Исследование: одни лишь мысли о кофе придают энергии

Исследование: одни лишь мысли о кофе придают энергии

А к тому же меняют стиль мышления на более конкретный и конструктивный

Саморазвитие
Фото: aperzen/Flickr

В нашей культуре настолько укоренилась связь между кофе и активностью, трудоспособностью и концентрацией, что одной только мысли или упоминания о напитке достаточно, чтобы взбодриться. А это, в свою очередь, пробуждает более целенаправленный, конкретный стиль мышления. Юджин Чан из Университета Монаш и Сэм Маглио из Университета Торонто в Скарборо написали об этом в Consciousness and Cognition: «Люди могут почувствовать прилив энергии, просто пройдя мимо кофейни. Они не просто почувствуют себя более энергичными, также может измениться их подход к принятию решений».

Интригующие результаты принесли четыре исследования, в которых участвовали сотни человек онлайн и в лабораторных условиях. Исследования проводились по похожим схемам, и напитки по факту никто не употреблял. Авторы начали с того, что заставили участников думать о кофе или чае. В одном исследовании подопытным нужно было придумать рекламные слоганы для кофе или чая (в зависимости от того, к какой группе они были отнесены), в других они читали придуманные новости о пользе употребления либо кофе, либо чая. Вслед за этим был измерен уровень физиологического возбуждения участников: либо на основе их самостоятельной оценки (они оценивали, насколько бодры, энергичны и возбуждены), либо на основе сердечного ритма. И под конец участники оценили свой уровень интерпретации — были ли они сосредоточены или, наоборот, мыслили абстрактно. Эта последняя оценка заключалась в распределении действий по категориям: например, решить, «составление списка» означает «поддержание порядка» (более абстрактно) или «запись на бумагу» (более буквально).

В целом результаты показали, что размышления о кофе и напоминание о нем повышают уровень физиологического возбуждения участников (независимо от того, утверждают ли они это сами, или это вытекает из частоты сердечных сокращений) по сравнению с размышлениями о чае и напоминании о нем. Это более сильное возбуждение в свою очередь вызвало более буквальный, сосредоточенный стиль мышления — то есть более конкретный конструктивный уровень.

Одно из исследований показало, что этот возбуждающий, изменяющий познание эффект упоминания кофе срабатывает только среди участников из западных стран и не затрагивает подопытных из восточных стран (иммигрировавших в Канаду и Америку из Китая, Японии и Кореи), где кофе менее популярен и не ассоциируется с энергией, концентрацией и трудолюбием.

Еще одно исследование показало, что влияние упоминания кофе на изменение стиля познания усиливается просмотром захватывающего клипа из фильма «Форсаж» и нивелируется клипом из менее захватывающего «Дома Рока», и это, по словам исследователей, говорит о том, что влияние кофе на стиль мышления происходит благодаря изменениям, вызванным возбуждением.

Исследователи не уверены, приносят ли пользу эти очевидные эффекты от упоминания о кофе или нет — вероятно, это зависит от обстоятельств. Они считают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы изучить последствия их выводов. «Наше исследование дополняет литературу, утверждающую, что продукты, которые мы едим, и напитки, которые мы пьем, не просто обеспечивают питание или удовольствие. Наше мышление может измениться, когда мы просто представляем их или вспоминаем о них».

Читатели могут легко усомниться в практической значимости описанных здесь эффектов (например, средняя частота сердечных сокращений для группы кофе составляла 76 ударов в минуту по сравнению с 70 ударами в минуту для группы чая), и, возможно, они захотят увидеть подтверждение этих выводов, прежде чем читать об этом дальше. Другая проблема заключалась в том, что не было базовых условий — упоминания о кофе всегда сравнивали с упоминаниями о чае. Поэтому результаты можно истолковать как доказательство того, что напоминания о чае уменьшают возбуждение и вызывают более абстрактный стиль мышления, а не того, что кофе усиливает возбуждение и вызывает конкретный стиль мышления. Чан и Маглио признали необходимость проведения дальнейших исследований.

Кого-нибудь мучает жажда?

Источник

Свежие материалы