение коллектива. Поверьте мне — в случае с зелеными начальниками это хорошая инвестиция времени.

Играть в альфа-самца

Вы уже поняли, что красный психотип — это противоположность зеленого. Доминантное поведение может показаться зеленым угрожающим. Это приведет к напряженности между вами. Даже если начальник сам напросился на какую-то резкость, все же вы два взрослых человека. Лучше всего снизить обороты. Во всяком случае, если вы хотите добиться своего.

Существует риск, что у начальника сложится отрицательное мнение о вас. Сейчас именно тот случай, когда нужно успокоиться и постараться прислушаться к тому, что хочет сказать начальник.

Скандалить

Этот пункт связан с предыдущим. Мы говорим не только о том, как вы ведете себя по отношению к начальнику. Речь идет о том, как вы ведете себя по отношению к коллективу в целом. Ваш зеленый начальник любит взаимопонимание и спокойные обсуждения. Слишком громкое, настойчивое и доминирующее поведение он воспримет негативно. Риск в том, что такое поведение создает предпосылки для конфликтов в группе и совсем не пойдет на пользу сотрудничеству. А это плохие новости для вас.

Говорят, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. Но именно вы можете получить славу скандалиста, с которым сложно сотрудничать, если постоянно будете бросать вызов окружающим и членам команды. Начальник будет больше обращать внимание на такое поведение, чем на реальные результаты.

Требовать супербыстрых решений

Вы поняли суть дела. Спешки нет. И даже если нужно спешить, зеленые начальники не любят, когда их заставляют давать ответы и принимать решения под давлением. Им нужно все обдумать
и осознать, и иногда это может занять чуть больше времени.

Не нужно заявлять — как некоторые продавцы машин — что необходимо решить сегодня, потому что завтра будет поздно. Их покупатель не вернется, и ваш начальник тоже. Вы должны смириться с тем, что их мыслительный процесс отличается от вашего. Так что расскажите все так обстоятельно, как я написал выше, и запаситесь терпением.

Подробнее о «Все начальники — козлы, а подчиненные — бездельники» читайте в базе «Идеономики».

Свежие материалы