Научить дельфина: как оставаться гибким в сложных ситуациях
Глава международной консалтинговой фирмы Адам Кахейн объясняет, как преодолеть стереотипы
Лидерство СаморазвитиеЯ работаю с командами по всему миру, которые борются с сложными социальными и политическими проблемами, и иногда вдохновение приходит ко мне весьма неожиданным образом. Кто-то подумает, что у театра, например, не много общего с устойчивостью или неравенством. Но мой коллега Ян Принсло, бывший театральный режиссер, познакомил меня с импровизационной игрой под названием «Учиться, как дельфин», и теперь мы внедрили это в нашу методологию семинаров.
В этой игре один участник добровольно становится дельфином и покидает комнату. Другие — дрессировщики дельфинов — выбирают простую серию последовательных действий, которую должен научиться выполнять дельфин (например, поднять стул, перенести его под окно, а затем сесть на него). Дельфин возвращается в комнату и пытается выяснить, что делать. Никому не разрешается говорить или подавать сигналы, но тренеры могут хлопать в ладоши, когда дельфин приближается к выполнению правильных действий.
Я очарован этой игрой, потому что она подчеркивает важную компетенцию: способность быть гибким. Этот навык требуется для решения любой сложной ситуации, в которой путь вперед неясен. Это относится как к решению социальных проблем, с которыми сталкиваемся мы с коллегами, так и к проблемам, с которыми сталкивается любой, кто пытается ориентироваться в незнакомых рыночных и организационных механизмах.
В игре важно поведение тренеров, потому что дельфин не может научиться, если тренеры дают запутанные или противоречивые отзывы. То же самое и в реальной рабочей ситуации. В повседневной жизни мы не ограничены в общении, но и слова не всегда помогают. В конце концов, вспомните, как часто вы бывали озадачены полученной обратной связью. Когда мы даем смутные или нерешительные отзывы, людям трудно понять, чего мы от них хотим. В игре с дельфинами я видел дисциплинированных и добросовестных тренеров, которые помогали «дельфину» добиться успеха, и других — невнимательных и легкомысленных, которые оставляли «дельфина» в замешательстве и колебаниях.
Поведение «дельфинов» также важно. Роль «дельфина» стрессовая: волонтер обычно нервничает (иногда даже сильно потеет), пытаясь понять, как добиться успеха. Ключевое для «дельфина» — пробовать разные действия, а затем отталкиваться от тех, которые вызывают сильные подтверждающие хлопки. Терпят неудачу те «дельфины», что заходят в тупик — просто стоят и думают, или делают одно и то же неправильное действие снова и снова, даже если не получают апплодисментов.
Таким образом, обучение требует, чтобы мы переключались между двумя режимами: пытались что-то делать и следили за обратной связью. И если мы не получаем качественную обратную связь напрямую, мы должны добиваться ее косвенно (например, наблюдая, что другие делают в ответ на наши действия, даже если они ничего нам не говорят).
Во всех сферах деятельности — отношениях, бизнесе, политике, искусстве, — люди порой погрязают в старых способах ведения дел и не могут найти новые пути. Они выходят из тупика только тогда, когда пробуют что-то новое и продолжают попытки, пока не найдут то, что работает. Это то, что делает футболист, когда пинает мяч по многолюдному полю, что делает ученый, когда формулирует и проверяет ряд гипотез, и что делает предприниматель, предлагая что-то рынку. Это то, что делал Пабло Пикассо, когда наносил краску на холст, отступал, смотрел на нее и неоднократно рисовал поверх того, что сделал прежде, в поисках правильного выражения того, что пытался создать.
Когда мы участвуем в творческой деятельности команды, мы должны быть гибкими, не только индивидуально, но и как группа, подобно стае скворцов. Больше всего удовлетворения мне принес опыт работы в команде, когда мы видели, что наши действия не приносят желаемого результата, и быстро и гибко совместно решали, что нужно делать это иначе, делали это — и это приносило плоды.
Основное препятствие для такой гибкости — это упертость, возникающая из страха. Учитель боевых искусств однажды сказал мне, что, делая кулак в тайцзи, я не должен крепко сжимать руку, она должна быть достаточно свободной, чтобы через нее мог проскользнуть карандаш. Мы же крепко сжимаем кулаки и продолжаем делать то, что не работает, потому что боимся — вдруг, признавшись другим или хотя бы себе, что делаем что-то неправильно, мы проиграем. Чтобы справиться с этим страхом, нужно набраться смелости, предусмотрительно расслабиться настолько, чтобы иметь возможность быть гибкими.