Билл Гейтс: «Говорить, что мир — результат случайности, как-то немилосердно»
Журнал Rolling Stone взял интересное интервью у Билла Гейтса — которого совсем недавно Forbes опять признал самым богатым человеком мира. Билл рассказывает о том, как накормить мир, стало ли лучше жить в Америке, о новых лидерах Кремниевой долины, делится своим мнением об Эдварде Сноудене — и даже о боге.
Будущее ЛидерствоЖурнал Rolling Stone взял интересное интервью у Билла Гейтса — которого совсем недавно Forbes опять признал самым богатым человеком мира. Билл рассказывает о том, как накормить мир, стало ли лучше жить в Америке, о новых лидерах Кремниевой долины, делится своим мнением об Эдварде Сноудене — и даже о боге. Мы выбрали несколько самых любопытных фрагментов.
Новые лидеры Долины: зачем Цукерберг потратил $19 млрд на WhatsApp?
Марк Цукерберг хочет, чтобы следующим Facebook был опять-таки Facebook. У Марка достаточно смелости, чтобы сказать: «Я потрачу $19 млрд на продукт, у которого, в сущности, нет бизнес-модели». Я думаю, эта его агрессивность говорит о мудрости, хотя цена выше, чем я ожидал. Это показывает, что аудиторная база чрезвычайно ценна. Это софт; он может превращаться во множество вещей. Как только вы начали с кем-то общаться, вы не ограничитесь текстом. Вы будете делать фото, делиться документами, играть в игры вместе.
Сноуден — герой или преступник?
Он нарушил закон, так что я ни за что не стал бы характеризовать его как героя. Если бы он хотел поднять эти вопросы и остаться в стране, участвовать в гражданском неповиновении или чем-то таком, или если бы он был осторожен в выборе того, что публикует, тогда это было бы больше похоже на то, что он действительно хочет сделать мир лучше. От меня вы не дождетесь восхищения в его адрес.
Может ли государство решить большие общественные проблемы?
Нужно быть реалистичными: правительство — довольно примитивный инструмент, и без постоянного внимания высококвалифицированных людей, вооруженных правильными показателями, оно скатится в неэффективность. Правительство США в целом — одно из лучших в мире во многих отношениях: это, например, отсутствие коррупции и разумная судебная система.
Но наше правительство не настроено на высокую эффективность. В нашей системе много сдержек и противовесов. Когда наступает кризис, и подавляющее большинство людей соглашаются по основным вопросам, правительство может работать блестяще, как во время Второй мировой. Но сегодня есть люди, которые верещат о государственных расходах или о том, что мы недостаточно занимаемся изменением климата. Но у них нет консенсуса, и они существуют в государственной системе, где самый типичный ответ на проблемы — сохранение статус-кво.
Как накормить весь мир
В конце 1960-х произошла «зеленая революция»: новые семена и другие новшества подняли производительность сельского хозяйства в Азии и Латинской Америке. Они спасли миллионы жизней, вытащили множество людей из нищеты. Но эта революция практически обошла стороной Черную Африку. Сегодня средний тамошний фермер в три раза менее производителен, чем американский. Если мы сможем сократить этот разрыв, а я думаю, мы в состоянии, это очень поможет.
Есть и другая проблема: когда люди богатеют и входят в состав глобального среднего класса, им хочется есть больше протеинов. Неплохая такая проблема — люди богатеют. Но употребление мяса плохо сказывается на окружающей среде, оно требует много земли и воды. И в то же время мы не можем требовать от всех стать вегетарианцами. Как это изменить? Создать доступные растительные белки, в сущности, заменители мяса, которые и на вкус походят на мясо. Я пробовал некоторые и, честно, не могу отличить их на вкус от настоящего мяса.
Зачем инвестировать в ядерную энергетику
Если можно сделать ядерную энергию очень-очень надежной и разобраться с экономической стороной дела, разобраться с отходами, это просто нирвана: более дешевое решение с минимумом выбросов CO2. Если этого не добиться, у нас проблема, потому что человечество не сможет снизить объемы используемой энергии. Каждый год вплоть до 2100 года планета будет использовать больше энергии. А значит, с каждым годом будет и больше выбросов. TerraPower, компании, которая занимается ядерной энергией и которую я финансирую, потребовалось очень много времени, чтобы собрать нужных людей, провести компьютерное моделирование и добраться до нужной технологии, но даже теперь нужно еще получить разрешение правительства США работать с той страной, которая решит строить с нами пилотную станцию — может, это будет Китай. На нормальном частном рынке такой проект, может, и вовсе не возник бы. Его появление требовало восхищения научными достижениями, беспокойства об изменениях климата и способности заглянуть очень далеко в будущее.
Правда ли, что лучшие годы Америки уже позади?
Это просто смешно. Единственный аргумент в пользу того, что лучшие годы уже позади, основан на том, что в 1946 году мы составляли 6% населения мира, но доминировали в нем. Но сегодня в Америке гораздо лучше, чем когда-либо. Допустим, вы американская женщина: вы вернулись бы на 50 лет назад? Допустим, вы гей в Америке: вы бы вернулись на 50 лет назад? Или если вы больной человек, вернулись бы вы на 50 лет назад? Вы что, шутите?
Чем Билл Гейтс и Стив Джобс похожи?
Мы со Стивом были очень разные. Но мы оба хорошо находили правильных людей. Мы оба были гиперэнергичны и работали чрезвычайно много. Мы очень тесно работали над первым софтом для Mac, это даже удивительно: у нас им занимались больше людей, чем в самой Apple. Но мы были очень наивны. Стив обещал нам, что это будет компьютер за $499, а потом вдруг он стал стоить $1999. Но все равно работа над Mac была невероятным опытом. Команда, которая работала над «Маком», была полностью истощена. За два года все они разбежались. Но то, что мы сделали вместе — это нечто легендарное. Стив был гением.
Есть ли бог?
Я согласен с людьми вроде Ричарда Докинза, что у человечества была потребность в мифах о творении. До того, как мы начали понимать причины болезней, изменений погоды и так далее, мы придумывали для них ложные объяснения. Сегодня наука заполнила часть того пространства — лишь часть, — которое заполняла религия. Но тайны и красоты мира сногсшибательны, поразительны, и нет научного объяснения, как это все так получилось. Говорить, что все это результат случайных чисел, это, знаете, как-то немилосердно [смеется]. Думаю, вера в бога имеет смысл, но на какие именно решения в вашей жизни она влияет, я не знаю.