Тирания долга: кому решать, когда пора жениться и заводить детей?

Тирания долга: кому решать, когда пора жениться и заводить детей?

Старшее поколение накладывает на детей определенные ожидания на жизненном пути — но соответствуют ли они реальности?

Образ жизни
Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr

Накул Сингх идет правильным путем. Ему 30, он заканчивает ординатуру по офтальмологии в Массачусетской специализированной больнице в Бостоне, с нетерпением ожидает начала работы по специальности и думает о том, чтобы жениться на своей девушке в ближайшие пару лет.

Он предполагал, что все пойдет именно так. «У меня была цель жениться или обручиться к моменту окончания резидентуры». Эти цели не соответствовали какой-либо внутренней логике или биологической необходимости. «Не знаю почему. Это просто подходящий период времени», — говорит он. Когда Накул смотрел на окружающих, казалось, что они женятся примерно в 30 лет, так что его ожидания и планы совпадали с их примером. К тому же его бабушка и дедушка настаивали, чтобы он женился до того, как они умрут.

Но Сингх не всегда был так уверен, что его жизнь пойдет по плану. У его друзей появились близкие отношения сразу после колледжа, а он был одинок и гадал, когда же встретит свою половинку. Он сфокусировался на том, чтобы попасть в хорошую медицинскую школу, а затем пройти хорошую резидентуру. Жизнь казалась неопределенной. Он все ждал и ждал встречи с той самой девушкой и переживал, что отстает от плана.

В каждом обществе есть несколько важных жизненных вех, и эти достижения часто привязаны к определенному графику. Например, в западных обществах принято заканчивать университет в 22 года, жениться в 30, рожать детей и покупать дом до 35 лет. Мы ставим галочки напротив каждого пункта и беспокоимся, что невыполнение задачи в срок означает, что что-то идет не так в жизни или в карьере. Но откуда берутся эти показатели?

Как выясняется, эти крайне важные сроки часто абсолютно произвольны, и их источники порой невозможно идентифицировать. И они вовсе не высечены в камне, как может показаться. Из поколения в поколение изменения в технологиях и экономике, достижения в науке и даже политический климат превращают то, что когда-то казалось социальной необходимостью, в устаревшие ожидания. Понимание того, откуда берутся эти ожидания и почему они далеки от реальности, в которой мы сейчас живем, важно для того, чтобы сделать личные вехи значимыми — а не цепляться за допотопные ожидания.

Тайна социальных норм

Люди готовы учиться с самого момента рождения. Мы впитываем язык и изучаем правила общества: какое поведение разрешено, что считается хорошим или плохим. «Мы так устроены: впитывать нормы и соблюдать их, — говорит старший научный сотрудник Университета Кларка в Массачусетсе Джеффри Арнетт, изучающий формирование взрослой жизни. — По большей части мы делаем то, чего от нас ожидают».

Нормы основаны на сочетании социальных, экономических и технологических факторов. «Эти правила развиваются, и мы все о них знаем, мы все им следуем, но никто их не определяет, — говорит Арнетт. — Миллионы людей думают о разных вещах, принимают решения и разговаривают друг с другом. На самом деле никто их не контролирует».

Среди этих факторов огромную роль играют родители и семья, особенно в том, что касается ожиданий относительно времени свадьбы и рождения детей. Например, большинство бэби-бумеров в западных обществах обычно вступали в брак в 20 с чем-то лет, покупали дом и вскоре заводили детей. Впоследствии они перенесли эти ожидания и временную шкалу на своих детей-миллениалов.

Но миллениалы в США и Великобритании не придерживаются этих установок. В среднем они женятся на семь лет позже, чем их родители, или не женятся вообще. Возраст, в котором женщины рожают первого ребенка, также постоянно рос на протяжении последних 40 лет, поэтому большинство женщин-миллениалов рожают детей позже, чем их родители бэби-бумеры — в 29 лет и старше. Точно так же количество тех, у кого есть собственное жилье, среди миллениалов на 8% ниже, чем среди предыдущих двух поколений.

Это потому, что родители — не единственный фактор, влияющий на эти вехи, и миллениалы родились в совершенно другом мире, чем тот, который знали их родители, и ориентируются в нем совсем по-другому.

Миллениалы в среднем лучше образованы, чем предыдущие поколения — почти 40% в США имеют степень бакалавра, а среди бэби-бумеров только четверть. Это означает, что миллениалы начинают работать и, соответственно, копить деньги на жилье позже. «Мы, безусловно, все больше осознаем важность образования и обучения, — говорит Арнетт. — Это означает, что вы вряд ли будете самодостаточными в 19-20 лет». Долг за обучение в университете наряду с ростом цен на жилье означает, что позволить себе собственный дом может меньшее количество миллениалов.

Изменились и представления о гендерных нормах, хотя от женщин по-прежнему ожидают, что они будут выходить замуж и рожать детей. «Женщине полагалось найти мужчину и выйти замуж, — говорит Арнетт. — Если не это, что еще ей делать?» Но сейчас женщины гораздо чаще получают образование и делают карьеру. С середины 1990-х годов в университеты поступает больше женщин, чем мужчин. Таким образом, если в 1966 году было трудоустроено только 40% женщин в возрасте от 22 до 37 лет, то в 2020 году работа была у 72% женщин-миллениалов.

Этот интерес к образованию и карьере влияет на то, когда у женщин появляются дети. Анализ New York Times показал, что женщины с дипломом о высшем образовании рожают детей в среднем на семь лет позже, чем женщины, которые не учатся в университете, и что уровень образования сильнее влияет на более позднее рождение детей, чем другие факторы, такие как цены на жилье.

Достижения в области науки и техники также оказали огромное влияние на эти ожидания. Возьмем, к примеру, контроль над рождаемостью, который позволил женщинам начинать половую жизнь за годы до того, как они планируют выйти замуж или завести детей. «Это дает людям гораздо больше возможностей принимать решения о вступлении в брак или родительстве, — говорит Арнетт. — Это поистине революционно». В настоящее время считается вполне нормальным вести половую жизнь за десять лет до свадьбы, что было практически немыслимо до второй половины ХХ века.

Экономические и образовательные реалии резко изменились, но социальные ожидания не поспевают за этими изменениями. По данным опроса, проведенного Бюро переписи населения США, большинство американцев считают, что люди должны быть экономически независимыми к 21 году. Но в том же опросе большинство признало, что вряд ли студенты заканчивают учебу в университете до 22 лет. Из-за этого противоречия молодые люди не могут соответствовать ожиданиям, даже если отчаянно работают над их достижением.

Тирания долга

Новые поколения испытывают стресс. Им приходится соответствовать нормам своих родителей, бабушек и дедушек, даже если эти ожидания больше не актуальны. Одно исследование показало, что в среднем взрослые старше 25 лет по-прежнему планируют жениться, завести детей и купить жилье до 30 лет, хотя количество людей, действительно способных сделать это, уменьшается с каждым поколением.

Этот разрыв между тем, чего, по мнению недавних поколений, они должны достичь, и тем, что возможно в сегодняшнем финансовом и образовательном климате, оказывает огромное влияние на их психическое здоровье. «В целом, большее несоответствие между тем, чего люди хотят, и тем, что они на самом деле делают, надежно предсказывает ухудшение здоровья и благополучия», — пишут авторы исследования. Они также утверждают, что растущая неспособность достичь основных жизненных вех в установленные для себя сроки может быть одним из объяснений роста «смертей от отчаяния», передозировок наркотиков и самоубийств, вызванных потерей работы и мрачными экономическими перспективами.

Профессиональный психолог из Кента Шарлотта Хаусден называет это социальное давление «тиранией долга». Она советует людям, которые испытывают такой стресс, помнить, что они не одиноки. С этими ошибочными представлениями сталкиваются многие люди. Она говорит, что люди склонны делать глобальные преувеличения вроде «все женятся» или «у всех больше денег, чем у меня». Но это не так. «Это ошибка мышления, — говорит она. — У некоторых людей больше денег. Некоторые люди женятся».

И она предупреждает, что достижение этих целей — будь то высокооплачиваемая работа или покупка хорошего дома — не обязательно сделает вас счастливыми. «Важно найти то, что подходит именно вам», — говорит она. Хаусден рекомендует разделить то, чего вы действительно хотите, и чего, по вашему мнению, ожидают ваши родители или семья. «Определите, на чем основаны ваши стремления, — говорит она. — Это вы хотите поступить в университет или ваши родители? Вы действительно этого хотите?»

Хаусден советует сфокусироваться на достижениях, которые делают вас счастливыми, а не на том, что соответствует родительским или социальным ожиданиям. Но, как она признает, легче сказать, чем сделать.

Большую часть времени с 20 до 30 лет Сингх считал, что безнадежно отстал от своих друзей. Но по мере взросления он становится более уверенным в собственном пути. «Я не встретил девушку, с которой захотел бы связать свою жизнь, и это было нормально, — говорит он. — Я посвятил себя работе, я становился таким человеком, каким я хотел стать». Благодаря «привилегии индийского мальчика», как он это называет, Сингх был избавлен от семейного давления по поводу женитьбы. Поскольку многие из его друзей также получили высшее образование и профессиональные степени, он не стесняется того, что так долго учился и откладывал определенные этапы, такие как покупка дома или рождение детей.

Но он признает, что не чувствовал бы себя таким уверенным и расслабленным, если бы в конце концов не встретил девушку и не направил бы жизнь в то русло, которое соответствует установленным вехам. «Я думаю, мне было бы намного труднее чувствовать удовлетворение», — говорит он.

Путь Сингха занял больше времени, чем он ожидал, но эти представления о том, когда нам следует остепениться и завести детей, все-таки начинают меняться. Опрос Бюро переписи населения США также показал, что подавляющее большинство американцев считают окончание университета и получение работы более важными показателями взрослой жизни, чем женитьба или рождение детей. Стало меньше осуждения по поводу жизни с родителями после окончания колледжа, больше внимания уделяется образованию и финансовой безопасности. Хотя многие ожидания казались непреложными, они все время меняются, даже если вы так не думаете.

Источник

Свежие материалы