Марк Мэнсон: можно ли избавиться от невежества?

Марк Мэнсон: можно ли избавиться от невежества?

Известный писатель и блогер рассказывает об эффекте Даннинга-Крюгера и способах с ним справиться

Саморазвитие
Фото: Doug Waldron/Flickr

Философ Бертран Рассел однажды сказал: «Вся проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений».

Особенно удивляет, что он сказал это задолго до появления интернета.

Сегодня, благодаря социальным сетям, мы регулярно сталкиваемся с легионами людей, которые уверены, что знают, о чем они, блин, говорят. Хотя на самом деле нет. И чем более невежественны эти люди, тем более уверенными в своих словах они выглядят.

Оказывается, аксиома Рассела была изучена, и исследования ее подтверждают. Люди, которые плохо разбираются в чем-то, уверены, что делают это хорошо, а люди, которые на самом деле разбираются хорошо, считают, что плохо. Любители слишком уверены в себе, а эксперты уверены недостаточно. Новички считают, что они все поняли, а ветераны думают, что на самом деле ничего не понятно.

В психологии этот феномен известен как «эффект Даннинга-Крюгера». Это психологическая тенденция, названная в честь двух обнаруживших ее исследователей. И удивительно, насколько широко она распространена в нашей жизни.

Эффект Даннинга-Крюгера: невежество незнания

Есть четыре типа информации:

  • Известное известное — вы уверены, что понимаете эту информацию (например, как ездить на велосипеде)
  • Известное неизвестное — вы знаете, что не понимаете эту информацию (например, квантовая физика)
  • Неизвестное известное — информация, которую вы знаете, хоть раньше не осознавали этого (например, мы не осознавали, что умеем быть родителями, пока не стали ими)
  • Неизвестное неизвестное — информация, о существовании которой вы вообще не подозреваете. Вы не только не знаете о ней, вы даже не в курсе, что не знаете.

Неизвестное неизвестное — вот где эффект Даннинга-Крюгера проявляется в худшем смысле. Это наша склонность переоценивать собственные знания, навыки или компетенцию и недооценивать собственное невежество.

Эффект Даннинга-Крюгера выходит за рамки простого незнания. Это мета-незнание — неведение о нашем собственном неведении.

Одно дело сделать ошибку, а затем осознать, что вы сделали ее, потому что просто не знали, как лучше. Но сделать ошибку, даже не осознавая этого, и быть уверенными, что вы никогда не совершали ошибок, потому что вы просто супер — это новый уровень глупости.

Это и есть эффект Даннинга-Крюгера. И это та самая проблема, о которой говорил Рассел. Просто все мы такие. Мы предсказуемо переоцениваем свои знания и способности, совершая все больше оплошностей и серьезных ошибок.

Например:

  • Владельцы оружия, которые думают, что хорошо умеют с ним обращаться, получают самые низкие оценки по тестам на безопасность обращения с оружием.
  • Сотрудники медицинских лабораторий — люди, обрабатывающие образцы для анализов, — которые считают себя высококвалифицированными работниками, на самом деле хуже всех справляются со своими обязанностями.
  • Пожилые люди, которые думают, что водят лучше остальных, на самом деле в четыре раза чаще совершают небезопасные ошибки при вождении.
  • Студенты с самой низкой успеваемостью резко переоценивают свои результаты на экзаменах и общие знания в изучаемой области.
  • Неудачливые участники дебатов сильно переоценивают свои успехи. Например, в одном исследовании 59% таких участников сказали, что победили своих конкурентов, но на самом деле это произошло только в 22% случаев.

Да, но Марк, ты не понимаешь… Я действительно просто супер

Я знаю, что вы сделали, прочитав этот список. Наверное, то же самое, что и я.

«Пфф, все эти люди такие тупые. Хорошо, что я знаю все свои слабые места… А в других вещах я просто супер».

Мы читаем подобное и не задумываемся, что ошибочно приписываем себе выдающиеся качества в определенных сферах. Мы не допускаем мысли, что тоже становимся жертвами этой слепоты. Но становимся, и еще как. Мы можем проецировать свои проблемы на других людей, злиться и осуждать, закрываться, поддаваться ревности, быть бесчувственными идиотами, даже не осознавая этого. Мы все это делаем. Все до единого.

Но некоторые из нас думают, что делают это не так часто, как другие. И тем не менее, по данным исследований, люди, которые занимают самые низкие места в объективных тестах эмоционального интеллекта, считают, что они проявляют гораздо больше эмпатии, чем остальные. Еще хуже, что эти же люди более неохотно прислушиваются к отзывам об их суждениях и гораздо реже проявляют интерес к ресурсам, которые могли бы помочь им улучшить эмоциональный интеллект. Ну и дела!

И дело не только в эмоциях, это проявляется… ну, во всем.

Люди с самым нездоровым образом жизни считают себя здоровее, чем они есть на самом деле.

Люди, получившие низкие баллы по тестам на когнитивное и аналитическое мышление, сильно переоценивают свои когнитивные и аналитические способности. А те, кто получил высокие баллы, недооценивают свои способности.

Люди, придерживающиеся самых предвзятых политических взглядов, также верят в совершенно ошибочные «факты». Они сильно завышают или недооценивают, например, масштабы социального обеспечения или расходы государственного бюджета.

Итак, люди, которые больше всего нуждаются в помощи, не только отвергают ее, но отказываются даже верить, что им вообще нужна помощь.

Это полный провал? Или есть выход?

Парадокс преодоления невежества

Возможно, самое неприятное в эффекте Даннинга-Крюгера — это то, что его невероятно трудно преодолеть. Потому что тут возникает противоречие.

Как заставить кого-то — или себя — искать то, чего человек даже не видит? Как исправить ошибку, если вы даже не подозреваете, что сделали ее?

Это и есть парадокс попытки преодолеть собственное невежество: увидеть свои ошибки нам поможет то же самое, что удерживает нас от их совершения.

Вы не можете вразумить сторонников теории заговора именно потому, что их убеждения не имеют рациональной основы. Если бы они могли менять свои убеждения, опираясь на разум и доказательства, они вообще никогда не поверили бы в дикие теории заговора. А они считают себя единственными разумными людьми.

Отчасти проблема заключается в том, что чувство знания удобно. Людям не нравится неопределенность. Убеждения помогают нам почувствовать, что мы лучше понимаем мир. Когда мы можем понять мир, мы чувствуем себя в безопасности. Верно это убеждение или нет, не имеет значения — оно просто облегчает нам страх незнания.

Возможно, существует своего рода черный ход, чтобы проникнуть в наш запутавшийся разум и как-то его распутать. Исследования показывают, что это вроде как возможно.

Если людей заставить сосредоточиться на развитии связанных навыков, а не на оценке собственных способностей, это в некоторой степени снижает эффект Даннинга-Крюгера при выполнении задач.

Например, если кто-то плохо ведет бухгалтерский учет, но не осознает этого, возможно, его стоит обучать организационным навыкам — как правильно работать с документами и транзакциями, — чтобы в процессе человек осознал, что он худший бухгалтер в мире.

Также может быть эффективно просто рассказать людям о концепции слепых пятен и эффекте Даннинга-Крюгера, позволить этой идее проникнуть в их сознание на некоторое время, пока они не начнут подвергать сомнению свои собственные установки.

Кроме того, бесполезно высмеивать людей за то, насколько они глупы. Это просто вынуждает их защищать свои убеждения с удвоенной силой, а не отказываться от них.

Тем не менее, вы можете мягко подтолкнуть кого-то к пониманию его невежества. Попробуйте показать им примеры ведущих работников в той области, в которой они считают себя профи. Это может сработать, а может и не сработать, в зависимости от того, насколько сильно человек заблуждается, но попробовать стоит.

В конце концов, я думаю, что единственный способ предотвратить наше собственное невежество — иметь меньше мнений и придерживаться более свободных убеждений.

Смирение — важная ценность. Эффект Даннинга-Крюгера подсказывает, что смирение может быть очень полезным. Намеренно недооценивая свое понимание мира, мы не только открываем больше возможностей для обучения и роста, но и способствуем более реалистичному восприятию самих себя и не позволяем себе выглядеть нарциссом в глазах окружающих.

То есть… пока мы не решим, что нет никого в мире скромнее нас. А я самый скромный. Я намного скромнее, чем все остальные…

…И теперь мы вернулись к тому, с чего начали.

Источник

Свежие материалы