Затратное наказание: как относятся к проступкам дети либералов и консерваторов

Затратное наказание: как относятся к проступкам дети либералов и консерваторов

Политические установки родителей передаются даже маленьким детям, определяя их отношение к своим и чужим

Образ жизни
Фото: John/Flickr

Когда ребенок становится свидетелем того, как другой совершает что-то неправильное, он вполне может решить наказать виновного, даже если этот проступок не причинил ему вреда, а наказание навредит.

Это называется «затратным наказанием», но чем именно оно мотивируется, неясно. Одно из предположений заключается в том, что затратное наказание связано с желанием поддержать групповые нормы (например, что воровать неправильно), и поэтому, скорее всего, будет направлено на членов того же сообщества. Но есть и альтернативный вариант: оно поддерживается желанием выплеснуть гнев и причинить вред. Если это верно, то такое наказание может быть направлено на чужаков, поскольку мы склонны относиться к чужим группам более негативно.

Исследования показали, что дети иногда ведут себя в соответствии с первой теорией, а иногда — со второй. В новом исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science, выдвигается предположение о причине: дети растут с разным отношением к наказанию, связанным с политической идеологией их родителей (политическая идеология, как отмечают исследователи, часто используется в качестве косвенного показателя групповых ценностей, убеждений и установок). Рэйчел А. Лешин из Нью-Йоркского университета и ее коллеги обнаружили, что дети консервативных родителей наказывали других детей не так, как дети либеральных родителей.

В первом исследовании команда использовала данные, собранные в 2020 году, когда дети наблюдали за тем, как другой ребенок разрывает чужой рисунок. Около половины детей решили проучить нарушителя «затратным наказанием», закрыв горку так, что нарушитель не сможет играть на ней, но при этом, горка будет недоступна для них тоже.

Важно отметить, что в некоторых сценариях правонарушители изображались выходцами из другого города и, следовательно, были частью чужой группы. В других — они были из того же города и, соответственно, входили в группу. Родители также заполнили анкету, оценивающую политические взгляды от «крайне либеральных» до «крайне консервативных». Используя все эти данные при повторном анализе, Лешин и ее коллеги обнаружили, что чем консервативнее были родители, тем охотнее их дети наказывали правонарушителей из чужой группы, однако политическая идеология родителей не влияла на уровень наказания членов своей группы. Дети «крайне либеральных» родителей с одинаковой вероятностью наказывали как представителей внешней группы, так и членов внутренней группы, но если родители были хотя бы «умеренно» консервативными, их дети с большей вероятностью наказывали представителей внешней группы, чем членов внутренней группы. По заключению команды ученых, это исследование предоставило «предварительные доказательства» связи между политической идеологией родителей и манерой поведения их детей.

Однако эти связи были статистически едва значимыми. Поэтому команда провела более тщательное исследование. На этот раз они набрали более 180 родителей и детей в возрасте 5-8 лет для участия в онлайн-эксперименте. Дети смотрели анимационное видео, которое сначала побуждало их чувствовать, что они принадлежат к одной группе детей, а не к другой. Затем их знакомили с ребенком того же пола, который якобы рисовал картинки с другим ребенком, но разорвал чужой рисунок, когда тот вышел из комнаты.

Затем дети должны были принять решение. Они могли отказаться от наказания, открыв подборку забавных видео с животными как для правонарушителя, так и для себя. Или же они могли применить затратное наказание: заблокировать видеотеку на минуту для нарушителя, отсрочив его удовольствие от просмотра, но также заблокировав ее и для себя.

Родители детей оценили себя по шкале от «крайне либеральных» до «крайне консервативных», а также ответили на вопросы об уровне религиозности, стиле воспитания и ценностях воспитания детей.

Чуть меньше половины детей предпочли применить затратное наказание. И в этом эксперименте политическая идеология родителей повлияла на решения детей о наказании членов своей группы. Чем более консервативными были родители, тем менее охотно их дети наказывали нарушителя, когда сталкивались с нарушителем внутри группы. Дети крайне консервативных родителей с большей вероятностью наказывали человека вне группы, чем внутри группы, в то время как дети особенно либеральных родителей с большей вероятностью наказывали кого-то внутри группы, чем чужака.

В целом, как сообщает команда, родительский консерватизм больше связан с внегрупповым наказанием, а родительский либерализм — с внутригрупповым. Лешин и ее коллеги исследовали, могут ли другие факторы, в том числе авторитарный стиль воспитания и уровень религиозных убеждений, а не политическая идеология, объяснить решения о наказании. Но такой связи не обнаружилось.

Этот вывод не стал чем-то удивительным, если речь шла бы о взрослых: консерватизм ассоциируется с большей лояльностью к своей группе и большей враждебностью к чужакам, в то время как либерализм связан с большей озабоченностью по поводу контроля за собственным поведением. Но данное исследование предполагает, что эти установки передаются даже совсем маленьким детям, влияя на их отношение к другим с раннего возраста. 

Источник

Свежие материалы