Марк Састер: чем лидер отличается от управленца
Предприниматель, венчурный инвестор и популярный блогер объясняет, что хорошо управлять не значит быть хорошим лидером, и наоборот
ЛидерствоНа прошлой неделе я листал Twitter и наткнулся на эти замечательные твиты Майкла Сейбела из Y Combinator.
Когда я был молодым, я думал, что управление подразумевает распределение/делегирование обязанностей. Теперь я понимаю, что на самом деле оно больше касается поддержания морали и мотивации. Мораль и мотивация — это подвижные цели, для поддержания которых нужны последовательные и активные усилия.
Люди много говорят об экстрапродуктивных инженерах (и это правильно — они чрезвычайно ценны). Но они недостаточно говорят об экстрапродуктивных лидерах. Лидерах, которые могут получить в 10 раз больше от людей, с которыми работают. Это действительно удивительный навык и гораздо более редкий, чем у способного инженера.
Эти твиты немедленно нашли во мне отклик. В повседневной работе мы тратим много времени на размышления об «управлении» и недостаточно — на размышления о «лидерстве». Всем нам нужно делать какие-то дела, поэтому непосредственный фокус часто направлен на текущие задачи и на то, как лучше всего их выполнить.
Я думаю, что твиты Майкла настолько срезонировали потому, что они оба верны. Управление — это распределение/делегирование обязанностей. Но лидерство — это нечто совершенно иное, и признание этого и есть ключ к успеху сильной команды.
Я перечислил некоторые качества, определяющие различия, на мой взгляд.
Лидерство
- Выбор направления/создание видения
- Подбор команды
- Создание общих ценностей
- Знание навыков/мотивации каждого члена команды
- Вдохновление/демонстрация примера
- Понимание, когда применить силу
- Изменение команды, чтобы добиться правильной «химии»
Управление
- Понимание целей команды и компании
- Формулировка задач и расставление приоритетов
- Распределение задач среди членов команды
- Мотивирование и руководство конкретными исполнителями (политика кнута и пряника)
- Оценка результатов работы и квалификации
- Контроль за масштабом/границами проектов
- Отчет об успехах и неудачах перед коллегами
Управление
Управление подразумевает контроль за группой работников для достижения общей цели. Менеджер должен определять цели проекта, разбивать его на задачи, распределять обязанности, измерять индивидуальный и групповой прогресс и постоянно контролировать масштаб проекта, чтобы остановить рабочий поток, который можно назвать «завершенным».
Как мы все знаем, если у вас нет эффективного руководства, то могут случаться задержки в проектах из-за размытия границ, недостаточной концентрации внимания при выполнении или из-за расстановки неправильных приоритетов. Без сильного руководителя вы можете завершить проект, но он может пострадать из-за низкого качества. При плохом управлении можно даже завершить проект с чувством удовлетворения и вовремя, но потом обнаружить, что сотрудники уходят из-за выгорания.
Отличные менеджеры имеют решающее значение для успеха любой команды. Есть люди, которые очень хороши в управлении. Это, как правило, «финишеры», которые ориентированы на процессы, хорошо следят за тем, чтобы задачи были выполнены правильно, а все непонятные моменты — прояснены.
Иногда эти менеджеры — яркие лидеры, а иногда нет. Менеджеры не обязательно должны быть отличными лидерами, чтобы быть эффективными в своей работе, и не нужно заставлять менеджеров быть отличными лидерами. Иногда правильное решение — объединить отличных менеджеров с отличными лидерами.
С другой стороны, если у вас есть отличные лидеры, которые «поддерживают мораль и мотивацию» (согласно твиту Майкла), но не очень хороши в управлении (масштаб, задача, качество), вы также не добьетесь хороших результатов. Вот почему я думаю, что оба твита правильны, и отличные лидеры должны работать в связке с отличными менеджерами. Не нужно оценивать каждую роль — они обе критически важны.
Лидерство
Лидерство — это прежде всего понимание правильного набора целей, которых необходимо достичь. Это определение направления. В бизнесе мы часто называем это «видением», потому что оно касается того, что важно в первую очередь. Речь идет о том, чтобы делать правильные вещи, и делать вещи правильно.
Лидерство — это объединение группы талантливых людей, которые хотят работать в вашей команде и заинтересованы в совместной работе. Лидерство — это создание общего видения, которого придерживается вся команда, и внесение изменений, если члены команды утверждают, что вы сбились с курса. Если вы соберете очень талантливую команду, люди наверняка будут не соглашаться друг с другом и конфликтовать как по вопросу общего направления, так и по ресурсам. Это естественно. Трудная работа лидера — понять, как и когда вмешаться.
Лидерство — это знание мотивирующих сил каждого члена вашей команды и наблюдение за тем, как они со временем меняются. Сильные лидеры знают, как получить максимальную отдачу от членов команды, когда нужно больше проконтролировать, а когда отступить и предоставить больше пространства для маневра. Лидерство заключается в том, чтобы знать, сколько полномочий передать кому-то из членов команды и когда требуется контроль, а когда нет.
В конечном счете лидерство заключается в понимании того, как получить максимальную отдачу от команды. Это включает в себя не только распределение обязанностей, но и понимание, когда пора менять или добавлять членов команды.
Лучшие лидеры осознают разницу между лидерством и управлением. Многие из нас стремятся добиться успеха и там, и там, но реальность такова, что мало кто может. Отличные лидеры окружают себя отличными менеджерами и наоборот. Нет смысла давать четкое видение [лидерство], если ваша команда не может согласиться и выполнить задачи для достижения целей [управление].
И наоборот, мало толку в том, чтобы усердно работать и тратить поздние ночи и выходные на задачи, которые не приносят стоящего результата. Честно говоря, это то, что я часто вижу в стартапах — люди усердно работают над задачами, не понимая, правильные ли они.
Единственная замечательная вещь, которую понимают настоящие лидеры, это разница между лидерством и управлением. Сильные лидеры знают, как привлечь и удержать сильных менеджеров, и знают, что должны доверять им, чтобы достичь целей. Сильные лидеры не путают свои навыки с «управлением» и не пытаются делать и то, и другое.