Прыжок веры со страховкой: удаленные работники открывают в себе предпринимателей
Сотрудники используют возможности удаленной работы, чтобы основать свой стартап. Но при этом увольняться не собираются
ЛидерствоШэри Роуз трудится над созданием собственной компании, одновременно работая на полную ставку.
Ее штатная должность связана с помощью стоматологам в Калифорнии, а новый бизнес ориентирован на небольшие фирмы и некоммерческие организации в Мичигане, где она живет и работает удаленно. Роуз говорит, что основная работа по-прежнему остается для нее главным приоритетом. Она также говорит, что работодатели знают о ее стартапе и относятся к этому нормально.
«Они четко дали понять, что я им очень нужна, и они хотят, чтобы я осталась, — говорит она. — У меня сложилось впечатление, что они готовы пойти на некоторые жертвы».
Роуз — представитель растущего числа удаленных работников, которые используют свободу, гибкость и время, сэкономленные удаленной работой, для открытия собственного бизнеса, не жертвуя при этом стабильной зарплатой. Основатели стартапов считают, что возможность работать над своим бизнесом в перерывах позволила им заняться чем-то более значимым, чем основная работа. Их мотивируют те же силы, что привели многих к так называемой Великой Отставке, а именно то, как пандемия заставила людей переоценить, что важно в жизни. Но вместо того, чтобы уволиться или найти другую работу, эта когорта использует преимущества напряженного рынка труда, чтобы заняться новым делом и сохранить свою должность, на всякий случай.
Параллельный стартап
В прошлом году больше людей, чем когда-либо, открыли свой собственный бизнес, и, по прогнозам, 2022 год установит еще один рекорд. Инвестор Томас ДельВеккио говорит, что большинство запросов на финансирование, которые он получает в эти дни, исходят от основателей стартапов с полной занятостью, что редко случалось до пандемии. В то же время венчурное финансирование иссякает, поэтому у основателей меньше шансов получить финансирование, которое освободило бы их от основной работы.
Рост «побочных» стартапов совпадает с тем, что удаленная работа стала более распространенной во время пандемии. Несмотря на то, что офисы снова открылись, для многих реальностью остается гибридный график, который позволяет работать из дома часть времени. Профессор Стэнфорда и соучредитель WFH Research Николас Блум, который постоянно ведет переговоры с корпорациями об их планах, считает, что уровень удаленной работы останется на нынешнем уровне.
Некоторые работодатели одобряют стартапы своих сотрудников или, по крайней мере, готовы смотреть на это сквозь пальцы. Другие беспокоятся о том, что подобные побочные проекты могут снизить производительность труда, или о том, что энергия сотрудника могла бы принести пользу его постоянной работе. Ситуация также поднимает более острые вопросы, например, кому принадлежат рабочее время и интеллектуальные ресурсы.
На первый взгляд может показаться, что эта тенденция — всего лишь очередная разновидность подработки, которые существовали всегда. Люди работали над другими проектами как фрилансеры, водили Uber или продавали поделки на Etsy, чтобы заработать дополнительные деньги и развивать свое творчество в течение многих лет. Но с побочным стартапом дело обстоит иначе, потому что люди создают полноценный бизнес, который призван заменить их основную работу. Нынешняя тенденция также отличается от работы по совместительству, когда удаленные сотрудники тайком берут на себя две работы с полной занятостью. Их цель — получить две зарплаты за одну 40-часовую рабочую неделю и восстановить справедливость там, где, по их мнению, система ее нарушила.
Для многих людей побочный стартап — это не просто заработок дополнительных денег. Речь идет о том, чтобы заниматься тем, чем они увлечены, делать это по-своему и в конечном итоге уйти от начальства и стать боссом самому себе. И хотя люди всегда работали по ночам и выходным, чтобы начать свой бизнес, удаленная работа дает им больше времени и гибкости и является лучшей страховкой от неудачи.
Удаленная работа превращает невозможное в реальное
Начать собственный бизнес, работая полный день, было, безусловно, возможно до пандемии, но распространение удаленной работы сделало этот сценарий более доступным. Важно отметить, что удаленная работа позволяет немного отдалиться от своих руководителей.
«Логично, что люди будут исследовать идеи, которые, возможно, они не могли бы исследовать, когда думали, что их босс маячит за плечом», — поделился человек, работающий удаленно в акселераторе стартапов. В течение часов, которые раньше уходили на дорогу, обед и убивание времени, в этом году он и его соучредитель также работали над созданием спортивного приложения. У них обоих есть официальная работа, которая является главным приоритетом, но если все получится, руководитель акселератора хотел бы трудиться исключительно над стартапом.
Он, как и многие из тех, с кем мы говорили, считает, что удаленка дает ему и его партнеру время и пространство для того, чтобы заниматься как своей основной работой, так и побочными стартапами. И они уверены, что делают это без ущерба для качества основной занятости. Действительно, некоторые люди говорят, что их повысили в должности, когда они работали и там, и там.
По их мнению, оба варианта могут быть беспроигрышными, поскольку работодатель получает возможность сохранить своих трудолюбивых сотрудников, а сотрудники — возможность работать над своей мечтой, не теряя экономической стабильности.
Сейчас эта точка зрения имеет больше смысла, чем несколько лет назад. Если пандемия, в результате которой погибли миллионы людей, что-то и сделала, так это заставила многих пересмотреть свою жизнь. Основатели смогли перенаправить время на стартапы, которые они часто считают своей подлинной страстью.
С девяти до пяти Кейтлин Борисевич работает менеджером по коммуникациям в некоммерческой организации, что обеспечивает ей финансовую безопасность. В остальное время она занимается The Melanin Collective, консалтинговой фирмой по вопросам разнообразия, равноправия и инклюзивности.
«Это работа, которую я люблю, — делится Борисевич. — Это то, ради чего я живу и дышу».
Она добавила, что ее работодатель одобряет то, чем она занимается, и что она трудится над стартапом только в свободное время. В некотором смысле Борисевич рассматривает ситуацию с работой и открытием нового бизнеса как способ для человека ее возраста компенсировать то, чего у него нет в других сферах жизни.
«С наступлением пандемии, отсутствием доступного жилья, инфляцией, глобальными кризисами, люди, особенно представители моего поколения, миллениалы, больше не имеют тех гарантий, которые были у наших родителей, — объясняет она. — Поэтому мы как бы требуем больше от своей работы».
Пересмотр несправедливой сделки
Для некоторых удаленная работа обозначила огромные проблемы с традиционным офисом. Многим сотрудникам, особенно тем, кто способен работать быстро, пришлось оправдывать свое пребывание в офисе в течение 40 с лишним часов в неделю, что не то же самое, что вообще работать 40 часов. Физическая и психологическая отчужденность от офиса при удаленной работе помогла прояснить транзакционный характер занятости: вам платят определенную сумму за выполнение определенного объема работы, а не за то, что вы проводите определенное количество времени, сидя в офисе.
Вместо того чтобы выжидать часы, основатели стартапов используют свои дни более эффективно.
Директор фармацевтической фирмы сказал, что благодаря удаленной работе он смог лучше выполнять свои штатные обязанности, проводить больше времени с семьей и помогать с основанием консалтинговой компании Web3.
«Мой день начинается в 6 утра. Технически, если я просидел за компьютером восемь часов, я закончу к 14:00 — и это при условии, что у меня достаточно работы, чтобы заполнить все восемь часов, — рассказывает он. — В течение многих лет мне приходилось тратить много времени каждый день, придумывая дополнительные дела, просто чтобы чем-то заниматься».
Директор фармацевтической компании считает, что дополнительное время — это его личное дело. По его мнению, идея о том, что работодатель владеет вашими восемью часами, неправдоподобна. Именно работодатель решает, что является достаточным объемом работы для восьмичасового рабочего дня и какова его стоимость с точки зрения заработной платы. Он добавил, что когда он работает сверх того, что от него требуется, и тратит дополнительные часы, это не влечет за собой дополнительной оплаты.
По словам директора фармацевтической компании, тревожный пример отношения к работе как к сделке происходил после рождения каждого из трех его детей. Каждый раз он стоял в очереди на повышение, которое, как он был уверен, получит, а его работодатель использовал это в качестве разменной монеты.
«Каждый раз первый вопрос, который вам задают, звучит так: «Я знаю, что у вас скоро родится ребенок, на какой срок вы планируете взять отпуск?» Я отвечаю: «Не знаю, наверное, на неделю», хотя мой ответ должен быть как минимум месяц, и они говорят: «Отлично, мы хотели бы предложить вам должность». Можно сказать, что это такая условность», — рассказывает он.
Это один из бесчисленных примеров того, как работодатели выжимают из сотрудников как можно больше, не заботясь об их благополучии. Именно поэтому многие сотрудники не чувствуют себя виноватыми в том, что тратят часть своего оплачиваемого времени, чтобы заниматься побочными стартапами.
Они считают, что если работодатель относится к работе как к сделке, то пусть она будет честной.
Говорить боссу или нет
В то время как некоторые люди рассказали нам, что они были откровенны с работодателями в отношении своих стартапов, другие говорили, что либо минимизировали объем работы над ними, либо слишком боялись рассказать что-либо своим боссам.
Те, кто решил не говорить своим работодателям, как правило, делали это из чувства самосохранения, а не из ощущения, что они делают что-то неправильно. Директор по маркетингу компании электронной коммерции, который параллельно работал в HR-компании, рассказал нам, что не может сосчитать, сколько раз он гуглил вопросы типа: «Должны ли вы быть честными со своим нынешним работодателем?» или «Как долго вам следует оставаться на своей постоянной работе, пока вы не сможете перейти на полный рабочий день в стартап?».
В конце концов, директор по маркетингу решил не говорить об этом своему работодателю, опасаясь, что тот ошибочно усомнится в его концентрации и продуктивности. Сейчас он работает над своим стартапом уже два года и даже сменил работу на полный рабочий день в начале этого года. Поскольку у него нет сбережений, он считает продолжение штатной работы единственным способом построить собственный бизнес.
«Честно говоря, работать над стартапом без стабильного дохода — просто безумие, — считает он. — Пандемия показала, что нельзя класть все яйца в одну корзину или полагаться на корпоративных работодателей».
Многие основатели стартапов отметили, в любой момент их могут уволить с основной работы, независимо от того, насколько лояльными они были и сколько труда вложили.
«Я не чувствую угрызений, потому что работаю полный рабочий день по восемь-девять, а иногда и больше часов, — делится один инженер-программист, создающий собственный веб-сайт. — В этом нет никакой вины».
Вместо этого 46-летний мужчина рассматривает свой дополнительный стартап как способ подстраховаться в отрасли, которая, как он опасается, может передать его работу на аутсорсинг или предпочесть труд более молодого и низкооплачиваемого специалиста.
Что остается работодателям?
Конечно, есть причина, почему большинство основателей, с которыми мы говорили, держали свои стартапы в секрете: их потенциальные инвесторы и боссы необязательно будут довольны подобной многозадачностью.
Некоторых работодателей особенно беспокоит идея о том, что у сотрудника есть сторонний стартап, поскольку у них и так много опасений по поводу наблюдения за сотрудниками в условиях удаленной работы.
Один человек, работающий в руководстве компании по разработке программного обеспечения, сказал, что с момента появления удаленной работы он видел, как один сотрудник, совместно с другим руководителем работали над собственным бизнесом на стороне. Он попросил не называть его имени, поскольку не имеет права говорить от имени компании и не хочет расстраивать своих коллег. Когда он обратился к менеджеру с вопросом о том, почему обычно очень талантливый человек так долго не может закончить проект, он узнал, что этот человек также руководит компанией по производству одежды и популярным блогом о еде.
«Как руководителя меня это раздражает. Как человек, который является сторонником того, чтобы люди продвигались по карьерной лестнице и действительно узнавали, кто они и кем хотят быть, я приветствую это, — говорит он.
Руководители опасаются, что эта тенденция может иметь далеко идущие последствия для производительности и инноваций в компаниях в целом, и что им, возможно, придется нанимать двух человек для выполнения той же работы, которую раньше делал один.
Так почему бы просто не увольнять сотрудников, запускающих побочные стартапы? Некоторые из основателей таких стартапов прекрасно справляются со своей постоянной работой, даже когда их отвлекают. Кроме того, в условиях Великой Отставки все труднее закрывать вакансии, когда люди уходят. А поиск замены или работа с меньшим количеством сотрудников обходится компании дорого и отнимает много времени. Многие начальники не хотят отпускать таких сотрудников, особенно если они высокоэффективны.
Чинве Оньеагоро, генеральный директор и основатель компании PocketSuite, считает, что работа над стартапом полезна как для сотрудников, так и для бизнеса.
«Если вы думаете о гениях мира, например, о Микеланджело, то эти люди были многофункциональными игроками, — говорит она. — У основателей и новаторов много идей и они хотят реализовать их множеством способов. Ваши лучшие люди будут проявлять себя именно так».
Чтобы привлечь и удержать таких людей, Оньеагоро поощряет своих сотрудников следовать мечте стать предпринимателем и нанимает людей, которые уже это делают. Она не считает это потерей времени, особенно с учетом того, что компания полностью перешла на удаленную работу, а ее сотрудники могут выбирать, когда им выполнять свои обязанности. Пока они укладываются в сроки, сотрудничество не составляет труда.
По мере возобновления работы офисов и ослабления ограничений, связанных с пандемией, это окно для предпринимателей будет уменьшаться, но вряд ли оно закроется. Многие из основных причин напряженной ситуации на рынке труда, такие как старение рабочей силы и неразвитость инфраструктуры по уходу за детьми, никуда не денутся.
Удаленная работа тоже никуда не делась. Компании предлагают ее как способ компенсировать заработную плату, которая не растет так быстро, как инфляция, и вынуждены продолжать делать это, чтобы оставаться конкурентоспособными.