€ 95.62
$ 89.10
Настойчивость, оптимизм и еще 5 качеств, обещающих детям успешное будущее

Настойчивость, оптимизм и еще 5 качеств, обещающих детям успешное будущее

Психолог Мишель Борба рассказывает родителям, как воспитать эти черты в своих чадах

Образ жизни
Фото: Vallejo1980/Flikr

Когда я начинала работать преподавателем среди детей из группы риска, большинство моих учеников жили в бедности, страдали от жестокого обращения или испытывали трудности в обучении в связи с эмоциональными или физическими нарушениями. Мне хотелось помочь им добиться успеха.

Будучи психологом в сфере образования, я усвоила очень важный урок: успешными людьми становятся, а не рождаются. Дети нуждаются в безопасности и упорядоченном детстве, полном любви, но для процветания им необходимы самостоятельность, компетентность и свобода действий.

Изучив множество исследований в отношении черт, тесно связанных с оптимизацией способности детей к процветанию, я определила семь навыков, необходимых для повышения психической стойкости, социальной компетентности, самосознания и моральной силы. Именно эти характеристики отличают успешных детей от тех кто, сталкивается с проблемами:

1. Уверенность в себе

Большинство родителей сопоставляет самооценку с уверенностью в себе. Они говорят своим детям: «Ты особенный» или «Ты можешь быть кем захочешь».

В целом, мало доказательств, что повышенная самооценка усиливает академические успехи или делает человека по-настоящему счастливым. Но исследования показывают, что дети, которые приписывают свои достижения собственным усилиям и сильным сторонам, более успешны, чем дети, считающие, что никак не влияют на свои результаты.

Настоящая уверенность в себе появляется, когда человек добивается успеха, сталкивается с препятствиями, находит решение и самостоятельно преодолевает трудности. Решая проблемы ребенка или делая что-то вместо него, вы заставляете его думать: «Они не верят, что я справлюсь».

Уверенные в себе дети знают, что неудачи встречаются — и с ними можно справиться. Именно поэтому нам нужно перестать их постоянно контролировать, страховать и спасать.

2. Эмпатия

Эмпатию разделяют на три различных типа: аффективная, поведенческая и когнитивная. При аффективной эмпатии мы разделяем чувства другого человека и ощущаем его эмоции. Поведенческая эмпатия возникает, когда сочувствие побуждает нас действовать с состраданием, а когнитивная позволяет понять мысли другого человека или встать на его место.

Для развития эмпатии детям необходим эмоциональный словарь. Вот какие шаги следует предпринять родителям:

Обозначайте эмоции: намеренно называйте эмоции в контексте, помогая ребенку составить словарь эмоций: « Ты счастлив!», «Ты выглядишь расстроенным».

Задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Ты выглядишь испуганным. Я права?». Помогите ребенку осознать, что все чувства нормальны, но то, как мы их выражаем иногда приводит к проблемам.

Делитесь чувствами: детям нужно давать возможность выражать их чувства безопасным способом. Создайте такое пространство, говоря о своих эмоциях: «Я мало спала, поэтому раздражительная» или «Я разочарован этой книгой».

Обращайте внимание на окружающих: Предложите ребёнку присмотреться к лицам и языку тела людей в библиотеке или парке и задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует этот человек?» или «Ты когда-нибудь чувствовал себя так же?»

3. Самоконтроль

Способность контролировать внимание, эмоции, мысли, действия и желания довольно сильно коррелирует с успехом. Это своего рода удивительный секрет, помогающий детям прийти в себя и двигаться вперед.

Один из способов обучения самоконтролю — подавать сигналы. Некоторым детям трудно переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Учителя используют «сигналы внимания», такие как звонок, или словесные подсказки: «Положили карандаши, подняли глаза».

Разработайте сигнал и потренируйтесь вместе. Например: «Мне нужно ваше внимание через минуту». «Готовы слушать?»

Еще один прием — использование напряженных пауз. Замедленный темп дает им время подумать. Придумайте специальные подсказки, которые будут напоминать ребенку о необходимости остановиться и подумать, прежде чем действовать:

  • «Если ты злишься, сосчитай до 10, прежде чем отвечать».
  • «Если сомневаешься: остановись, подумай, остынь».
  • «Не говори ничего, чего бы не хотел услышать в свой адрес».

4. Принципиальность

Это набор усвоенных убеждений, способностей, установок и навыков, формирующих моральный компас — его дети используют, чтобы находить и реализовывать правильные решения.

Формирование собственных ожиданий — это огромная часть головоломки. Но важно давать им пространство для развития собственной моральной идентичности наряду с нашей, а также отдельно от нее.

Это помогает признавать и хвалить этичное поведение ребенка, когда он его демонстрирует. Так он понимает, что вы цените эти поступки. Отмечайте хорошие поступки и описывайте их, чтобы ребенок знал, что именно он сделал, чтобы заслужить признание.

Пользуясь фразой «потому что», вы конкретизируете похвалу: «Ты проявил принципиальность, потому что отказался распространять эту сплетню». «Ты был принципиальным, потому что сдержал обещание пойти с другом, несмотря на то, что тебе пришлось отказаться от вечеринки!»

5. Любопытство

Любопытство — это осознание, стремление и желание исследовать новые, сложные и неопределенные события.

Чтобы развивать в детях любознательность, я использую игрушки открытого типа, гаджеты и игры. Дайте им краски, пряжу и палочки для мороженого для создания конструкций. Или предложите скрепки и трубочки и попробуйте найти необычные способы их использования.

Еще один метод заключается в моделировании любознательности. Вместо того, чтобы говорить: «Это не сработает», попробуйте сказать: «Давай посмотрим, что получится!». Вместо простого ответа, спросите: «Что ты думаешь?» или «Откуда ты знаешь?» или «Как можно это выяснить?»

И последнее, если вы читаете книгу, смотрите фильм или просто проходите мимо кого-то, используйте вопросы «Мне интересно»: «Интересно, куда она идет», «Интересно, почему они это делают», «Интересно, что случится дальше».

6. Настойчивость

Настойчивость помогает детям продолжать, когда все вокруг говорит о том, что проще сдаться.

Ошибки мешают детям дойти до конца и добиться успеха. Не позволяйте ребенку превращать проблему в катастрофу. Вместо этого помогите сосредоточиться и выявить ошибки.

Некоторые дети сдаются под давлением «всех проблем» или «всех заданий». Если разделить одну большую задачу на несколько маленьких, это поможет детям, которым трудно сконцентрироваться или взяться за дело.

Научите их «разбивать задачи на части», например, закрывая листом бумаги все математические задачи, кроме верхнего ряда. По мере завершения каждого ряда опускайте бумагу на следующий ряд и далее.

Детям постарше следует записать каждое задание на отдельном стикере в порядке возрастания сложности и выполнять по одному заданию за раз. Пусть они начнут с самой сложной задачи, чтобы не переживать всю ночь. Уверенность в себе и настойчивость растут по мере того, как дети самостоятельно выполняют все более сложные задания.

7. Оптимизм

Оптимистично настроенные дети считают трудности и препятствия временными и преодолимыми, поэтому у них больше шансов добиться успеха.

Но есть и кардинально противоположная точка зрения: пессимизм. Дети, настроенные пессимистично, считают проблемы постоянными, чем-то вроде цементных блоков, которые невозможно сдвинуть с места, и поэтому они сдаются чаще других.

Обучение детей оптимизму начинается со взрослых. Дети перенимают наши слова как свой внутренний голос. В течение следующих нескольких дней настройтесь на свои стандартные ответы и оцените перспективы, которые предлагаете детям.

В среднем, как бы вы себя оценили — как пессимиста или оптимиста? Обычно вы описываете вещи в позитивном свете или в негативном, ваш стакан наполовину пуст или наполовину полон, видите в первую очередь хорошее или плохое, смотрите на мир через розовые или голубые очки? А что бы об этом сказали ваши друзья и семья?

Если вы видите, что склоняетесь к негативу, вспомните, что перемены начинаются с того, чтобы посмотреть в зеркало. Если вы видите пессимизм, напишите о том, что помогло бы стать более оптимистичным.

Меняться трудно, но важно быть примером того, чему вы хотите научить своего ребенка.

Источник

Свежие материалы