Игра мускулами: как внешность влияет на личность
Колумнист BBC Future Кристиан Джаррет рассказывает о взаимосвязи между физической силой и экстравертностью
Образ жизниМы обычно воспринимаем свою внешность как нечто отдельное от того, кто мы есть. Но оказывается, что физические черты, такие как рост или привлекательность, могут оказывать влияние на нашу личность, поведение и даже политические взгляды.
Школа-интернат, где я учился в 1990-х годах, представляла собой идеальный микрокосм для всех, кому интересна идея «выживания наиболее приспособленных». В пансионате было более 50 шумных мальчишек, и все мы использовали различные стратегии, чтобы избежать изоляции и буллинга — от формирования коалиций до завоевания популярности путем продажи дешевых батарей (мой собственный подход состоял в устрашении — я стремился создать себе репутацию фаната каратэ).
Несколько мальчиков среди нас были крупнее среднего, и их телосложение означало, что им не стоит о чем-либо беспокоиться. Эти парни были весьма уверены в себе и кичливы — их напористые личности, казалось, отражали физические данные.
Была ли эта связь между телом и чертами характера случайной корреляцией, или их личности развились под воздействием телосложения? Существует теория, предполагающая второй вариант. Эта идея известна как «факультативная калибровка личности». Она подразумевает, что личность человека развивается так, чтобы наилучшим образом соответствовать другим генетическим данным, включая размер, силу и привлекательность.
Растет число фактов, подтверждающих факультативную калибровку личности — с точки зрения того, как внешний вид влияет на личностные качества, на поиск романтических партнеров и политические убеждения. (Стоит отметить, что теория находится под вопросом, потому что до сих пор она опиралась на корреляционные и противоречивые данные. Кроме того, существуют альтернативные объяснения результатов, например, что черты личности могут формировать тело.)
Рассмотрим экстраверсию, которая предполагает не только общительность, но также предприимчивость и готовность идти на риск. С эволюционной точки зрения было было логично, если более сильные, физически более способные люди использовали свои физические преимущества благодаря экстраверсии.
Некоторые исследования это подтверждают. Одно из них, проведенное в Геттингенском университете, охватило более 200 мужчин. Физически более сильные, с телами «мачо» — мощная грудь и бицепсы — мужчины чаще оказывались экстравертами, особенно с точки зрения напористости и физической активности. Среди женщин такая зависимость не обнаружилась.
Другое исследование показало, что крупные мужчины часто бывают более склонными к агрессии и менее невротичными (например, менее боязливыми и тревожными). В этом есть смысл, если рассматривать личность как адаптивную стратегию. Если вы физически слабы, то осторожность и опасливость могут продлить вам жизнь. Но при внушительном телосложении можно себе позволить больше рисковать.
У исследователей в области поведенческой экологии, изучающих животных, есть интригующие параллели с этими мыслями. Они заметили, что у многих видов «личность» животного (склонность к смелости или робости) адаптивно изменяется в зависимости от физических данных. Например, более крупные прыгающие пауки смелее ведут себя перед лицом потенциального хищника, чем их меньшие собратья.
Примечательно, что многие исследования о связи между физической силой, экстраверсией и агрессивностью были сфокусированы на мужчинах. Вот причина: согласно эволюционной теории, физическая сила и боевые способности служат большим преимуществом для мужчин, которые соперничают друг с другом за партнерш. В одном из исследований, проведенном в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре среди мужчин и женщин, обнаружилась обычная связь между физической силой и экстраверсией, но среди мужчин она была заметно более устойчивой.
В том же исследовании была оценена привлекательность участников — еще один физический атрибут, который теоретически делает полезным формирование экстравертного типа личности. Результаты показали, что у женщин, как и у мужчин, большая привлекательность, как правило, идет рука об руку с более выраженной экстравертностью, а это позволяет предположить, что в какой-то степени взаимосвязь тело-личность может проявляться и среди женщин.
«Текущие результаты демонстрируют, что удивительно большую долю отличий в степени экстраверсии можно предсказать на основе физической силы и физической привлекательности», — пишут исследователи.
Более того, их выводы нельзя полностью объяснить различиями в ключевом гене, связанном с функцией андрогена (который может влиять на силу, привлекательность и аспекты личности). Это укрепило идею о том, что физические атрибуты усиливают экстраверсию, а ассоциации тела и личности просто отражают общие генетические эффекты.
Дело не в том, что экстраверсия и невротизм связаны с физическими качествами. Еще одно исследование показало, что подход к общению с партнерами также может быть стратегической адаптацией, на которую оказывают влияние телесные характеристики и черты лица, особенно если вы мужчина. Например, в исследовании с участием сотен старшекурсников Аарон Лукашевск из Университета Лойола Мэримаунт и его коллеги, в том числе Кристина Ларсон и Келли Гилдерслив из Калифорнийского университета, обнаружили, что мужчины (но не женщины), которые сильнее и привлекательнее, чаще говорят, что секс без любви — это нормально, и они могут заниматься сексом без близких отношений.
Этот результат согласуется с тем, что наши предки мужского пола с лучшей физической формой имели больший репродуктивный успех благодаря случайному сексу, и с тех пор такая сексуальная стратегия развивалась как реакция на физические данные. «Текущие результаты подтверждают гипотезу о том, что у более сильных и привлекательных мужчин больше половых партнеров отчасти потому, что они настроены на поиск неограниченных возможностей для спаривания», — пишут исследователи.
Насколько глубоки связи между тем, как вы выглядите и тем, кто вы? У мужчин под влияние могут попадать даже политические взгляды. Пара политологов провела исследование с участниками из 12 стран, в том числе США, Дании и Венесуэлы, и пришла к выводу, что более сильные и мускулистые мужчины с большей вероятностью выступают против политического эгалитаризма. Причина в том, что в прошлом такие мужчины чаще добивались успеха в обществе, где каждый сам за себя. Результаты среди женщин были смешанными, причем одни исследования показывали, что сила коррелирует с большей поддержкой эгалитаризма, а другие — прямо противоположное.
«Подобно тому, как физическая сила формирует конфликтное поведение других животных в важных для них областях (например, спаривание и борьба за территорию), она, по-видимому, формирует поведение политического животного в этой ключевой конфликтной области», — пишут исследователи.
Мы часто думаем, что наша личность и убеждения отражают суть того, какие мы — застенчивые или общительные, склонные к вечному флирту или преданные партнеры, левые или правые. И нам нравится думать, что эти черты исходят из мыслительных, моральных или даже духовных источников.
Идея о том, что эти аспекты личности могут, по крайней мере частично, отражать стратегическую адаптацию к нашим физическим размерам и внешнему виду, пока остается спорной теорией. Но она, подобно пансионату, полному шумных детей, служит скромным напоминанием о наших животных корнях.