Новая личность: может ли человек стать по-настоящему другим?

Новая личность: может ли человек стать по-настоящему другим?

Колумнист Financial Times Тим Харфорд делится советами, которые почерпнул в книгах о том, как изменить себя

Образ жизни Саморазвитие
Кадр из фильма «Миссис Даутфайр»

Феми был 21 год, когда его остановили за превышение скорости в Лондоне, а также обвинили в употреблении марихуаны. Это было не единственное его столкновение с законом. Но Феми изменился. Как пишет Кристиан Джарретт в книге «Будь тем, кем хочешь» (Be Who You Want): «Феми, или, если использовать его полное имя, Энтони Олувафеми Оласени Джошуа ОБЕ стал олимпийским чемпионом и двукратным чемпионом мира по боксу в супертяжелом весе и считается безупречным образцом порядочности и хороших манер».

Кэти Милкман начинает свою книгу «Как измениться» с другой иконы спорта: теннисиста Андре Агасси. Агасси позволял себе разные выходки: носил серьги и рубашки с галстуками на турнирах, ругался на корте и, несмотря на победу на Уимблдоне, похоже, был больше заинтересован в спонсорстве, чем в реализации своего огромного потенциала. Как и Джошуа, Агасси перешагнул через это: он нашел нового тренера, Брэда Гилберта, и отточил свою игру настолько, что выиграл еще семь титулов турнира Большого шлема и, как и Джошуа, олимпийское золото. Меня никогда не прельщали олимпийские медали, но я определенно могу представить себя сильнее, стройнее, успешнее, поэтому я был заинтригован, увидев две новые книги о личных изменениях, которые обещали этому научить.

Книга Джарретта представляет более радикальный взгляд на изменения: может ли невротик стать стойким и уверенным? Может ли осторожная, консервативная душа проявить любопытство и желание получить новый опыт? Может ли интроверт стать экстравертом — и надо ли ему этого хотеть? Милкман, напротив, говорит об изменениях не того, кто вы, а того, «чего вы хотите достичь». Она хочет помочь вам больше заниматься спортом или тратить меньше времени на споры в Facebook и больше — на чтение, скажем, Financial Times.

Задача Милкман кажется проще, ведь личность человека устойчива, а научиться пить кофе без сахара может любой. Возможно, нет. Джарретт убедительно доказывает, что типы личности поддаются влиянию больше, чем мы думаем. Он цитирует исследование 2016 года, основанное на шотландском психологическом опросе 1947 года, которое не обнаружило почти никакой корреляции между личностью участников в возрасте 14 лет и их же при повторном опросе в возрасте 77 лет.

Со стороны это не кажется удивительным — конечно, пенсионеры и подростки отличаются, даже если это один и тот же человек. Но изнутри трудно осознать возможность того, что мы можем измениться с годами, когда бросаем школу, переезжаем, находим хобби и друзей, получаем работу, становимся родителями и переживаем любовь и потерю. Тем не менее, мы меняемся и будем меняться дальше. Между тем проблема сахара в кофе сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Мне, как интроверту, трудно представить, что я стану экстравертом, зато легко представить, что я ем меньше шоколада, больше тренируюсь, сбрасываю немного жира и набираю немного мышечного тонуса. Но это гораздо легче представить, чем сделать. Тем не менее надежда вечна. И вот три совета, которые я почерпнул из исследований Джарретта и Милкман.

Во-первых: выбирайте подходящий момент. Милкман отмечает, что одной из самых успешных кампаний по изменению поведения была кампания 1994 года в США «Сон на спине». Ее целью было убедить молодых родителей укладывать своих детей спать на спине, а не на животе, чтобы уменьшить риск внезапной детской смерти. Кампания имела огромный успех, потому что молодые родители — это чистый лист: у них не было никаких предубеждений, и они делали то, что им говорили.

Пандемия поставила большинство из нас на стадию «молодого родителя», когда речь идет о питании, привычках к расходам и общению. Хорошее время для перемен. Если вы пропустили это окно новой жизни, попробуйте Новый год, первый день весны или свой день рождения — все это тоже отлично работает.

Во-вторых: измените обстановку. Мы инстинктивно связываем различия между людьми с различиями их личностей, хотя во многом поведение определяется ситуацией, в которой мы находимся. Мы социальные существа: если вы хотите стать вегетарианцем, общайтесь с вегетарианцами и подражайте им. Желаете заниматься спортом, найдите напарника. (Хотя это может сработать против: если вы хотите тратить меньше денег на кофе, ваше самое большое препятствие — друг, который любит встречаться с вами в Starbucks.)

Джарретт утверждает, что это работает и с типами личности. Если вам хочется побороть свою интроверсию, заставьте себя заняться делом, требующим социальных контактов. Измените то, что вы делаете, и ваша личность тоже может измениться.

В-третьих: свяжите искушения с правильными делами. Милкман, например, предлагает слушать любимую аудиокнигу только во время бега, а Netflix смотреть только на велотренажере.

Да, в обеих книгах есть множество разумных советов, но интересно посмотреть и на то, о чем они не говорят.

Джаррет мало говорит о том, как плохой мальчик Феми стал золотым мальчиком Джошуа. Милкман не упоминает ни о вылете Агасси из топ-100 теннисистов при всех завоеванных трофеях, ни о том, что он принимал кристаллический метамфетамин в 1997 году, не прошел тест на наркотики и, согласно его собственной автобиографии 2009 года, лгал об этом. Истории перемен вдохновляющие и прямолинейные, особенно когда рассказчик знает, что они закончатся олимпийским золотом. Но переписать эти истории их героям было вовсе не так просто. Но сделать это возможно.

Источник

Свежие материалы