Мифы об офисе: работа бок о бок не всегда вызывает чувство принадлежности
Исследования говорят, что из-за удаленной работы ощущение единого целого не исчезает, а даже усиливается
ЛидерствоЧувство связи и принадлежности — это основные потребности человека, независимо от рода его занятий и места проживания.
С эволюционной точки зрения принадлежность к группе повышает безопасность, и наш мозг настроен на это. Исследования показывают, что чувство принадлежности влияет на когнитивные процессы, а также на физическое и эмоциональное здоровье и благополучие. Когда люди ощущают связь с чем-то большим, чем они сами, они удовлетворены и лучше справляются с работой, помогая организации достигать целей.
Не удивительно, что одно из наиболее распространенных опасений по поводу гибкого графика работы заключается в разрушении культуры компании и способности ее сотрудников общаться друг с другом. Многие руководители опасаются, что в отсутствии чувства связи и сопричастности пострадают креативность, инновации и сотрудничество.
Беспокойство по поводу чувства связи и принадлежности обоснованно, но есть и резонный вопрос: действительно ли встречи в офисе способствуют укреплению этих связей?
На самом деле, исследования показывают обратное: гибкий график работы — это важнейший инструмент для улучшения чувства связи и принадлежности.
Во время пандемии большинство сотрудников были вынуждены работать вне офиса. В ходе опросов Future Forum было выявлено, что чувство товарищества среди сотрудников в это время действительно возросло. Работники с гибким графиком отмечали большее чувство принадлежности (+36%), а также более высокую удовлетворенность работой (+50%).
Есть опасения, что креативность и инновации пострадают, если мы не будем проводить время вместе в офисе, но это тоже часть распространенного и не всегда верного мнения. В реальности место работы человека мало влияет на творческую составляющую команды.
Что на самом деле влияет на креативность, так это психологическая безопасность: чувствует ли человек, что команда готова рисковать, комфортно ли ему обращаться за помощью. Важно отметить, что ничто из этого не связано с местом и графиком работы.
Более того, предположение о том, что совместное пребывание в офисе укрепляет чувство связи, игнорирует важный факт: традиционная офисная культура никогда не подходила всем. Несмотря на то, что некоторые люди предпочитают такой формат, офисная культура по-настоящему не способствовала взаимодействию и творчеству одинаково для всех. Рассмотрим наиболее распространенные площадки для налаживания связей в традиционном офисном пространстве:
- Совещания. Они стали настоящей проблемой для сотрудников всех уровней. Они истощают энергию и творческий потенциал, не вдохновляют, мешают людям выполнять важную работу. Вы знаете людей, а может и сами относитесь к таким, кто сложно переносит динамику конференц-зала. Возможно, это интроверт, чьи идеи и мнения заглушаются более громкими голосами в комнате или, раз уж на то пошло, во время видеозвонка. Или младший сотрудник, который неохотно высказывается перед старшими коллегами. Или человек, недавно пришедший в организацию и еще не нашедший точку опоры. Во многих командах и отделах доминируют в разговорах и ведут их одни и те же люди. И не всегда потому, что они предлагают более качественные идеи и мнения.
- Столовая. Где сесть? С кем сесть? Нужно ли сесть отдельно или просто принести еду на свой стол? Хотя совместный обед считается отличным способом налаживания отношений, для некоторых, например, для новых сотрудников, застенчивых людей или тех, кто выбивается из большинства, это приводит к чувству отверженности, а не сопричастности. «Это было так глупо, но я почувствовала себя как в средней школе, и не в лучшем смысле этого слова», — рассказала одна сотрудница о том, как во время обеда в новой компании огляделась и поняла, что она — одна из немногих цветных людей в комнате.
- Счастливые часы. Для менее общительных людей такие собрания, распространенные во многих компаниях, вызывают чувство неловкости, а не единения. Один сотрудник, будучи выздоравливающим алкоголиком, обнаружил, что его пугают еженедельные пивные посиделки в отделе. То же самое происходило с недавно забеременевшими сотрудницами, которым приходилось отвечать на вопросы, на которые они еще не были готовы ответить, например, почему они не пьют во время совместных ужинов. Многим людям нравятся подобные мероприятия, но есть и те, кто не разделяет всеобщего восторга.
Эти доводы мы приводим не для того, чтобы вы полностью отказались от проведения подобных собраний или начали постоянно ограждать людей от любой потенциальной неловкости или дискомфорта. Мы приводим их для того, чтобы задать вопросы. Почему при планировании подобных мероприятий вы уверены, что они действительно способствуют установлению связей? Между кем они создают взаимосвязь и за чей счет? Возможно, есть более эффективные способы, которые охватывают больше людей, а не только тех, кто громче, экстравертнее, солиднее и легче вписывается в общество?
«Да, собрание способствует появлению связей, но тут же замешана и власть, — говорит Прия Паркер, автор книги «Мастер ивентов». — Притворяясь, что динамики власти не существует, вы станете менее искусным участником собраний».
Каждая из перечисленных выше площадок, от совещания до неформальной встречи — это возможность для налаживания связей. Или, наоборот, для появления ситуаций, когда связь нарушается. Разница зависит от намерения, с которым планируются и проводятся мероприятия. Важно именно это намерение, а не то, как проходит встреча. Кроме того, площадки, к которым мы больше всего привыкли, далеко не единственные, на которых зарождаются взаимосвязи.
Связь и принадлежность важны. Но если компании и сотрудники действительно верят, что это важнейшие элементы их культуры, то чтобы убедиться в этом, нужно гораздо больше, чем просто офисные помещения.