Торты в «зловещей долине»: что пугает нас в креативных дизайнах еды
И как появление таких творений связано с коронавирусом
Мир-2020Вы, возможно, уже видели мегавирусное видео с подборкой, казалось бы, повседневных предметов, таких как кроксы, комнатные растения и туалетная бумага, разрезанных напополам — а на самом деле это искусно украшенные торты. Одно видео от автора Tasty (но созданное турецким пекарем Тубой Гекилем) собрало более 30 млн просмотров только в Twitter.
These Are All Cakes pic.twitter.com/ejArkJHaid
— Tasty (@tasty) July 8, 2020
Клип вызвал целый взрыв мемов, связанных с тортами, демонстрирующих абсурдность реалистичных мастичных скульптур. К примеру, комикс португальского мультипликатора Рафаэля Салимена стал широко распространенным мемом, который, кажется, описывает и благоговение, и дискомфорт из-за этих тортов. Словом, некоторые люди в восторге от этих творений. Но другие, такие как я, находят их ужасающими.
View this post on Instagram
Когда я вижу, как нож разрезает предметы, которые я считал твердыми, и оказывается, что они сладкие, воздушные и покрыты мастикой, мне становится некомфортно. Я, честно говоря, не могу посмотреть видео целиком, не съежившись. Существует так много ужасающих примеров обманных тортов, как, например, это нервирующее видео, где торт предстает в виде младенца. Вам стоит его посмотреть, только если вы любите жестокие фильмы и «Американскую историю ужасов». И все же вид серебряного чайника, агрессивно разрезанного пополам гигантским ножом, тоже вызывает у меня тоску по простым тортам и кейкпопсам. Мне нужно было понять, почему эти кулинарные иллюзии действуют на мой мозг именно таким образом.
«Существует несколько возможных механизмов, которые могут объяснить ваш дискомфорт, — говорит доцент кафедры психологии и наук о данных в Нью-Йоркском университете Паскаль Уоллиш. — Во-первых, существует вероятность того, что зрительная система человека отслеживает, не выбиваются ли из нормы какие-то важные стимулы. К примеру, не болен ли тот, на кого вы смотрите. Это будет важной информацией для дальнейших взаимодействий».
Дискомфорт, который описывает Уоллиш, часто называют «зловещей долиной». Явление, придуманное робототехником Масахиро Мори в 1970 году, обычно используется для описания неприятных ощущений, возникающих при взгляде на то, что выглядит как человек, но на самом деле им не является. При взаимодействии с похожим на человека существом, таким как популярная интернет-знаменитость и искусственный интеллект «София», мы испытываем особый диссонанс, когда она со своими чрезвычайно предсказуемыми шутками оказывается вовсе не человеком.
Happy #MothersDay to all the human creators out there! And to the females at @hansonrobotics who helped create me! pic.twitter.com/sATsmxAmId
— Sophia the Robot (@RealSophiaRobot) May 10, 2020
«Зловещая долина представляет собой серьезную проблему для людей, пытающихся создать человекоподобных роботов или производящих компьютерную анимацию, — говорит Уоллиш. — Существует много эмпирических подтверждений того, что нам весьма симпатичны изображения реальных людей, а также изображения тех, кто очевидно не человек — R2D2 или C3PO — тоже высоки. Но между ними находится «зловещая долина» изображений, которые похожи на людей, но не совсем люди. Это одна из основных причин, почему некоторые люди думают, что клоуны жуткие, а зомби — страшные».
«Эффект зловещей долины не очень понятен. Обычно он относится к эмоциональной реакции людей на нечеловека, похожего на человека, такого как реалистичный робот или карикатура. Одни получают удовольствие, другие расстраиваются, и не всегда понятно, почему, — говорит психотерапевт из Чикаго Эйми Дарамус. — В мире, где нарушения реальности в порядке вещей, видео с красными крокодиловыми туфлями, которые оказываются тортом с глазурью… сюрреалистично. Это полная противоположность 2020 году, потому что реальность искажается в хорошем смысле». По крайней мере до тех пор, пока какой-нибудь опытный кулинар не решит испечь торт, который будет выглядеть как его собственная рука, и не разрежет его торжественно пополам.
Возвращаясь к кулинарным диссонансам: изысканно украшенные торты — вовсе не что-то новое. Мастика была изобретена еще в XVI веке и быстро стала символом статуса. Лишь в XX веке раскатанная мастика стала более дешевым, доступным и широко используемым предметом для украшения десертов. Также по телевидению вовсю рекламируются украшения для тортов, в которых используется глиноподобный, но съедобный материал, такие как Nailed It, Cake Boss и Crazy Delicious. Но здесь речь больше об артистизме. Со временем мастерство этих авторов возрастает, и они создают ошеломляющие репродукции знаменитой портретной живописи, а затем возникает жуткое чувство неизбежности того, что торт разрежут на куски.
«Обычно мы не едим детей, собак или туалетную бумагу, — добавляет Дарамус. — Некоторые из этих тортов в значительной степени нарушают табу. Есть то, что связано с грязью — крыс, туалетную бумагу, — с или привязанностью — например, детей и собак, — одинаково ужасно, хотя и в разном смысле». Табу, по ее словам, на примитивном уровне также связано с привлечением невезения или проклятий. Вот та причина, по которой мы ежимся от страха.
Несмотря на то, что многие из этих иллюзий вызывают глубокий дискомфорт в нашем примитивном мозге, мемов и шуток о тортах меньше не становится, а ужасные и красивые видеоролики о тортах, несомненно, будут и дальше появляться на YouTube и в социальных сетях. «Так что я не удивлена, что мемы о тортах в 2020 году будут в тренде, — размышляет Дарамус. — В этом году наше чувство реальности было настолько разорвано на куски, что эти торты — практически символы сегодняшней жизни».