€ 99.39
$ 93.15
Мудрость легких, интеллект желудка: где находится наше «я»

Мудрость легких, интеллект желудка: где находится наше «я»

Научный сотрудник лаборатории социальной и когнитивной нейробиологии Римского университета Алессандро Монти рассказывает о новых исследованиях о связи тела и самосознания

Образ жизни
Фото: Aysegul Yahsi/Unsplash

Вспомните последнюю ситуацию, в которой вы были верны себе. Как бы вы описали свое поведение? Возможно, вы «доверились интуиции» или «действовали сердцем», а не «думали головой». Может показаться, что эти идиомы — лишь устаревший фольклор и скорее поэтическое, чем научное выражение того, что происходит, когда мы опираемся на внутренние ощущения. Тем не менее, появляющиеся научные данные все чаще говорят, что осознание того, кто вы есть, на самом деле зависит не только от процессов в мозге, но и от того, что происходит во внутренних органах.

Представьте, что прямо сейчас вы находитесь в совершенно другом месте, в иной ситуации и с другим настроением, чем 20 секунд или 20 лет назад. При этом вы ощущаете, что в фундаментальном смысле вы — тот же самый человек. Отчасти это происходит потому, что, как выразился Уильям Джеймс в «Принципах психологии» (1890), все знают: «старое тело» всегда будет с нами. Все сознательные переживания, за исключением снов и измененных состояний разума, влекут за собой это тонкое, но всепроникающее чувство телесного самосознания. Но откуда оно взялось? Это ощущение нельзя объяснить только внешним видом тела, потому что можно потратить уйму времени и денег, чтобы изменить свою внешность, но не почувствовать себя другим человеком (как бы стилисты и дизайнеры ни пытались убедить всех нас в обратном). Скорее, телесная основа «я» имеет более стабильный источник. А поскольку тело ощущается не только снаружи, но и изнутри, то одним из таких источников могут быть внутренние органы.

Замечательная особенность внутренних органов заключается в том, что они проходят устойчивые, предсказуемые физиологические циклы. Сердцебиение, дыхание и сокращения кишечника регулярно повторяются, поддерживая тело теплым и сытым — это физиологическое равновесие известно как гомеостаз. Более того, в каждом из таких циклов участвует периферическая нервная система, особенно блуждающий нерв, откуда в центральную нервную систему поступают химические и электрические сигналы. В результате активность определенных областей центральной нервной системы синхронизируется с сердечными, дыхательными и желудочными колебаниями.

В то время как сенсорные впечатления, поступающие из внешней среды, меняются и исчезают, связь между мозгом и внутренними органами сохраняется постоянно. Это особенность человеческой физиологии. Можно закрыть глаза, заткнуть уши, зажать нос или сжать губы, но невозможно отрезать себя от кишечника. Вокруг все меняется, но внутренние органы всегда с вами, всегда транслируют сигналы в мозг, всегда играют свои басы в грандиозной музыке жизни. Внутренняя часть тела — единственный объект, о котором вы не можете перестать получать информацию, который вы всегда чувствуете от начала и до конца своих дней. Таким образом, внутренние органы служат главным кандидатом на роль той основы, которая создает и поддерживает ваше самосознание.

В последнее десятилетие исследователи начали проводить эксперименты, чтобы проверить, выдерживает ли эта гипотеза эмпирическую проверку. Например, команда из Высшей нормальной школы в Париже недавно сосредоточилась на «потенциалах сердечного действия» (ПСД), которые представляют собой электрические сигналы, генерируемые мозгом при каждом ударе сердца. Если сердце играет роль в самоосознании, то интенсивность этих нейронных реакций на сердцебиение должна зависеть от того, думает ли человек о себе. В исследовании авторы позволили участникам «блуждать мыслями», одновременно наблюдая за их ПСД. Время от времени появлялась визуальная подсказка, которая говорила участникам, что нужно прекратить блуждание и сообщить, думали ли они о себе в этот момент и каким образом.

Появление активной мысли от первого лица (например, «я должен сходить в мясной магазин») зависела от большей интенсивности нейронных реакций на сердцебиение в части коры головного мозга, известной как предклинье, а вероятность того, что участник думал о себе (например, «я голоден»), шла рука об руку с более интенсивными нейронными реакциями на сердцебиение в вентромедиальной префронтальной коре. Неожиданно, но, кажется, исследователи подтвердили часто отвергаемую мысль, что сердце связано с личностью.

Еще один возможный источник самости, помимо сердцебиения, — это дыхание. Фокусировка на дыхании — основа многих техник осознанности и медитации, направленных на развитие самосознания, однако эмпирических данных, подтверждающих связь между дыханием и самосознанием, на удивление мало. Поэтому в лаборатории, где я работаю, мы проверили, можно ли создать иллюзию тела на основе дыхания — мы назвали это «телесным воплощением». Мы попросили участников экспериментов надеть иммерсивную гарнитуру виртуальной реальности со специальным датчиком, который отслеживал их дыхание и отображал его на виртуальной версии их тела в реальном времени.

В тот момент, когда виртуальное тело дышало синхронно с реальным, по словам участников, они чувствовали себя так, будто виртуальное тело было их собственным и они контролировали его движения. И наоборот, когда дыхание становилось асинхронным, это ощущение телесного самосознания значительно уменьшалось. Таким образом, дыхание действительно помогает почувствовать, что тело принадлежит нам. Кроме того, результаты проливают свет на то, почему медитирующие люди, которые фокусируются на дыхании, достигают более высокой степени самосознания.

Разумно предположить, что кишечник также вносит свой вклад в самоощущение. «Висцеральные» чувства часто демонстрируют нашу грубую сущность, обнажая самые глубокие страхи и желания. Однако отслеживать состояние желудочно-кишечного тракта гораздо сложнее, чем контролировать сердце или легкие. Кишечник находится в глубине тела и представляет собой извилистую складчатую структуру. Частичное решение — расположить электроды на животе для записи электрогастрограммы. Это такой эквивалент электрокардиограммы, который измеряет сокращения желудка, а не сердцебиение.

Недавно группа исследователей из Франции и Швейцарии использовала этот подход, чтобы показать: пока человек отдыхает, потребление энергии в определенных областях мозга предсказуемым образом увеличивается и уменьшается после каждого сокращения желудка. Это говорит о том, что в состоянии покоя существует «гастральная сеть» областей мозга, контролирующих желудок. Однако еще предстоит выяснить, играет ли эта сеть роль в телесном самосознании, как предполагают исследователи, или просто действует как способ поддержания гомеостаза путем регулирования приема пищи. Кроме того, электрогастрография не дает возможности идеально измерить ни активность кишечника, ни его ключевые параметры — такие как температура, давление и кислотность. Чтобы собрать эту информацию, врачи используют зонды, но эти процедуры весьма неприятны, что знает любой человек, прошедший через гастроскопию или колоноскопию. Однако существует новая технология, которая позволяет собирать эти данные минимально инвазивным способом и проливать свет на связь между кишечником и личностью с беспрецедентными подробностями. Эта новая технология — «умные капсулы».

Это маленькие, легкие, удобные для приема внутрь капсулы, оснащенные миниатюрным термометром, манометром и датчиком pH. Их проглатывают со стаканом воды, как и таблетки — а однажды на моих глазах мужчина проглотил такую таблетку, даже не запивая. Попадая внутрь тела, умные капсулы медленно проходят через весь желудочно-кишечный тракт, записывая по точкам значения температуры, давления и pH и отправляя их по беспроводной сети на радиоприемник, который участники носят на поясе. После путешествия по желудку, тонкой и толстой кишке эти капсулы благополучно удаляются и перестают передавать данные. Первоначально они были разработаны с целью заменить несколько неприятных обследований желудочно-кишечного тракта одной менее инвазивной процедурой. Однако умные капсулы оказались многообещающим инструментом для психологов и когнитивных нейробиологов, поскольку они могут регистрировать мгновенные изменения физиологии желудка и кишечника, вызванные любым событием, включая, конечно, экспериментальные манипуляции с телесным самосознанием.

Воодушевленные возможностями, которые дают эти устройства, мы с коллегами начали думать, как их использовать, чтобы доказать связь кишечника с самоощущением. Мы попросили группу участников принять умную капсулу, а затем пройти опыт в виртуальной реальности, где они видели виртуальное тело, которое либо выглядело, лежало и дышало, как их физическое тело, либо нет. В конце опыта участники рассказали, насколько они чувствовали себя воплощенными или развоплощенными в виртуальном аватаре, таким образом давая нам представление о степени их телесного самосознания. Эту процедуру повторяли трижды: первый раз, когда капсула находилась в желудке, второй — когда она была в тонкой кишке, а третий — в толстой кишке. Это позволило сопоставить оценки телесного самосознания с физиологическими параметрами каждого сегмента желудочно-кишечного тракта.

Результаты вдохновляют. Когда желудочно-кишечный тракт был более активным, на что указывало более высокое давление, более высокая температура, повышенная секреция кислоты в желудке или более щелочная среда в толстой кишке, участники более четко ощущали свое тело. Когда жкт был менее активен, их телесное самосознание становилось более размытым. Возможное объяснение состоит в том, что активность внутренних органов и тканей вызывает реакцию блуждающего нерва и других периферических нервов, которые передают сигналы от тела к мозгу. Это, в свою очередь, повышает активность заданных областей коры головного мозга, которые кодируют «карту» или внутреннее представление тела, увеличивая вероятность того, что такая карта появится в сознании. Дальнейшие исследования, явно затрагивающие активность этих областей коры, дадут нам более четкую картину. Однако накопленные до сих пор свидетельства уже показывают, что осознание собственного тела — это в буквальном смысле «чувства в животе».

Более того, эти результаты помогают лучше понять такие состояния, как расстройства пищевого поведения и деперсонализация. Учитывая, что сигналы кишечника регулируют потребление пищи и укрепляют чувство самости, плохая обработка этих сигналов объясняет, почему люди, живущие с анорексией или нервной булимией, демонстрируют как ненормальные пищевые привычки, так и нечеткое самосознание, иногда переходящее в отвращение. Если сигналы кишечника слишком сильные, они чрезмерно привязывают человека к тому, что происходит в его ЖКТ. И наоборот, если они чрезвычайно слабые, то человек становится слишком зависимым от внешней обратной связи — или просто слишком нестабильным. Последнее также относится к людям с деперсонализацией, у которых чувство оторванности от своего тела связано с тем, что их личность недостаточно укоренилась во внутренних органах (хотя есть доказательства как за, так и против этого утверждения). Это нарушение может быть еще более выражено при редком синдроме Котара, когда люди чувствуют себя «пустыми», «гниющими изнутри», «без внутренних органов» или даже «несуществующими» или «мертвыми». Умные капсулы, отслеживающие деятельность ЖКТ, в сочетании с анкетами и манипуляциями телесным самосознанием могут углубить имеющиеся знания об этих психологических и психических состояниях.

Необходимо было восполнить технологический пробел, и умные капсулы стали прекрасным решением. Однако настоящий научный прогресс зависит от изменения системы координат, а не только от инструментов исследования. Важное ограничение современной психологии и нейробиологии заключается в том, что ученые заменили старый картезианский дуализм — разум против тела — новым дуализмом: мозг против тела. Новая дихотомия стала еще примитивнее старой и, конечно, не менее жесткой. Экспериментаторы отказывались принимать во внимание то, что происходит ниже шеи, потому что научная картина дня отвергала все, что тщательно фиксировали предыдущие эпохи — мудрость сердца, силу дыхания и интеллект кишечника. Теперь, благодаря волне новых результатов исследований, мы знаем, что эти подходы полностью согласованы с научным взглядом на личность. Сознание действительно имеет глубокие и богатые корни в телесных чувствах. Пришло время вернуть себе всю глубину «личности», позволив ей процветать повсюду.

Источник

Свежие материалы