Факты о человечестве: правда ли мы такие разные?

Факты о человечестве: правда ли мы такие разные?

Автор блога Британского психологического общества Эмма Янг советует ученым почаще выходить из лаборатории

Будущее
Иллюстрация: PRNewsOnline

Несомненно, американских старшекурсников не стоит считать представителями всего человечества. Поэтому часто говорят, как опасно делать глобальные выводы на основе исследований WEIRD-обществ (то есть западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических — Western, Educated, Industrialized, Rich, Democratic). Чтобы действительно понять, какой человеческий опыт универсален, а какой — продукт индивидуальной культуры, нам нужны большие, правильно организованные исследования людей из разнообразных культур. К счастью, такие исследования есть. Вот некоторые самые интересные открытия.

Личное пространство

Насколько велико ваше «личное пространство»? Я как британка ожидала, что мое пространство окажется больше, чем, скажем, у среднего итальянца. Я знаю исследования, которые показывают, что у людей, живущих в дружелюбных к физическому контакту культурах, «личные пузыри» обычно меньше. Однако до недавнего времени не было достойного кросс-культурного анализа этой идеи.

В 2017 году была опубликована статья «Предпочтительные межличностные расстояния» в Journal of Cross-Cultural Psychology. Авторы представляли 59 учреждений по всему миру, от Пекина до Уругвая и Ирана. Команда под руководством Агнешки Сороковской собрала данные почти о 9000 участников из 42 стран. Они рассмотрели предпочтения в отношении «социальной дистанции» (физическая дистанция при взаимодействии с незнакомцем), «личной дистанции» (при общении со знакомым) и «интимной дистанции» (например, при взаимодействии с членом семьи).

Между всеми тремя показателями была положительная корреляция, но особенно между первыми двумя: люди, которые предпочитали стоять ближе к незнакомцу, также были склонны быть ближе к знакомому. И когда дело дошло до вариаций от страны к стране, команда обнаружила большие различия. У жителей Аргентины оказались самые маленькие «пузыри»: они с радостью общались со знакомым человеком на расстоянии примерно 60 см и позволяли близким друзьям и родственникам быть ближе еще примерно на 15 см. Англия и США оказались выше по шкале приемлемых расстояний примерно на треть — жители Англии предпочитали, чтобы знакомые держались на 20 см дальше, чем, например, аргентинцы. Однако возглавили список Румыния, Венгрия и Саудовская Аравия. Предпочитаемая средним венгром личная дистанция почти вдвое больше, чем у среднего аргентинца.

Непонятно, что именно способствует возникновению таких различий. Ученые отметили, что в целом женщины, пожилые люди и жители более холодных стран предпочитают держать незнакомцев на расстоянии. Однако во время пандемии мы все привыкли к большему количеству личного пространства, чем обычно. Но, по словам Тины Ячини из Университета Кампинос, страх перед вирусом, а также длительные стрессовые периоды изоляции привели к удвоению личного расстояния, которое люди в Ломбардии, регионе Италии, наиболее пострадавшем от вируса, считают комфортным. «Социальная дистанция подобна невидимой защитной сфере вокруг нас, которую мы постоянно носим, — говорит она. — Это наш щит безопасности, и поэтому мы так чувствительны к ценности этого пространства».

Обозначения эмоций

Что для вас значит «гнев» или «счастье»? И означают ли эти и другие слова для вас то же самое, что и их ближайшие переводы для людей, говорящих на других языках?

Ранее в этом году исследователи под руководством Джошуа Конрада Джексона из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл опубликовали в журнале Science статью, в которой рассматривались варианты значений 24 эмоциональных концепций на 2474 языках. Команда исследовала образец «колексификации» в разных языках, то есть то, как отдельные слова используются для описания нескольких понятий. Например, на персидском языке ænduh означает «горе» и «сожаление», а на диалекте даргва, на котором говорят в Дагестане в России, слово dard означает «горе» и «тревогу». Таким образом, люди, говорящие на двух языках, могут немного по-разному понимать, что такое «горе».

Ученые обнаружили важные различия между языковыми семьями. Например, в одних языках «гнев» был связан с «завистью», а в других — больше с «ненавистью» или «гордыней». В некоторых австронезийских языках «жалость» и «любовь» были связаны, а в других — нет. (В целом, однако, оценки того, какие эмоции «положительные», а какие — «отрицательные», были довольно однозначными.) Работа предполагает, что культурное влияние действительно может изменить эмоциональный опыт.

Сенсорное восприятие

Система октав, присущая западной музыке, основана на математике: поднимитесь на октаву вверх, и частота звука заданной ноты удвоится. И многие считали, что западная музыка стала использовать эту систему потому, что она связана с тем, как звуковые волны физически стимулируют улитку нашего внутреннего уха — другими словами, есть что-то биологически фундаментальное и универсальное в том, как мы воспринимаем высоту звука.

Проблема с этим предположением заключается в том, что до недавнего времени исследователи не проверяли музыкальное восприятие людей, которые не слушали западную музыку. В 2019 году в статье, опубликованной в Current Biology, группа под руководством Нори Якоби из Института эмпирической эстетики Макса Планка показала, что группа людей, живущих в отдаленных тропических лесах Боливии, обрабатывает высоту звука не так, как американцы. В отличие от тех из нас, кто привык слушать западную музыку, эти люди не замечают сходства между двумя нотами, разнесенными на октаву.

Эта работа дополняет другие исследования, особенно в области зрения и обоняния. Хотя все люди устроены одинаково, на наше сенсорное восприятие влияет культура.

Предпочтения в партнерах

Еще в 1989 году американский психолог Дэвид Басс опубликовал влиятельную статью, в которой пришел к выводу, что существуют явные гендерные различия при выборе партнера. Опираясь на данные более чем 10 тысяч участников из 37 различных культур, он и его коллеги предположили, что женщины, как правило, больше заинтересованы в «хороших финансовых перспективах», чем мужчины, а мужчины чаще, чем женщины, важным в партнере считают «красивую внешность». Начались горячие споры и всевозможные дополнительные исследования. Главный вопрос заключался в следующем: если эти различия действительно существуют, обусловлены ли они биологией или культурой — и, в частности, гендерным неравенством? Могут ли эти различия исчезнуть в культурах, где равенство полов более заметно?

В 2020 году огромная международная команда под руководством Кэтрин Уолтер из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовала крупномасштабное повторное исследование с участием более 14 тысяч участников в 45 странах. В разных группах мужчин больше интересовала физическая привлекательность, чем женщин, которые, в свою очередь, предпочитали более старших партнеров с хорошими финансовыми перспективами. В странах с более высоким гендерным равенством пары, как правило, были более близки по возрасту, но больше это ни на что не влияло. Исследователи пришли к выводу: «Универсальные гендерные отличия в предпочтениях остаются устойчивыми».

Человеческие ценности

Все ли мы ценим одно и то же? И меняются ли эти ценности с возрастом — или между полами?

Это не просто теоретически важные вопросы. Как отмечают авторы недавней статьи в Frontiers in Psychology под руководством Пола Ханела (Кардиффский университет), с иммиграцией связаны конфликты о том, как мы воспринимаем ценности. Например, опрос 2016 года показал, что три четверти людей, живущих в Онтарио, считают, что у мусульманских иммигрантов принципиально иные ценности, чем у них самих.

Однако другие опросы показали, что у люди по всему миру придерживаются довольно похожих ценностей. В исследовании Шалома Шварца и Аната Барди участники из 50 разных стран согласились с тем, что доброжелательность, универсализм и самостоятельность очень важны, а традиции и власть поставили ниже других ценностей.

Так чем же можно объяснить эти расхождения? Ханел и его коллеги недавно изучали людей, живущих в трех разных культурах: Бразилии, Индии и Великобритании. Они пришли к выводу, что люди в разных странах могут отличаться в поведении, касающегося определенных ценностей, но при этом придерживаться схожих представлений о значении и важности этих ценностей.

В 2020 году отдельная группа под руководством Рузвельта Вилара изучила возрастные и гендерные различия в ценностях у более чем 20 тысяч человек, живущих в 20 странах со «значительными» культурными отличиями. Они обнаружили небольшие различия между мужчинами и женщинами на большинстве этапов жизни. В целом женщины больше сосредоточены на социальных целях (например, помощь другим), тогда как мужчины — на личных целях (эмоциональный подъем и продвижение по службе). Пожилые люди также больше ценят социальные цели, чем молодежь, которую больше привлекают цели личные.

Однако, как сообщают исследователи, культура практически не влияет на результаты. Таким образом, в широком смысле это исследование утверждает, что все люди придерживаются принципиально одинаковых ценностей — и эти ценности похожим образом меняются в зависимости от возраста и пола, — где бы они ни жили.

Хотя все эти исследования помогают нам понять, какие аспекты человеческого опыта универсальны, они, конечно же, на самом деле не решают проблему WEIRD. Что нам действительно нужно, так это чтобы исследователи по умолчанию включали в исследования участников не из WEIRD-обществ. И очевидно, что могут быть ситуации, в которых результаты разных культур будут серьезно отличаться; к этому тоже нужно отнестись с уважением.

Источник

Свежие материалы