Сюрпризы афантазии: как мыслят люди, лишенные воображения
Умение живо рисовать картины в уме помогает лучше запоминать прошлое и планировать будущее. Но мозг некоторых людей с этой задачей не справляется
Образ жизниКогда нас просят представить себе какую-то сцену или объект, большинство из нас способны мысленно нарисовать образ в воображении. Но около 2-5% населения не справятся с этой задачей: у них афантазия — состояние, при котором люди вообще не способны создавать мысленные образы.
Исследование, опубликованное в журнале Cognition, показало, что афантазия также влияет на способность к запоминанию. Исследователи сообщают, что у афантазиков не такие детальные и богатые воспоминания о событиях жизни. Такое открытие не только позволяет узнать больше об этом состоянии, но и подчеркивает ключевую роль мысленных образов в работе памяти.
Предыдущие работы показали, что люди с афантазией при воспоминании прошлых событий или при планировании потенциального будущего практически не создают мысленных образов. Но Алексей Доус и его коллеги из университета Нового Южного Уэльса отмечают, что эти выводы были основаны на оценке участниками собственных способностей. Поэтому команда решила изучить, проявляют ли участники с афантазией дефицит памяти по более объективным показателям.
Исследователи отобрали 30 участников с афантазией и 30 участников, не имеющих проблем с воображением. Каждого попросили заполнить анкеты, в которых они описывали яркость различных видов мысленных образов, в том числе воспоминаний о сценах из собственной жизни. Как и в прошлых исследованиях, ученые обнаружили, что участники с афантазией сообщали о менее ярких мысленных образах (хотя, как и в предыдущей работе, их пространственные образы были так же хороши, как и у обычных участников).
Чтобы получить более «объективную» оценку дефицита памяти, команда изучила информацию, которую люди предоставили при описании воспоминаний. Участников попросили вспомнить шесть историй из жизни, а также подумать о шести гипотетических событиях из будущего и описать каждое из них. Для анализа исследователи рассмотрели различные категории деталей, содержащиеся в этих описаниях (например, детали, которые относятся к ощущениям, мыслям или эмоциям участников). После записи каждого описания участники рассказывали о субъективных впечатлениях от конкретного события, например, насколько ярким оно было и какие эмоции они испытывали.
Команда обнаружила, что в обоих случаях участники с афантазией приводили меньше подробностей, чем участники контрольной группы. Скорей всего, такой эффект был обусловлен тем, что они записывали меньше визуальных деталей; группы не различались по количеству приведенных деталей, связанных с другими чувствами, такими как обоняние или слух, или касающихся других аспектов события, таких как мысли или эмоции.
Две группы также различались по тому, как они описывали пережитые воспоминания и образ будущих событий. По сравнению с контрольной группой, афантазики отмечали, что события были не такими яркими и содержали меньше сенсорных или пространственных деталей, а также они испытывали меньше эмоций, когда думали об этом событии.
В целом, результаты показывают, что люди с афантазией имеют менее яркие и подробные воспоминания — особенно когда речь идет о визуальных деталях, а этот эффект возникает независимо от того, интересуются ли их опытом или тестируют более «объективными» способами. Авторы пишут, что результаты представляют собой первое достоверное поведенческое доказательство, что отсутствие визуальных образов связано со значительно сниженной способностью моделировать прошлое и строить будущее».
Сам факт этих нарушений у афантазиков подразумевает, что мысленные образы — это важная часть воспоминаний о событиях или образах будущего. Вероятно, это не большой сюрприз, но авторы отмечают, что до сих пор это было трудно проверить эмпирическим путем. Однако данное открытие также указывает на то, что мысленные образы — это еще не все: люди с афантазией все равно способны восстанавливать воспоминания. Напротив, похоже, что мысленные образы специально задействованы в том аспекте памяти, который включает в себя «повторное переживание» событий в сознании.