Исследование: как мы оцениваем друг друга по звукам имени

Исследование: как мы оцениваем друг друга по звукам имени

Об этом стоит задуматься, называя ребенка или придумывая название для бизнеса

Саморазвитие
Фото: Grigory Kravchenko/Flickr

Экстраверсия, тебя зовут Кэти. И Джек. И Картер. Но, оказывается, не Джоанна, не Оуэн и не Лорен: эти люди олицетворяют другие черты, такие как эмоциональность и приятность.

По крайней мере, так, по данным статьи, опубликованной в Journal of Experimental Psychology, люди оценивали личности обладателей этих имен. Согласно исследованию, мы связываем звуки имен с определенными чертами: имена, содержащие звуки «к» и «т», оцениваются абсолютно иначе, чем имена с более резонансными звуками «н» или «л». Неудивительно, что в реальном мире у Кэти не больше шансов быть экстравертами, чем у Лорен.

Предыдущие исследования показывали, что люди ассоциируют определенные звуки с определенными формами: например, слово «bouba» — с формой круга, а «kiki» — с остроконечной. И мы также можем инстинктивно связывать формы и звуки с конкретными эмоциональными состояниями.

Но Дэвид Сидху и его коллеги из Университета Калгари заинтересовались, связывают ли люди звуки с более абстрактными понятиями, такими, как тип личности. В частности, команда хотела узнать, по-разному ли мы оцениваем личности людей в зависимости от того, содержат их имена «сонанты» — резонансные или носовые звуки, такие как «м», «л» и «н» — или «взрывные», короткие звуки, которые образуются при блокировании воздушного потока в голосовом тракте, например, «т», «к» и «р».

В трех исследованиях приняли участие 180 человек. Авторы демонстрировали им ряд черт, отражающих различные аспекты личности, такие как добросовестность (например, «трудолюбивый») или экстраверсия (например, «социальный»). Одновременно отображались имена, которые содержали либо сонанты (например, «Лорен»), либо взрывные звуки (например, «Кэти»).

В одном исследовании участники видели пару имен и должны были выбрать, какое из них больше соответствует данной характеристике, в то время как в другом им показывали одно имя и просили оценить, насколько конкретная характеристика соответствует этому человеку. В третьем исследовании участники оценивали личности выдуманных имен с похожими звуками: «Морен» вместо «Лорен», «Тэти» вместо «Кэти».

Во всех трех исследованиях участники выше оценили такие имена с сонантами, как Лорен, по степени приятности, а в двух исследованиях — по эмоциональности и добросовестности. А имена со взрывными звуками, такие как Кэти, получили более высокие оценки по экстраверсии.

Почему люди оценивают определенные имена как более экстравертные или более приятные? Возможно, рассуждают исследователи, в реальном мире имена людей действительно отражают их личности. Так, в другом исследовании более 1000 участников прошли онлайн-опросы личности, но авторы не нашли реальных доказательств связи между личностями участников и звуками их имен.

Также возможно, что люди уже сформировали ассоциации между определенными именами и чертами характера: если у них есть особенно приятная подруга по имени Лорен, например. Но против такого объяснения говорит тот факт, что аналогичный эффект наблюдался даже с вымышленными именами.

Исследователи предполагают, что мы привыкли ассоциировать определенные звуки с конкретными эмоциональными контекстами. Например, люди чаще используют более мягкие звуки в более спокойных ситуациях, и поэтому мы воспринимаем тех, у кого эти звуки присутствуют в именах — Лорен и Оуэнс, например, — как более приятных и добросовестных. Либо отношения между звуком и личностью могут быть более метафорическими: например, короткие резкие звуки в именах «Джек» и «Кэти» могут напоминать о живости и энергичности человека с более экстравертной личностью.

Какими бы ни были причины, кажется маловероятным, что информация, полученная из звуков в имени, окажет большое влияние на то, что мы думаем о человеке в реальном мире, где у нас обычно много другой информации о нем. Но знание, что определенный звук ассоциируется с другими характеристиками, может быть полезно в некоторых ситуациях. Например, придумывая название для продукта, компании стоит задуматься, повлияют ли звуки в названии на восприятие людей. А писатель может дать своему главному герою имя, соответствующее его личности.

Источник

Свежие материалы