€ 70.89
$ 64.25
Зачем бизнесу гуманитарные знания

Зачем бизнесу гуманитарные знания

Профессор Оксфордского университета Андрей Зорин объясняет, как гуманитарные науки учат трезво оценивать свои возможности и быть более успешными лидерами

ЛидерствоСаморазвитиеСвой бизнес

Доктор филологических наук, профессор факультета средневековых и современных языков Оксфордского университета и МВШСЭН Андрей Зорин в лектории бизнес-школы «Сколково» прочитал лекцию о том, почему не только цифры и точный расчет, но и гуманитарные науки влияют на прибыльность бизнеса. «Идеономика» публикует отрывок из его выступления о роли гуманитарного знания в бизнесе и бизнес-образовании, об эмоциональном интеллекте лидеров и о стратегиях выживания в русской культуре.

Место в мире и истории

У гуманитарных знаний есть широкая и разнообразная сфера применения, в том числе они нужны людям из бизнеса. Почему именно им? Да потому что бизнесмены выходят за пределы своего сообщества, устанавливают и налаживают контакты с внешним миром.  Первыми бизнесменами были купцы, и у них, в отличие от воинов, не было задачи убивать друг друга, они торговали. А что важно знать тем, кто торгует? Что люди бывают разными, у них иначе устроены мозги, чувства, переживания — в реальности представление об этом дает только гуманитарное знание. Конечно, многое достигается опытом, но именно гуманитарное знание учит человека не воспринимать собственное представление о мире как естественное, данное самой природой.

С другой стороны, оно дает представление о собственном месте в мире и истории. О том, откуда ты взялся, что ты сейчас делаешь, каковы перспективы твоего дела. Оно приучает думать и рассчитывать свою жизнь немножко дальше завтрашнего дня. С ним проще стратегически мыслить, и, главное, понимать, что есть сугубо технологическое отношение к миру – ты принимаешь правильные решения, пользуешься правильными рецептами, и все в порядке, — а есть отношение сугубо фаталистическое: от меня ничего не зависит, [все будет,] как карты лягут. Гуманитарное знание учит понимать, что от тебя зависит многое, но далеко не все; учит оценивать пределы твоих возможностей, что можно спланировать, а что — нет. Оно дает возможность, умение, привычку думать сложно.

Культура как пожизненный приговор

Если мы понимаем, как именно культура определяет наши мысли и представления, мы получаем возможность их менять. И мысли, и поступки, и до известной степени даже саму культуру — хотя это и не в пределах возможностей одного человека. Культура — не пожизненный приговор. Она меняется, она рукотворна, ведь ее создают люди. Культура — это система ненаследственной передачи информации из поколения в поколение, и она подвержена изменениям, в том числе сознательным. Какие-то изменения происходят прямо на наших глазах. То, что мы думаем так, как задано культурой, вовсе не означает, что мы обречены всегда так думать и чувствовать. А это представление очень полезно: ты понимаешь, что другие люди думают и чувствуют по-другому, и это помогает тебе выйти за собственные пределы, что так важно для бизнесмена.

Гуманитарные науки и результат

Сложно представить, как знания о мире влияют на прибыльность? Разумеется, речь не идет о немедленной прикладной пользе. От того, что я расскажу, норма прибыли не увеличится с 3,5% до 4,5%. Но, безусловно, широко мыслящий человек имеет большие преимущества — в том числе и в бизнесе. Он обладает возможностью по-другому строить свое дело. Стив Джобс как-то сказал, что одних технологий недостаточно,  но когда к технологиям добавляются humanities, то есть гуманитарные знания, и liberal arts, тогда его сердце поет. И тогда достигается результат. 





Эмоциональный интеллект лидера

Я как-то присутствовал на лекции одного очень профессионального банкира, и он рассказывал о том, чем лидер отличается от менеджера. Банкир заметил, что лидер, в отличие от менеджера, всегда окружает себя людьми, которые умнее его, и самое главное — которые знают, что они умнее его.  Менеджеру же нужны те, кто ему чуть-чуть интеллектуально уступает, ведь тогда все в порядке, так легче работать — тебя больше уважают. Ответственность за принятие решений все равно лежит на лидере, но он подбирает тех, кого интересно слушать, с кем можно разговаривать и спорить. И лидерство не связано с интеллектом напрямую. И тот самый лектор рассказал про крупного бизнесмена, который потерпел страшное поражение, потому что сделал прогноз, оказавшийся стратегически неверным, а никто ему не возразил. И не потому, что его боялись — просто все думали, что он  самый умный и, значит, знает, что говорит.

Что касается эмоционального интеллекта, он понимается прежде всего как способность управлять своими эмоциями. Это правильно и разумно, и это очень нужно человеку — не поддаваться, контролировать, использовать их себе на пользу. Любые, в том числе неприятные эмоции вроде гнева и страха могут направляться в разумную сторону. Кроме того, очень важное свойство лидера — это способность к эмпатии, или, говоря в философских категориях XVIII века — к симпатии. Не в том смысле, как мы сегодня говорим, что человек мне симпатичен, а в смысле способности представлять себя на месте другого. Она отличается от эмпатии: эмпатия – способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Это, видимо, невозможно, ты не можешь чувствовать то, что чувствует другой; но ты можешь представить себе, что чувствует другой, находясь на своем месте. И ты можешь представить, что чувствовал бы ты, находясь на его месте. Вот эта способность необыкновенно помогает в управлении людьми, в лидерской работе, и она как раз совершенствуется и гуманитарным знанием, и эмоциональным интеллектом.

Эмоции в бизнес-образовании

Известно, что человек вовсе не рационален и никогда не действует рационально. Все великое искусство доказывает это. Но возникает вопрос, так ли это плохо? Может быть, в этом есть и нечто хорошее? Сейчас эту тему изучают с самых разных сторон — психологи, историки культуры, экономики, социологи, биологи. И наука набрала большое количество рациональных техник анализа этой нерациональной сферы. Если раньше это объясняло только искусство, то сейчас с этим справляются научные дисциплины, включая историю культуры, которой я занимаюсь.

Стратегии выживания в русской культуре

Техники выживания в России остаются в значительной степени традиционными — в том числе и для отечественного бизнеса. По хорошо понятным причинам побег и обман — более распространенные модели. Бунт – вещь редкая, но от этого она не утрачивает свою актуальность. Кто-то выбирает побег, кто-то выбирает обман, но ощущение бунта все время висит в воздухе: обе стороны запугивают им друг друга. «Вы что, хотите, чтобы был бунт!?» — спрашивают одни. «Нет, это вы хотите, вы доводите до революции!» — говорят им другие. Любой конфликт сопровождается такого рода запугиванием, так что эта модель тоже актуальна, из нашего сознания она никуда не исчезла.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Свежие материалы