«Причиняйте добро везде, где можно»
Краткий курс токсичности для начинающих и опытных руководителей
ЛидерствоКрупные корпорации тратят миллиарды на развитие своих сотрудников, в особенности руководителей, но до идеала еще очень далеко: согласно исследованиям, 75% увольняющихся покидают компанию из-за своего начальника, а 35% работников готовы получать меньше денег, если их руководителя сегодня уволят. Токсичный менеджмент – это сочетание личных и профессиональных качеств, приводящее к созданию психологически неблагополучной атмосферы в коллективе и, как следствие, снижению производительности труда. Бороться с ним можно разными способами, но для начала надо увидеть в себе или окружающих эти не просто неприятные, а вредные для дела проявления. В этом помогут 11 вредных советов, которыми с «Идеономикой» поделился Антон Ходарев, советник президента «Группы Агроком» и доктор экономических наук.
1. Крадите время как король
Навсегда запомните: все время окружающих – ваше. Вас должны слушать, за вас обязаны работать, нужно собирать коллег на трехчасовые мозговые штурмы, но говорить на них только самому. А если при этом захочется рассказать, как вы провели прошедшие выходные, не сдерживайтесь, выкладывайте все подробности про себя, детей, друзей и даже животных.
Но этого мало – мастерство приходит, когда вы начинаете запускать временные качели. Отпустите своих коллег в 20.00 со словами, что работа не волк и у всех должна быть личная жизнь, но уже в 21:30 напишите в чат, что обязательно утром должна быть выкопана небольшая горка с газоном вокруг. И до полуночи закидывайте воспоминания, как вы эффективно сажали газоны, когда у вас была по-настоящему хорошая команда.
2. Критикуйте всё и всех
Нет никого круче и эффективнее вас. А подчиненные должны знать своё место. Все, что не получается, происходит исключительно по некомпетентности, глупости, косности, зашоренности и неумении мыслить стратегически этих людей, набранных по объявлению. Если же что-то все же случайно получилось, то это только потому, что вы вовремя вмешались и ночью высадили весь газон собственноручно и по секретной технологии.
Естественно, самый правильный путь к исправлению ситуации – жесткая и непримиримая критика всего, что делает ваша команда, от идей до исполнения. Также эффективно помогает сравнение этих «ваших людей» с нормальными ребятами из Сбера, Тинькоффа, Яндекса, ну и так далее.
3. Причиняйте добро везде, где можно
Вы делаете людям всегда и только хорошо. Это человеку только кажется, что ему нужен отдых, отпуск и премия, но вы же знаете лучше: нужно повысить нагрузку и срезать питание! То, что не убивает — не убьет, а сделает сильнее. Конечно, эти неблагодарные свиньи не видят вашей неустанной заботы, но это до поры до времени. Искренне, много и часто творите добро по своим лекалам – и рано или поздно прозреют даже самые неблагодарные люди.
4. Ведите себя как прима этого театра
Что значит «переигрывать»? Только сильные эмоции, только хардкор: громко, с надрывом, со слезами, с матом – только так можно донести до этих малодушных бездельников всю глубину ваших глубин.
Закатывайте глаза, когда у вас отпрашиваются в отгул; разбивайте о стену новенький айфон, когда просят согласовать проживание в хостеле в командировке; щедро плесните в наглого просителя индексации зарплаты еще не остывшим кофе. Если входить в историю, то широкими жестами настоящей звезды, не боящейся условностей.
5. Разделяйте и властвуйте
Любыми способами избегайте сплоченности команды – это все буржуйские выдумки и революционный элемент. Среди наших зим они незамедлительно сплотятся против вас ради саботажа. Следует добиваться агрессивной конкуренции: восхищайтесь одним из сотрудников в присутствии других, а потом вызывайте к себе в кабинет часть сотрудников и рассказывайте им, что ваша вера в другую часть команды утрачена и надо бы подумать, что пора проводить ротацию и посмотреть на рынок. Поощряйте любые, даже грязные методы конкуренции за ваше внимание и возможность выпить чай (пьете, конечно, только вы) и обсудить происходящее у их коллег.
Кроме того, будьте центром всей коммуникации: сделайте так, чтобы все информационные потоки шли только через вас. Выдавайте информацию дозированно, в индивидуальном порядке — никаких общих рассылок, собраний. Чем меньше люди знают, тем быстрее прибегут к вам за уточнениями.
Обязательно выберите несколько любимчиков из числа самых легкоуправлямых и склонных к мелкому интриганству – чтобы было кого награждать перед строем за непричастность и одаривать милостями на зависть рабочему люду.
6. Придирайтесь ко всему
Выдержали сроки – не то качество, хорошее качество – сорваны сроки. Это простое правило позволит вам держать сотрудников в правильном напряжении. Ничто так не красит работника, как легкое ощущение вины перед руководителем – это лучшая профилактика нытья об увеличении зарплаты. Почаще напоминайте, что если вы доверили проект сотруднику – это тоже его вина, а значит, и все последствия только на нем. Не забывайте делать выволочки и протряхивания максимально публично и непредсказуемо. «Пожалуйста, только его, не меня» – самое верное настроение, которое надо пестовать в команде.
7. Правило ККК, или Обстоятельства оправдают все
У хорошего руководителя виноваты всегда (на выбор или все вместе) команда, конкуренты, Ковид (правило ККК). А то, что во время сдачи провального проекта вам удалось улететь в отпуск на Мальдивы, единственному получив годовой бонус, – так это было запланировано год назад и вообще семейная традиция, которой 15 лет. Или вы, ребята, против традиционных ценностей?
8. Сочувствие – для слабаков
Жалость вообще унижает, а вы же не хотите унижать своих сотрудников. Все эти новомодные эмпатии – выдумка слабаков, чтобы быть ещё слабее. Если тебе хватило сил поднять трубку, чтобы вызвать скорую, то почему же ты ещё не в офисе?
Заболела мама? Проблемы в семье? Устал? Выгораешь? Эмоциональный интеллект придумали там, где климат мягче. У нас важно, чтобы топор всегда был наточен, а кол затёсан.
9. Повинную голову меч и сечет
Если сотрудники сообщили вам об ошибке, то их не надо наказывать? Дурацкий стереотип! Наоборот, это нужно делать в два раза жестче: неотвратимость и суровость наказания – лучшая профилактика дисциплины труда. Да и китайцы (или это был Сталин? Впрочем, какая разница) мудро наказали: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Все должны видеть, что вы строгий руководитель и у вас не забалуешь.
10. Вам можно, всем — нет
Приходить на работу в 10 с копейками и уходить в 16:00, не забыв про обед. Дистанцироваться от команды в любой удобный лично вам момент – от сдачи проекта до «скинуться на день рождения». Забирать общий бонус себе. Ходить в отпуск, когда хочется, без предварительного уведомления. Всегда помните, что ваш статус исключительный. Юпитеру и не снилось, что дозволено вам по праву сильного лидера.
11. Экономика должна быть экономной
Вы как рачительный руководитель просто обязаны «резать косты», иначе «ваши люди» все растратят и растащат. Все эти затраты на обучение и развитие команды, бонусирование, дополнительную мотивацию в виде страховок, питания, оплачиваемого отдыха – сущий грабеж среди бела дня. Режьте его с безжалостностью военного хирурга. Мы же на войне, тут не до мерехлюндий. Разве что ваш корпоративный «Мерседес» с водителем надо оставить. Мало ли, понадобится детей в школу отвезти или жену в салон. Кесарю кесарево.