Зачем бизнесу гуманитарные знания

Зачем бизнесу гуманитарные знания

Профессор Оксфордского университета Андрей Зорин объясняет, как гуманитарные науки учат трезво оценивать свои возможности и быть более успешными лидерами

Лидерство Саморазвитие Свой бизнес

Доктор филологических наук, профессор факультета средневековых и современных языков Оксфордского университета и МВШСЭН Андрей Зорин в лектории бизнес-школы «Сколково» прочитал лекцию о том, почему не только цифры и точный расчет, но и гуманитарные науки влияют на прибыльность бизнеса. «Идеономика» публикует отрывок из его выступления о роли гуманитарного знания в бизнесе и бизнес-образовании, об эмоциональном интеллекте лидеров и о стратегиях выживания в русской культуре.

Место в мире и истории

У гуманитарных знаний есть широкая и разнообразная сфера применения, в том числе они нужны людям из бизнеса. Почему именно им? Да потому что бизнесмены выходят за пределы своего сообщества, устанавливают и налаживают контакты с внешним миром.  Первыми бизнесменами были купцы, и у них, в отличие от воинов, не было задачи убивать друг друга, они торговали. А что важно знать тем, кто торгует? Что люди бывают разными, у них иначе устроены мозги, чувства, переживания — в реальности представление об этом дает только гуманитарное знание. Конечно, многое достигается опытом, но именно гуманитарное знание учит человека не воспринимать собственное представление о мире как естественное, данное самой природой.

С другой стороны, оно дает представление о собственном месте в мире и истории. О том, откуда ты взялся, что ты сейчас делаешь, каковы перспективы твоего дела. Оно приучает думать и рассчитывать свою жизнь немножко дальше завтрашнего дня. С ним проще стратегически мыслить, и, главное, понимать, что есть сугубо технологическое отношение к миру – ты принимаешь правильные решения, пользуешься правильными рецептами, и все в порядке, — а есть отношение сугубо фаталистическое: от меня ничего не зависит, [все будет,] как карты лягут. Гуманитарное знание учит понимать, что от тебя зависит многое, но далеко не все; учит оценивать пределы твоих возможностей, что можно спланировать, а что — нет. Оно дает возможность, умение, привычку думать сложно.

Культура как пожизненный приговор

Если мы понимаем, как именно культура определяет наши мысли и представления, мы получаем возможность их менять. И мысли, и поступки, и до известной степени даже саму культуру — хотя это и не в пределах возможностей одного человека. Культура — не пожизненный приговор. Она меняется, она рукотворна, ведь ее создают люди. Культура — это система ненаследственной передачи информации из поколения в поколение, и она подвержена изменениям, в том числе сознательным. Какие-то изменения происходят прямо на наших глазах. То, что мы думаем так, как задано культурой, вовсе не означает, что мы обречены всегда так думать и чувствовать. А это представление очень полезно: ты понимаешь, что другие люди думают и чувствуют по-другому, и это помогает тебе выйти за собственные пределы, что так важно для бизнесмена.

Гуманитарные науки и результат

Сложно представить, как знания о мире влияют на прибыльность? Разумеется, речь не идет о немедленной прикладной пользе. От того, что я расскажу, норма прибыли не увеличится с 3,5% до 4,5%. Но, безусловно, широко мыслящий человек имеет большие преимущества — в том числе и в бизнесе. Он обладает возможностью по-другому строить свое дело. Стив Джобс как-то сказал, что одних технологий недостаточно,  но когда к технологиям добавляются humanities, то есть гуманитарные знания, и liberal arts, тогда его сердце поет. И тогда достигается результат. 

Эмоциональный интеллект лидера

Я как-то присутствовал на лекции одного очень профессионального банкира, и он рассказывал о том, чем лидер отличается от менеджера. Банкир заметил, что лидер, в отличие от менеджера, всегда окружает себя людьми, которые умнее его, и самое главное — которые знают, что они умнее его.  Менеджеру же нужны те, кто ему чуть-чуть интеллектуально уступает, ведь тогда все в порядке, так легче работать — тебя больше уважают. Ответственность за принятие решений все равно лежит на лидере, но он подбирает тех, кого интересно слушать, с кем можно разговаривать и спорить. И лидерство не связано с интеллектом напрямую. И тот самый лектор рассказал про крупного бизнесмена, который потерпел страшное поражение, потому что сделал прогноз, оказавшийся стратегически неверным, а никто ему не возразил. И не потому, что его боялись — просто все думали, что он  самый умный и, значит, знает, что говорит.

Что касается эмоционального интеллекта, он понимается прежде всего как способность управлять своими эмоциями. Это правильно и разумно, и это очень нужно человеку — не поддаваться, контролировать, использовать их себе на пользу. Любые, в том числе неприятные эмоции вроде гнева и страха могут направляться в разумную сторону. Кроме того, очень важное свойство лидера — это способность к эмпатии, или, говоря в философских категориях XVIII века — к симпатии. Не в том смысле, как мы сегодня говорим, что человек мне симпатичен, а в смысле способности представлять себя на месте другого. Она отличается от эмпатии: эмпатия – способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Это, видимо, невозможно, ты не можешь чувствовать то, что чувствует другой; но ты можешь представить себе, что чувствует другой, находясь на своем месте. И ты можешь представить, что чувствовал бы ты, находясь на его месте. Вот эта способность необыкновенно помогает в управлении людьми, в лидерской работе, и она как раз совершенствуется и гуманитарным знанием, и эмоциональным интеллектом.

Эмоции в бизнес-образовании

Известно, что человек вовсе не рационален и никогда не действует рационально. Все великое искусство доказывает это. Но возникает вопрос, так ли это плохо? Может быть, в этом есть и нечто хорошее? Сейчас эту тему изучают с самых разных сторон — психологи, историки культуры, экономики, социологи, биологи. И наука набрала большое количество рациональных техник анализа этой нерациональной сферы. Если раньше это объясняло только искусство, то сейчас с этим справляются научные дисциплины, включая историю культуры, которой я занимаюсь.

Стратегии выживания в русской культуре

Техники выживания в России остаются в значительной степени традиционными — в том числе и для отечественного бизнеса. По хорошо понятным причинам побег и обман — более распространенные модели. Бунт – вещь редкая, но от этого она не утрачивает свою актуальность. Кто-то выбирает побег, кто-то выбирает обман, но ощущение бунта все время висит в воздухе: обе стороны запугивают им друг друга. «Вы что, хотите, чтобы был бунт!?» — спрашивают одни. «Нет, это вы хотите, вы доводите до революции!» — говорят им другие. Любой конфликт сопровождается такого рода запугиванием, так что эта модель тоже актуальна, из нашего сознания она никуда не исчезла.

Свежие материалы