Рукопожатие сквозь века: что наскальные рисунки говорят о доисторическом обществе
Следы рук на стенах пещер, отпечатки пальцев и ступней проливают свет на психологию семьи ледникового периода, считает профессор археологии Иззи Уишер
ИсторияГлубоко под землей тишину пещеры нарушает смех детей. У них ярко-красные руки, покрытые краской, которая в процессе игры размазывается по одежде, коже и каменным сводам. Взрослый уводит девочку, и она неохотно следует за ним к одной из стен пещеры, отмеченной ярко-красными трафаретами, отпечатками рук. Взрослый осторожно прижимает руку девочки к стене и наносит красную охряную краску, оставляя еще один отпечаток руки на поверхности известняка. Это глубокая традиция в обществе ледникового периода, и маленький ребенок будет помнить этот ритуал и возвращаться к нему спустя годы.
Непринужденное тактильное взаимодействие — это неотъемлемая часть нашего детства. Под чуткой заботой окружающих мы спотыкаемся в ранние годы становления, неуклюже хватаясь за предметы, творчески создавая беспорядочные скопления найденных вещей и взаимодействуя с миром через игру. Когда мы буквально нащупываем дорогу, то узнаем как о самих себе, так и о своем месте в обществе. Однако, несмотря на то, что детство жизненно важно для понимания того, как люди развиваются и усваивают определенные культурные ценности и представления о существовании в мире, редко кто вспоминает о детях в сообществах ледникового периода. Часто считается, что поведение и деятельность детей слишком трудно идентифицировать, порой они вообще отсутствуют в археологических записях. Чаще всего сведения о детстве в эту эпоху упоминаются в контексте душераздирающих погребений: маленькие тельца были бережно захоронены одетыми в сложные костюмы, украшенные бусинами, вместе с маленькими фигурками животных или ценными предметами. В этом ключе дети предстают как статичные существа, определяемые только тем, как с ними обращались в случаях безвременной смерти, и в конечном итоге воспринимаются как второстепенные люди для понимания наших древнейших предков ледникового периода.
Но эти чрезвычайно сложные погребальные обычаи предполагают, что дети — и, соответственно, детство — должны были цениться в тех далеких сообществах. Чтобы получить более полное представление о людях ледникового периода, мы должны также понять их детей: как они играли, учились и взрослели. И что это, в свою очередь, может говорить о ценностях наших далеких предков. Ответы на эти вопросы способны вернуть краски в картину доисторического детства и глубже понять, какой была жизнь древних людей.
Более пристальный взгляд на некоторые примеры запутанной тактильной деятельности ледникового периода обнаруживает присутствие детей. Когда-то считалось, что найденные загадочные знаки были сделаны шаманами, находящимися в состоянии транса и практикующими некую потустороннюю охотничью магию, но археологические исследования все чаще показывают, что создание пещерных рисунков было социальным, групповым поведением, и дети были активными участниками. Недавнее исследование, проведенное группой специалистов из Испании, показало, что отпечатки ладоней, сделанные глубоко в пещерах, представляют всех членов сообщества. Дети и даже младенцы участвовали в изготовлении этих отпечатков вместе с подростками, взрослыми и пожилыми людьми. Самые маленькие, несомненно, должны были находиться под присмотром взрослого, пока на их руки наносилась охра для создания рисунка, что позволяет взглянуть на процесс создания этого искусства с личной стороны. Как отмечают авторы исследования, социальная природа такого поведения предполагает, что создание рисунков не ограничивалось привилегированным меньшинством, а было деятельностью, в которой участвовали все. Их выводы вносят свой вклад в растущее количество свидетельств того, что дети принимали участие в создании тех же видов искусства, что и взрослые. Трафаретные отпечатки ладоней из пещер в других местах Европы, таких как Гаргас во Франции, также представляют собой изображения рук младенцев и детей.
Мы можем только догадываться, почему были сделаны эти изображения или что они символизировали для людей ледникового периода, но ясно, что они были частью глубоко укоренившейся культурной традиции в этих обществах. Похоже, что изготовление трафаретов ладони было практикой, которая повторялась различными культурными группами по всему миру, от пещер Пеш Мерль и Гаргас на территории современной Франции до пещеры Леанг Тимпусенг на Сулавеси. Самые древние образцы отпечатков рук были сделаны неандертальцами в пещерах на территории современной Испании более 60 000 лет назад, и эта практика была подхвачена нашими предками Homo sapiens, которые продолжали ее на протяжении всего верхнего палеолита, богато украшая стены пещер и скальных убежищ десятками, а иногда и сотнями ладоней. Даже в пределах одной пещеры трафареты рук могут быть разделены несколькими тысячами лет; это означает, что люди возвращались и добавляли свои ладони к рисункам предков. Такое поведение, вероятно, было интуитивным опытом для людей ледникового периода; древняя форма рукопожатия между руками, протянувшаяся сквозь время, более или менее постоянная запись о том, что они там побывали. Легко представить, как люди возвращаются, чтобы найти на стене следы своих рук, и, возможно, даже снова прикладывают руки к окрашенной поверхности.
Тактильная и сенсорная природа создания этих мотивов — руки, прижатые к шершавой известняковой стене в освещенной огнем темноте, а затем нанесенная поверх влажная охряная краска, — также заставила многих предположить, что таким образом люди ледникового периода давали себе ощущение постоянства и воплощенного присутствия в этих темных, незнакомых пещерах. Оставляя после себя отпечаток руки, человек становится частью этой пещеры, устанавливает связь со стенами, в которых он может побывать в последующие годы.
Насколько же значимо то, что дети активно участвовали в этой важной культурной практике? Взрослые не только устанавливали себя в этих местах, взаимодействуя при этом с руками, оставленными их предками, но и поощряли к этому своих детей. Возможно, это был один из способов научить детей тому, что конкретные пещеры являются важными местами, куда следует возвращаться, священным пространством, где можно увидеть следы выцветших изображений рук на стенах, принадлежащих их предкам. Активное вовлечение детей в эту практику могло также служить для того, чтобы укоренить их ценности и поведение в следующем поколении, обеспечивая тем самым долговечность культуры. Смысл нанесения этих знаков давно утерян в глубине веков, а следы ладоней, несомненно, несли в себе скрытые послания о том, как люди ледникового периода понимали свое место в мире, и которые было важно привить в юном возрасте. Но для нас сегодня, и это, возможно, более важно, эти древние руки показывают, как ценились дети в обществах ледникового периода: они не были обузой, а наоборот, обучение и игра детей занимали центральное место во многих видах деятельности, которыми занимались эти люди.
Отголоски детских игр можно увидеть и в других формах следов, которые они оставляли в пещерах. Отпечатки пальцев — следы, оставленные на мягком, похожем на глину «лунном молоке», покрывающем стены пещер,— часто делали дети, возможно, в возрасте пяти лет. В этих следах похожих на ленты, сохранившихся на стене пещер, отчетливо ощущается детство; можно представить, как дети бегут вдоль стены, крепко вдавливая пальцы в податливую поверхность. Эти рифленые следы также иногда пересекаются с изображениями животных или даже принимают их форму; детские пальцы можно увидеть на головах оленей и быков.
Отпечатки детских ступней также часто встречаются в тех же пещерах, которые используются для детального изображения животных, а иногда и рядом с этими отпечатками пальцев. Следы иногда хаотичны, маленькие ступни перекрывают друг друга и нет четкого направления из одной области пещеры в другую. Некоторые предполагают, что так изображены танцующие дети. Небольшие лазы в пещерах тоже были доступны только детям. Маленькие неуклюжие рисунки в этих пространствах, вероятно, отражают детей, практикующих собственное искусство, подражая взрослым. Очевидно, что дети присутствовали в священных пространствах пещер, создавая свои собственные формы искусства и, в некотором смысле, совершая свои собственные игровые обряды в темноте.
Смещение центра повествования об обществе ледникового периода, чтобы выдвинуть на первый план детей, раскрывает близкие, знакомые нам моменты их жизни, полные нежности, от радостных игр до глубоко любопытства к окружающему миру. Дети ледникового периода, как и наши собственные дети, с радостью взаимодействовали с миром, используя творческие и хаотичные пути. И, похоже, родители активно поощряли их к этому. Эти ручные трафареты создают тесную связь с теми детьми. Из далекого и во многом непознаваемого прошлого к нам тянутся их маленькие ручки, которые в последний раз касались каменной поверхности стен пещер десятки тысяч лет назад. Они как будто приглашают нас соединиться с ними и протянуть руку в ответ: нежное рукопожатие сквозь века.