Как правильно читать: стратегия, которая позволит усвоить любой текст

Как правильно читать: стратегия, которая позволит усвоить любой текст

Писатель и преподаватель Ли Хорнбрук рассказывает о методе критического чтения SQ3R

Саморазвитие

Писатель ли вы, руководитель предприятия или заняты в какой-то области самосовершенствования, вы, без сомнений, завалены текстами: новостными статьями в телефоне, школьными учебниками, сотнями страниц бизнес-отчета. Вы пролистываете один отчет за другим, пока все они не сливаются в аморфную массу. Но что, если просто систематизировав процесс чтения, вы сможете легко понимать все, что читаете, с небольшими дополнительными усилиями?

Совершенствование процесса чтения — это ключевой навык, который позволяет вам критически и четко мыслить по любому предмету. А критическое мышление по любому вопросу придаст вам влияния.

В книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер говорит: «Ясное мышление становится ясным повествованием, одно не существует без другого». Чтобы ясно мыслить, нужно быть сильным читателем. Стратегия критического чтения может вывести ваше критическое мышление на новый уровень и помочь в достижении целей. Ясное мышление + критическое мышление = мощное ясное письмо.

С 1986 года, когда я начал преподавать в колледже композицию и английский язык, я познакомил тысячи студентов с методом критического чтения SQ3R: survey (оценить), question (задать вопросы), read (прочесть), recall (запомнить) и review (подвести итоги). Я видел, как, используя этот метод, начинающие и совершенствующиеся студенты превращаются в первоклассных ученых и мыслителей.

Сам я всегда был медленным, методичным читателем. Есть что-то правильное в том, чтобы художественные тексты читать медленно и внимательно, обращая внимание на особый язык литературы. Но вот большие теоретические тексты были моим врагом. Я мог продраться сквозь дебри повествования, но доходя до конца, я уже не помнил многого из того, что прочитал. Читая длинный учебник, я не мог понять разницу между основными моментами и второстепенными идеями. Мне нужна была какая-то стратегия, которая включала бы не просто выделение важных моментов.

Начав использовать метод SQ3R, я увидел результаты в течение нескольких недель. Этот подход помог мне систематизировать тяжелую читательскую нагрузку и улучшил понимание и отклик. Теперь я читаю быстро с твердым пониманием. У меня есть уверенность, что я могу освоить любой материал.

В начале моей педагогической карьеры я знал, что помогать студентам означает обучать их стратегии критического чтения. Но метод SQ3R можно применять и за пределами университета. Это эффективный метод для тех, кто имеет дело со сложными текстами. Используя этот подход, можно по-настоящему освоить любой материал и понять тонкости даже самых сложных текстов.

Критическое мышление ведет к новым знаниям

Мы создаем новые знания, опираясь на экспертные знания прошлого. Критическое мышление означает, что вы не просто принимаете то, что предлагает автор. Читать критически значит читать скептически, сравнивая мнение автора с собственными знаниями и мировоззрением. Иногда ваши идеи совпадают с идеями автора. Но чаще ваше мировоззрение и взгляд автора вступают в противоречие.

Чтение — это процесс открытий. Мы — не просто пустые сосуды, которые наполняются из чаши знаний. Во время чтения мы находимся в симбиотических отношениях с автором, мы создаем новый смысл и новые знания. Следуя стратегии критического чтения, вы можете определить сильные и слабые стороны аргумента или подхода и разработать новый путь. Взгляд автора плюс ваш собственный приводит к новым знаниям. Метод SQ3R помогает определить области текста, с которыми вы можете поспорить, чтобы создать новое понимание мира.

Если бы все, что нам нужно было сделать при чтении, это принять точку зрения автора, наше мировоззрение безнадежно застряло бы на уровне четвертого класса или книжной картинки: так сказал автор. Такая пассивная стратегия чтения важна для маленьких детей, которые только начинают читать, но становясь старше, нам нужно читать намного активнее, чтобы не только понимать, что говорят авторы, но и развивать собственные представления о мире. И вот тут-то на помощь приходит SQ3R. Вы уже умеете читать. SQ3R систематизирует процесс чтения, чтобы вы могли понять максимум прочитанного. Так чтение становится эффективным.

SQ3R — стратегия критического чтения

Метод был предложен педагогом-психологом Фрэнсисом Плезантом Робинсоном в его книге 1946 года «Эффективное обучение», которая предназначалась для улучшения навыков чтения военнослужащих. Стратегия наиболее полезна для высокоструктурированных текстов, но ее так же эффективно можно применять и к художественной литературе, и к более коротким работам. Следуя структуре из пяти частей, вы можете стать активным читателем и улучшить свои навыки критического мышления.

Шаг 1 — Оценить: осмотритесь, прежде чем прыгать

Первый шаг — оценить текст, в буквальном смысле посмотреть на материал. Если у вас текст на 1000 страниц, нужно сначала понять, с чем вы имеете дело. Посмотрите на книгу, не читая ее. Посмотрите на обложку. Пролистайте оглавление. Затем пролистайте ее целиком, страницу за страницей, от начала до конца.

В случае с электронной книгой, вам, возможно, потребуется внести некоторые коррективы в этот шаг. Тем не менее, вы можете просмотреть оглавление, отметить длину книги, ее структуру и (если возможно) прокрутить страницы. Я читаю и преподаю, используя бумажные книги, и эта статья основана на применении метода SQ3R именно к ним. Вам придется самим найти способ применения этих методов для электронных книг.

Не читайте пока текст. Должны проявиться закономерности. Вы увидите систематическое изложение идей в структуре книги. Вы увидите названия глав, подзаголовки и под-подзаголовки. В академических учебниках можно увидеть новые слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом. Вы можете увидеть иллюстрации, графики или списки действий в конце глав. Вы можете увидеть иллюстрированные примеры. Пролистайте всю книгу. Изучение текста — важный шаг, основа для остальной стратегии.

Если ваш материал короче, этот процесс занимает гораздо меньше времени. Посмотрите на эссе, например. Как оно называется, кто автор? Есть ли в нем подзаголовок? Сколько там параграфов? Есть ли пустые места? Выделены ли какие-то части текста? Независимо от того, что вы читаете, обращайте внимание на структуру произведения, когда будете его оценивать.

Человеческий мозг — удивительный орган. Он находит закономерности во всем, что видит. Просматривая текст, вы настраиваете свой мозг на подсознательное понимание закономерностей, которые вы ему представляете. То есть мозг находит в них смысл. Вы создаете для мозга основу, чтобы понять материал. Этот скелет поддерживает структуру содержания книги так же, как человеческий скелет помогает вам стоять прямо. Без этой структуры содержание было бы бесполезным желе, которое трудно понять любым структурированным способом.

Шаг 2 — задать вопросы: план исследования

Второй шаг — записать вопросы для каждого подзаголовка в тексте. Сформулируйте их на основе заголовков и подзаголовков. Например, в учебнике по письму может быть раздел «Подготовка к написанию», а один из подзаголовков может звучать как «Фрирайтинг». На листе бумаги запишите «Что такое фрирайтинг?» Просмотрите весь текст и запишите вопросы для каждого заголовка и подзаголовка.

В это время у вас может возникнуть соблазн записать ответы на эти вопросы, особенно когда эти ответы всплывают в тексте перед вами. Но пока лучше просто записать все вопросы и подождать. Вы ответите на них во время чтения.

Примечание: запись материала улучшает память. При применении SQ3R я пишу вопросы ручкой на бумаге, хотя в других случаях в основном печатаю на компьютере. Вы можете выбрать способ записи сами — написать или напечатать. Эти записанные вопросы вы будете использовать во время чтения.

Шаг 3 — прочитать: отключите все, что может вас отвлечь, и читайте

Третий шаг — чтение. Чтение текста представляет собой двухэтапный процесс. Первый раз читайте без карандаша. Просто быстро прочитайте, чтобы уяснить основные идеи и структуру текста. Во второй раз читайте внимательно и делайте заметки.

Чтение без карандаша. Найдите тихое место и прочитайте материал. Отключите телефон и телевизор. Лично мне лучше сконцентрироваться помогает легкая или классическая музыка на заднем плане. Исследователи считают, что классическая музыка приводит «студентов в повышенное эмоциональное состояние, делая их более восприимчивыми к информации».

Если прочитать нужно много, сначала просмотрите текст и, возможно, разбейте его на несколько сеансов.

Чтение — это деятельность мышечной памяти. На то, чтобы погрузиться в чтение, уходит 5–10 минут. Затем мы можем читать комфортно и с максимальной производительностью около 40–60 минут. После этого разум начинает блуждать, и нам нужен перерыв. Отдохните 5–10 минут, расслабьтесь. Разомнитесь и устройте передышку для мозга. А затем продолжайте читать или дождитесь следующего сеанса.

Вторая часть чтения: сделать заметки. Комментарии помогут вам понять закономерности текста. Цель прочтения — найти основные пункты текста. Как выделить самое важное в море текста? Профессиональный текст тщательно отредактирован и оформлен.

Даже сами предложения хорошо структурированы. В центре предложений — детали и вспомогательные материалы.

Если автор пишет: «Важный момент — это…» или «Основной момент — это…» или «Наиболее важный момент, который следует запомнить, — это…», то вы знаете, что именно этот момент нужно отметить или подчеркнуть.

Понимая, где найти наиболее важную информацию, вы сможете выделить существенные моменты.

Ищите ответы на вопросы, которые вы записали во втором шаге. Увидев ответ, запишите его. Если ответ не представлен напрямую, он может подразумеваться. Запишите любой ответ, который вы можете найти в тексте.

Делая заметки, вы читаете активно. Пишите по всему тексту. Если вы работаете с бумагой, можете разработать собственную систему символов, как сделал я. (С электронными книгами нужно посмотреть, что можно сделать, учитывая используемый вами ридер. Из-за этих ограничений может быть более целесообразно работать с печатной книгой, особенно с важными текстами.)

Я подчеркиваю основные моменты и обвожу слова, которых не знаю. Я ищу слово в хорошем словаре и пишу «опр» на полях вместе с определением. Если я согласен с мнением автора, я пишу «Да!». Если я отношусь к точке зрения автора скептически, то пишу «Хммм», чтобы отметить, что мне нужно еще немного подумать над этим вопросом. Если я не согласен с автором, то пишу «Фигня!» или что-то в этом духе. Если я вижу закономерность, вроде «Первый… Второй… Третий…», я обвожу эти структурные элементы в рамки и рисую между ними линии. Если у меня есть свои мысли или комментарии по поводу какого-то отрывка, я записываю их на полях. Все эти заметки пригодятся мне, когда я снова обращусь к этому материалу.

Здесь, например, я сделал много незначительных комментариев, пытаясь следовать нити аргумента. У Де Бовуар обширный словарный запас, поэтому, если быть точным, я проверяю любое слово, которое может иметь какие-то нюансы смысла. Я проверяю слова, которые, как мне кажется, я хорошо знаю, и оказывается, что у меня не совсем точное рабочее значение слова. Важно быть честным с собой и проверять слова, которые вы не знаете или которые могут означать не совсем то, что вы думаете.

Разработайте собственную систему ведения заметок. Что бы вы ни делали, пишите в тексте. Если вы не хотите писать в книге, сделайте копию для чтения и делайте заметки в ней. Запись комментариев — важный шаг в понимании материала.

Что касается выделения: я видел, как многие начинающие студенты выделяют целые страницы текста. Когда выделено все, не выделено ничего. Используйте выделение экономно. Я стараюсь выделять только основные моменты каждой главы, если вообще выделяю.

Шаг 4 — запомнить: озвучивайте свои идеи

Четвертый шаг — рассказать основные пункты текста другу или себе. Когда мы озвучиваем любой материал, мы формируем воспоминания об этом в мозге. Рассказав другу о прочитанном, вы сможете это запомнить. Также это поможет вам уточнить любые разногласия, которые могут возникнуть у вас с текстом. Почему вы не согласны с автором и какова ваша собственная позиция? Недостаточно просто не согласиться с точкой зрения автора. Также нужно постараться сформулировать причину своего несогласия, что поможет вам сформулировать собственный взгляд по предмету. Этот шаг в критическом мышлении важен для создания новых знаний.

Шаг 5 — подвести итоги: усилить весь процесс, чтобы действительно усвоить текст

Пятый и последний шаг — подвести итоги. Это уже шестой раз, когда вы будете смотреть на изучаемый материал. Вы не просто разобрались с точкой зрения автора, вы активно прочитали текст.

После того, как вы шесть раз критически просмотрели текст, я гарантирую, что, если вы верны методу SQ3R, то с большей частью материала вы справились. Ваша задача — не запомнить текст, хотя некоторые его части и отложатся в памяти дословно. Ваша задача скорее состоит в том, чтобы понять основные моменты и структуру текста, знать его сильные и слабые стороны, а также свою реакцию и отношение к этому материалу. Вы теперь стали экспертом по этому материалу и создали новые знания.

Теперь вы готовы сделать что-то с этим новым знанием — представить информацию совету директоров, сдать экзамен или написать статью, в которой позиция другого автора учитывается наряду с вашими аргументами.

Использование стратегии SQ3R для критического чтения может потребовать больше времени на чтение, особенно когда вы пишете сфокусированные вопросы и разрабатываете работоспособную схему заметок. Но если вы будете использовать эту стратегию последовательно, то станете заметно лучше понимать прочитанное.

Чтение — это зачастую первый шаг не только в изучении новых знаний, но и в их создании. Стратегия критического чтения SQ3R поможет вам понять любой текст, от самого сложного до самого тривиального. Она повысит вашу заинтересованность в чтении, поможет критически осмысливать прочитанное и позволит создавать новые знания для мира.

Мы не просто открываем мир через чтение. Мы создаем мир, в котором живем. Теперь ваша очередь создать прекрасный мир, в котором вы хотите жить.

Источник

Свежие материалы