€ 95.62
$ 89.10
Исследование: счастливые люди лучше заботятся об окружающей среде

Исследование: счастливые люди лучше заботятся об окружающей среде

И это означает, что не нужно противопоставлять счастье и устойчивое развитие

Будущее Образ жизни
Фото: Glenn Grove/Flickr

Многие философы считают стремление к счастью движущей силой большинства наших поступков — будь то приятные занятия, общение с другими людьми или попытки чего-то добиться.

Но может ли поиск личного счастья стать проблемой, когда речь заходит о построении устойчивого мира? Эта мысль не нова. В конце концов, устойчивость означает удовлетворение текущих потребностей, так, чтобы и будущим поколениям хватило, и понимание, что собственное удовольствие в настоящем может иметь экологические последствия в будущем. Например, удовольствие от вождения внедорожника, потребляющего много бензина, способствует загрязнению окружающей среды, а успешная продажа товаров, которые необходимо постоянно заменять, приводит к образованию отходов.

Тем не менее, результаты нового исследования показывают, что счастье не вредит устойчивости. Фактически, они могут идти рука об руку.

Исследователи провели опросы в 152 странах, чтобы выяснить, как счастье связано с целями и поведением в области устойчивого развития. Для измерения счастья были использованы данные из Всемирного отчета о счастье и Всемирной базы данных о счастье, которые предоставляют оценки счастья для разных стран на основе отчетов граждан о том, насколько хорошо, по их мнению, они живут или насколько они довольны своей жизнью.

Исследователи также оценили уровень потребления в этих странах, изучили, насколько они достигают целей устойчивого развития (установленных ООН) и сколько сырья перерабатывают. Затем они посмотрели, есть ли взаимосвязь между счастьем, потреблением, устойчивостью и переработкой.

Они обнаружили, что, во-первых, в целом более счастливые страны потребляют больше, чем менее счастливые — не слишком хороший признак устойчивости. Но, несмотря на более высокое потребление, более счастливые страны также лучше справлялись с задачами устойчивого развития и переработки.

«В более счастливых странах люди наслаждаются жизнью и потребляют вещи, но они более ответственно относятся к потреблению, — говорит ведущий исследователь Йомна Самир. — Поэтому мы не ставим вопрос как «или/или». Счастье может идти рука об руку с устойчивостью».

Чтобы подкрепить эти выводы, Самир и ее коллеги провели второй анализ, разделив страны на категории с высоким и низким уровнем счастья и обратив внимание на другие факторы, которые могли бы исказить результаты, например, богатство на душу населения, демократическая или правительственная коррупция, общее социальное доверие и так далее. Затем они повторно проанализировали взаимосвязь между счастьем и устойчивостью.

И снова пришли к выводу, что более счастливые страны больше достигают целей устойчивого развития и перерабатывают больше, чем несчастливые, даже с учетом этих социальных и политических факторов.

«Мы хотели убедиться, что эти отношения не случайны — что отношения, которые, как мы считаем, существуют, действительно происходят, — говорит она. — И мы снова обнаружили, что чем счастливее страна, тем она устойчивее и ответственнее».

Это заставило Самир задуматься, почему более счастливые люди действуют более рационально. Возможно, они сильнее благодарны за свою жизнь и хотят проявить заботу о том, что ее обогащает, — об окружающей среде и ближайшем обществе. Или, может быть, когда люди более подавлены (и менее счастливы), они больше сосредоточены на себе, или им просто не хватает энергии для переработки и других видов деятельности, обеспечивающих поддержание окружающей среды.

У ученых нет данных, чтобы объяснить эту связь, а значит необходимы дополнительные исследования. Кроме того, это всего лишь одно исследование, и оно не может с уверенностью показывать, что счастье ведет к устойчивости, а не наоборот, говорит Самир. Но поскольку уровень счастья в стране, по-видимому, связан с другими положительными результатами (например, большей социальной справедливостью, более рациональным управлением общим достоянием и более прочными связями в обществе), вполне возможно, что оно также способствует устойчивости.

По словам Самир, самое важное — это то, что счастье не обязательно становится препятствием на пути к устойчивости, и это парадоксальный вывод, о котором люди должны знать. Иначе правительства будут призывать жертвовать своим счастьем для создания более устойчивого мира, а это может оказаться не эффективным подходом для того, чтобы убедить людей заботиться об окружающей среде.

«Счастливые люди не эгоистичны. Они заботятся не только о собственном счастье, но готовы делать что-то ради других или окружающей среды, — говорит Самир. — Чем лучше мы это понимаем, тем больше правительств и компаний начнут говорить об устойчивости с этой точки зрения».

Источник

Свежие материалы